Дальнейшее внутреннее расстройство. Начало XVII века.

Польша была велика главным образом тем, что остава­лось от прежнего величия, но новых мыслей она уже не про­изводит. Вымирают последние поэты золотого века: славный переводчик «Освобожденного иерусалима» и «Неистового Ро­ланда» Ариоста, Петр Кохановский (ум. 1620), возвышенный и глубоко религиозный Каспер Мясковский (ум. 1622), лирический Симон Зиморович (ум. 1629), и их ряд замыкает более круп­ный по своему поэтическому таланту Матвей Казимир Сарбевский (ум. 1640), иезуит, который в своих одах бросает оте­чественный язык и, подражая Горацию, ищет лавров при папском и императорском дворе. Еще славится лагерный про­поведник Фабиан Бирковский (ум. 1636), который ни по своим политическим взглядам, ни по красоте языка не может рав­няться со Скаргой. Нашелся
еще один историк, епископ Перемышльский, Павел Пясецкий (ум. 1649), который представил историю пагубной политики Сигизмунда III и иезуитов во всем её ужасе, наконец при самом конце золотого века еще бле­стели, как всегда и везде, юристы: Дрезнер, Бурзиуш, Чарадзкий, Завацкий, и с ними окончательно пала польская сигизмундовская цивилизация.
Зато возобладали три новые направления. Нельзя сказать, какое из них было пагубнее.
Одним из них была нетерпимость. Ею не воспользовались в XVI веке короли, как политическим средством для образо­вания сильной правительственной власти, теперь ее взяли в свои руки необразованные и фанатические массы. В других стра­нах нетерпимость имела и выгодные политические последствия, в Польше, несмотря на свои скромные размеры, она стано­вилась только источником анархии и смут. Вся религиозная ревность иезуитов и Сигизмунда была недостаточна, польское правительство не могло уже взять в свои руки нетерпимость, так как шляхта, защищая своеволие, усердно защищала и сво­боду вероисповедания, и на сеймах поднимались страстные и активные голоса в защиту протестантов и православных. Уния восточной церкви, которая открывала такие политические перспективы, но без энергичной поддержки её силой правительства, не могла быть осуществлена, по тому самому никогда и не получила такой поддержки и не приобрела себе популярности. Нетерпимость существовала однако, но была делом единичных личностей, имела характер отдельных насилии и потому при­носила только пагубные результаты. Иноверцы и диссиденты утратили поддержку сверху в глазах черни и воспитывавшейся в этом направлении школьной молодежи. Соборы иноверцев безнаказанно разрушались в Польше и Литве. Закрытие и от­нятие восточных церквей униатскими епископами, хотя только спорадическое, имело характер бесправия и толкало православ­ных в объятия Москвы, тем самым открывая ей влияние на восточные области. Закрывались славные и стоявшие на высокой степени развития протестантские школы и таким образом, уничтожая благотворное соперничество, ускорили падение школ иезуитских, которые до тех пор держались на своей высо­те главным образом благодаря этому соперничеству. Одно­стороннее и преувеличенное стремление иезуитов к величайшей правоверности приводило их к тому, что они изгоняли из своих школ свободу мысли, скрывали от учеников загра­ничную научную литературу, сокращали древних авторов и совершенно устранили греческий язык и литературу, так как во всем этом могли скрываться начала неверия и ереси. Со всею яростью набросились теперь на всю реформационную лите­ратуру и без сожаления уничтожали принадлежавшия к ней прекраснейшие произведения XVI века, в 1627 году был произ­несен первый приговор лишения чести за напечатание ерети­ческой книги и к этой религиозной цензуре, убивавшей само­стоятельность мысли, вскоре присоединилась другая, еще худшая цензура, служившая шляхетскому легкомыслию и убивавшая вся­кую, даже историческую, истину. Эта цензура произнесла приго­вор, осуждавший Длугоша, запретила Гербурту печатать его и убила историографию, которая одна только могла еще открывать народу глаза на его о шибки и клеймить преступления и подлости единичных личностей. Человек очень трудолюбивый, но мало талантливый, Симон Старовольский, который в своих поли­тических сочинениях («Голос о реформе Речи Посподитой» — Votum о naprawie Rzpltej. 1625, «Разговор священника с земле­дельцем» — Rozmowa plebana z ziemianinem. 1641, «Реформация польских нравов» — Reformacya polskich obyczajow. 1645-1646), ка­рает ошибки народа, не поднимается до высшей политической точки зрения, а в исторических произведениях («Sarmatiae bellatores» 1681. ««Scriptorum polonicorum Hekatontas» 1627 и т.д.) оказывается неспособным ни на что более, кроме плоских панегириков. Станислав Любенский (Opera 1643), писатель не лишенный таланта и глубоких взглядов, рассказывая историю Сигизмунда III, устраняет из нее все что могло бы показаться нелестным для короля, церкви и сенаторских семей. Литера­тура, не будучи в состоянии возбудить интереса своим содер­жанием, лишенная печати истины и мысли, старается импони­ровать возможно более искусственной формой, возникает мода макаронизма, т.