Политика Сигизмунда III.

С той минуты однако, когда Сигизмунд III вступил на польскую землю и в первый раз встретился с канцлером, последний увидел, что его надежды обмануты, и, спрашивая сопровождавшаго короля Леснёвольского: «какие немые черти при­везли его к нам?» показал, что сразу понял новое положе­ние. Польша нуждалась в таком короле на своем троне, который захотел и сумел бы привлечь к себе и эксплуати­ровать великие, но неспособные к самостоятель­ному действию таланты Замойского. Историческая Немезида про­являла уже свое мщение на тех великих можновладческих родах, которые, утратив свои прежние традиции XV века, бро­сились на поприще анархии и безвозвратно истощили свои силы. Рушились и вымирали великие дома Тарновских, Мельштынских, Тенчинских, Любранских, Ласких и Кмит
и если от них и оставались какие-либо боковые отрасли, то оне не сохра­нили за собой прежних традиций, значения и положения и должны были завоевывать последнее заново в школе Замойского. Во­круг могущественного канцлера собизались действительно люди но­вого направления, с большими талантами и патриотизмом, воспи­танные в военной дисциплине и завоевывавшие себе положение личными заслугами и мужеством. Из школы великого гетмана выходили Жолкевские, Любомирские, Потоцкие, Калиновские, Собеские, Конецпольские, неизвестные прежнему можновладству, и даже знатные литовские и русские роды: Ходкевичи, Радзивиллы, Сапеги, Острожские, среди общей анархия сигизмундовских вре­мен сохранившие некоторый политический смысл и сознание общественного блага, невольно собирались теперь вокруг Замой­ского. Таким образом Замойский представлял из себя на­стоящую силу и не расположить к себе этой силы, не опе­реться на ней было роковым заблуждением и ошибкой со сто­роны молодого короля.
Замойского не стал бы опасаться король с сильным и открытым характером, исполненный искренне направленных к благу народа стремлений, к которым всегда можно было склонить канцлера. Сигизмунд III не был лишен характера, а сознанием своего величия, упорством в своих предрассуд­ках, скрытностью и подозрительностью приближался к Сигизмунду Августу, и если не мог равняться с ним в искусстве ведения мелкой интриги, то далеко превосходил его энергией своих действий, вел свою собственную, личную политику и про­водил ее с неумолимой последовательностью. Но это не была по­литика польская, заботящаяся о благе Польши, и уже по тому одному король не мог допустить к ней такого патриота, каким несомненно был коронный гетман и канцлер. В чем же за­ключалась эта прославленная политика Сигизмунда III?
Чем ближе подходил конец XVI столетия, тем сильнее обострялось соперничество между Габсбургами и Францией, так как к побуждениям политическим присоединились еще и религиозные. Владычествуя уже в Испании, Италии, Нидерландах, Бургуиндии, Австрии, Чехии и Венгрии, Габсбурги под предводи­тельством Филиппа II стремились теперь прямо к овладению остальным цивилизованным миром под лозунгом восстано­вления католицизма в странах, отпавших или отпадавших от него. Вследствие этого Франция, которая, возвращаясь к католицизму, не хотела однако признать преобладания Габсбур­гов, очутилась среди великой коалиции протестантских госу­дарств, защищавших свою свободу и веру. Таким образом в Европе существовали два великих лагеря, но в котором же из них было место для Польши?
Напрасно было бы пускаться в гипотезы, какой оборот приняли бы дела, если бы Польша в качестве государства про­тестантского встала против Габсбургов, и потому мы лишь разберем обстоятельнее вопрос, в каком лагере было место для Польши, уже возвратившейся к католичеству.
На этот вопрос Баторий отвечал: «нейтралитет» и от­вечал хорошо, так как в то время он направлял все силы народа в другую сторону. Но нейтралитет Батория нельзя при­нимать буквально, так как тот, кто решительно отверг предложение союза, сделанное Филиппом II, кто не только не вступил в, борьбу в качестве католического монарха с протестантами, но напротив в силу хорошо понимаемых по­литических интересов поддерживал и развивал близкие отношения с Англией, Голландией и прежде всего со Швецией, оче­видно заявлял себя против Габсбургов. Могла ли однако по­литика Батория, пригодная для десяти лет его царствования, быть удержана и впредь? Допустим, что нет, и с этой точки зрения оценим политику его преемника. Сигизмунд III явно и решительно перешел на сторону Габсбургов, через это лишился дружбы морских государств, как Франция, Англия, Голландия, с которыми Польша до тех пор находилась в живых отношениях, особенно торговых, и побудил их воз­мущать против неё Турцию и поддерживать Москву, привлек на Польшу шведов и вызвал в качестве союзника Австрии войну против Турции. Невыгоды были явны, помощи же ни­какой, так как Габсбурги ничего не могли дать Польше. Фи­липп II заключил союз с Сигизмундом только для устра­шения Голландии, Англии и Швеции. Австрия эксплуатировала Польшу, чтобы направить на нее часть турецких войск. Это ясно покажут события, они показали это уже при жизни Сигизмунда и однако никто упорнее его не держался раз принятого в политике направления. Для него не существовало политики, но существовали принципы. Сын Иоанна Вазы, своим упор­ным отстаиванием католицизма сделавшего свое имя ненавист­ным во всем протестантском шведском народе, воспитанный иезуитами, Сигизмунд проникся такой религиозной ревностью, до такой степени обратил все свои чувства, убеждения и силы на дело восстановления католицизма, что мог сделаться славнейшим борцом церкви, но вместе должен был стать наихудшим политиком, наихудшим стражем земного благосостояния вверенных его попечениям государств. Не для блага Польши заключил он и союз с Габсбургами, но для борьбы с про­тестантизмом за пределами страны, и польскую корону принял он главным образом с тою целью, чтобы, опираясь на могу­щественной и по преимуществу католической Польше, силой уничтожить шведский протестантизм.