е. перемешивания польских слов с латин­скими, исчезает чувство истинной красоты и появляются гро­мадные кучи панегириков, печатавшихся по случаю свадьбы, крестин, путешествия или погребения всякой более известной личности. В этих писаниях, представляющих массу непо­нятных бредней, особенно отличались иезуитские учреждения в честь своих благодетелей. Монополия иезуитов на поприще просвещения столкнулась однако со старой монополией государ­ственного образования, которой пользовалась краковская академия. Когда иезуиты пожелали основать школы в самом Кракове, когда они начали хлопотать о приобретении титула академии для своих школ, познанской и львовской, краковский университет очнулся, не для того, чтобы реформировать себя и вступить в благородное соперничество с иезуитами, но чтобы удержать свою монополию высшего образования. Не было конца раздорам и спорам перед светскими и церковными судами, королем, сей­мом, сеймиками и наконец папой. В конце концов универ­ситет выиграл к величайшему несчастью для страны, так как теперь и иезуитам был закрыт путь к прогрессу, а университет вообще ограничивался подражанием всем недо­статкам иезуитских школ, в распущенности же школьной дисциплины, в битвах учеников с протестантами и в панегириках несомненно еще превышал иезуитов. Университет тратил громадные суммы на канонизацию святого Яна Канта и на постройку церкви святой Анны, а многие профессора тер­пели жесточайшую нужду. Все это происходило в то время, когда на Западе наука, пробужденная гуманизмом и реформацией, делала гигантские успехи во всех отраслях естественных и математических наук, философии, истории и права. Тогда как на Западе под влиянием новых открытий побеждала си­стема Коперника, в Польше её еще клеймили, как ересь, а о солнце, луне и звездах говорили только в астрологических календарях и в панегирических описаниях шляхетских гер­бовых щитов.
Третьей причиной внутреннего упадка сделалась неволя сель­ского народа. Исчезли уже остатки самоуправления, каким поль­зовался народ в своих селениях. Произвол панов, мелких корольков, высасывает и гнетет его, панщина не знает определенных законом границ, убийство не находит себе судебного наказания, государственная власть отказывает крестья­нину в опеке, беглого крестьянина шляхтич преследует и разыскивает, как невольника. Земли, обрабатывавшиеся до тех пор, уже не хватает и в течении XVI века под защи­той пограничной охраны, импровизированной на юго-восточных пределах, заселилась и подверглась обработке благодаря силь­ной шляхетской и крестьянской колонизации земля Подольская и Волынская, охваченная великой оборонной линией, шедшей через Киев, Белую Церковь, Канев, Черкасы и Брацлав до самого Каменца. В XVII веке переступали однако и эту прежнюю границу, многочисленные поселения проникали все глубже в так называемые «дикие поля» по нижнему течению Днепра и Днестра, которые не имели настоящего владельца, но, отделяя широкой полосой Польшу от крымских татар и турок, слу­жили местом пребывания и исходным пунктом для хищниче­ских походов как запорожским казакам, так и разроз­ненным мелким ордам так называемых Буджакских та­тар. Основываемый на этой плодородной земле колонии прино­сят громадные доходы польским панам и шляхте, но тре­буют больших расходов и постоянной защиты, поэтому бо­лее мелкие хозяйства падают, а зато тем сильнее за их счет развиваются гигантские имущества знатных панов, глав­ным образом Вишневецких и Острожских. Легкое приобре­тение значительных имуществ порождает жажду богатства и роскоши, не знающую пределов, обращающую в крепостных тех, кого первоначально привлекали к колонизации большими обещаниями. Национальные, религиозные или политические сообра­жения не играют в этом никакой роли: польские паны не за­ботятся о католичестве или национальности привлекаемого ими польского населения, для них все дело заключается в возможно большей и скорейшей эксплуатации его для увеличения доходов, и поэтому они сами живут в прежних своих наследствен­ных имениях, а восточные колонии предоставляют на милость и немилость своих недобросовестных управителей или арендаторов. Трудно однако среди этой бурной пограничной жизни так же удержать крестьянина на привязи, как в глубине страны. Крестьянин бежит далее и далее на восток, к запорожскому казачеству, и казачество усиливается и растет. Шляхта смотрит на это, смотрит на эти массы свободного крестьянства, смотрит на эти громадные, плодородные и лежащие в запустении простран­ства и рассчитывает доходы, какие бы можно было извлечь из них, если бы удалось подчинить себе эту своевольную респуб­лику. Начинается стремление в этом смысле все более сильное и безусловное, тем более необходимое для польских колониза­торов, что своевольная казацкая республика своими беспрестан­ными нападениями раздражает крымских татар и турок и побуждает их к грозным набегам.
Если бы за польскими «королевичами» стояло сильное прави­тельство, если бы это правительство соединило общественные силы, действовавшие в Украине, достигло Черного моря и замкнуло Украину в её естественных границах, Польше легко было бы совершенно подавить своеволие казаков и, под­держивая среди них дисциплину, воспользоваться ими для го­сударства и сохранить невозмутимое спокойствие в этих стра­нах. Но такого правительства не было тоже, которое суще­ствовало, благодаря общей анархии не могло решиться на сме­лые действия, хотя неоднократно в тяжелые минуты пользова­лось подкреплениями казаков, как отличной пехоты. То же самое правительство часто становилось однако орудием близо­рукой шляхетской политики по отношению к казакам, когда нужда в них проходила и они делались благодаря своему своеволию более опасными. Совершенно устраняя и уничтожая их, вскоре затем их призывали к еще более прочному су­ществованию. Поэтому польская политика относительно казаков была беспримерно шаткой и вредной. Так под угрозою опа­сности со стороны Турции сейм 1590 года организовал запо­рожских или низовых казаков, живших собственно за гра­ницей Речи Посполитой, в реестровое войско, содержимое на жалованье и находящееся под верховною властью коронного гетмана, а всех своевольных казаков приказал преследовать или обращать в крестьянство. Но казаки, когда им запретили походы на турок, обратились на имения украинских панов и поднимали бунты под предводительством Косинского (1593) и Наливайки (1596), которые Острожский и Жолкевский подавили с большими усилиями. Конституция 1596 года рекомендовала полное истребление низовых своевольников, но вскоре настоя­тельная нужда Речи Посполитой заставила снова призвать их для защиты последней.
Московские, шведские и турецкие войны, в которых казаки играли видную роль под предводительством своего атамана и Конашевича, крайне возвысили их значение и обаяние. В на­граду за оказанные услуги им возвратили в 1601 году их организацию и сверх того позволили жить в королевских и шляхетских имениях на Украине. Когда войны окончились, а казаки начали неслыханные нападения на турок и даже сожгли предместья Царьграда, Речь Посполитая из страха перед Тур­цией ограничила число реестровых казаков тысячью человек, но уже в 1618 г. Конашевич привел королевичу Владиславу двадцать тысяч казаков для московской войны. Королевские комиссары вели с казаками переговоры, обещали им жалованье и признавали их реестровую организацию, лишь бы воз­держать их от самовольных походов на турок и удержать в зависимости. По смерти Конашевича новый атаман их Змоила начал держать себя более гордо и выставлял себя за­щитником восточной церкви от поляков. Только после кро­вавой битвы гетман Конецпольский в 1625 году восстановил среди них порядок, ограничил число реестровых казаков 6000 чел. и назначил гетманом Дорошенка. Но ни казаки, ни по­ляки не умели сохранять договоров: самовластные поступки Конецпольского и привод польских войск на Украину уже в 1629 году вызвали новое восстание казаков, началась страш­ная убийственная борьба, о которой рады были бы промолчать польские историки, хорошо чувствуя, что победы, одержанные над казаками, не приносят чести народу, как не принесли пользы государству.
Такие вредные течения уже тогда распространялись в поль­ском обществе и угрожали его будущности. Но как близка была катастрофа, никто тогда не умел отгадать. Современникам при Сигизмунде III Польша представляла не только извне, но и внутри картину великой предприимчивости, прогресса и вели­колепия.
Люблинская уния дала свои плоды. Умственная жизнь и эко­номическое движение не ограничивались уже тесными рамками «Короны», но приобрели себе широкое поприще на простран­стве всей Польши, Литвы и Руси. В течении удивительно короткого времени: цивилизация и польская свобода произвели свое действие на тех, кто был допущен к их благодеяниям, т.е. на литовскую и русскую шляхту. Она за малыми исключе­ниями уже в первой половине ХVII века приняла польский язык и римско-католическую веру, в границах своей воевод­ской автономии сделала польский язык оффициальным и та­ким образом, правда, только в одном общественном классе польское государство приобрело себе цельное национальное осно­вание. Момент, в который эти разнородные элементы перекре­щивались друг с другом, может быть и не без причины был моментом авантюристской предприимчивости извне. Зем­ледельческое хозяйство необыкновенно расширилось, а вывоз хлеба и сырых произведений из Польши дошел до своего максимума в половине ХVII века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.