Сильным двигателем в политике Сигизмунда были прежние его учителя, иезуиты, которым он и теперь безусловно верил и совершенно подчинялся. Наиболее ревностный сторонник и ученик иезуитов, кардинал епископ краковский, Юрий Радзивилл, был министром при дворе Сигизмунда, другие, и особенно иезуит отец Бернард занимали влиятельные места. Рассмотрим поэтому политику иезуитов. Космополитическое ре­лигиозное общество не могло обращать внимание на национальные интересы Польши и стремилось воспользоваться ей исключительно в религиозных целях. В сфере великих европейских событий Польша представлялась иезуитам орудием, которым следовало воспользоваться для общего дела, не спрашивая себя о том, не сломится и не разрушится ли это орудие. Эту политику поддер­живала в общем с редким незнанием пли пренебрежением польских отношений и римская курия, так как для неё Польша также составляла лишь церковную провинцию, которой можно, а в данном случае даже и должно было пожертвовать для блага церкви. Но иначе должны мы судить короля, который должен был видеть в Польше народ и государство и первый жерт­вовал ими для блага церкви. Сигизмунд III шел даже далее иезуитов и римской курий, так как в своем слепом по­клонении Филиппу II он до такой степени воодушевился борьбой с протестантскими государствами, так безусловно поддерживал его в борьбе с Голландией, что один не покидал его даже в те минуты, когда Рим усиливался обратить внимание хрис­тианского мира в другую сторону, на Турцию, и находился в плохих отношениях с Филиппом.
Польша окружена была странами, раньше или позже отпав­шими от римской церкви: на востоке Русью, которая давно уже забыла о Флорентинской унии, на севере за Балтийским морем недавно отделившейся от Рима Швецией, на западе германскими протестантскими князьями, видевшими в протес­тантском же вассале Польши, прусском герцоге, своего родственника, земляка и единоверца, наконец на юге Чехией и Венгрией, где протестанты, если не имели решительного пре­обладания, то по крайней мере играли серьезную роль. Принимая реформацию, Польша становилась некогда центром всего окру­жавшего ее протестантского развития и движения, переходя теперь на строго католическую основу, она должна была сделаться укрепленной твердыней католицизма, которая бы служила для возвращения стран и народов, отпавших от Рима. Всту­пая в союз с Габсбургами, Польша должна была помочь им сломить протестантизм в Чехии, Венгрии и Германской империи, помогая Сигизмунду в осуществлении его прав на шведскую корону, она должна была обратить Швецию к римской церкви, вмешиваясь во внутренние дела Москвы, она должна была и там насадить католицизм.
Осуществления такой громадной задачи можно было ожидать только после великих войн, но даже предположив, что Польша успела бы победить и покорить стольких неприятелей сразу, и северную Германию, и Швецию, и Москву, следовало спросить себя, удалось ли бы ей прочно удержаться в этих странах с таким призванием и не должны ли были эти народы тем сильнее возненавидеть веру, навязываемую им чуждым при­теснителем, и для защиты собственной церкви страшно ото­мстить Польше. Имела ли Польша малейший интерес в том, чтобы ее возненавидела Москва, чтобы на нее бросилась отда­ленная и спокойная Швеция, чтобы благодаря угнетению протес­тантизма в Германии, Чехии и Венгрии усилилось и так уже грозное габсбургское могущество? Польша могла оставаться при католицизме, как оставалась при нем Франция, но ведя свою собственную, указываемую здравым разумом политику, могла не мешаться в религиозные раздоры, терзавшие Германию, бо­рясь с Москвой, не раздражать самых дорогих чувств мос­ковского народа, не навлекать на себя ярости шведа и турецких сил и притом все это в тот момент, когда внутрен­ний строй страны крайне нуждался в исправлении и реформе.
Для осуществления этой реформы наступила уже последняя минута. Как король с иезуитами, так и Замойский и его сильная партия соглашались в том, что нужно упрочить мо­нархию, образовать энергичное правительство и положить ко­нец сеймовой анархии. Исчезло уже старое можновладство, со­противлявшееся всякой реформе, возникало новое поколение шляхты, освоившееся в иезуитских школах с монархиче­скими понятиями, завоевывавшее себе положение личными заслу­гами и в школе Батория и Замойского приученное к военной и к политической дисциплине. Королю следовало привлечь к себе это поколение и, опираясь на людях с истинным талан­том и возвышенным характером, в каких не было не­достатка, создать из них плотную фалангу сильного королев­ского правительства. Сигизмунду III нужно было только собрать плоды краткой, но благотворной деятельности Батория, но, к несчастью, он сделал именно все для того, чтобы испортить и погубить их. Незапятнанный в деле веры, нравственный в своей семейной жизни, Сигизмунд, поддерживая в стране ка­толическую веру и энергичных бойцов за нее, раздавая должности и староства католикам, восстановил религиозное единство Польши, и в этом заключается его истинная заслуга. Он не хотел однако знать, что только путем решительной поддержки интересов всего народа, только путем разрешения великих задач национальной политики возникали новые монар­хии. Народы только в том случае соглашались на уменьшение своей вольности, если видели во главе себя королей, которые умели их вести к внутренним или внешним, но великим и популярным действиям. Только таким путем мог и Сигизмунд III восстановить сильное королевское правительство и даже образовать абсолютную власть, если бы оперся на тех здоровых элементах, которые собирались вокруг Замойского, если бы сделал Замойского своим первым министром и, пользуясь его опытом и талантом, явно и активно действо­вал на благо народа.
Сигизмунд желал абсолютной власти, но более важным для него делом была его личная внешняя политика, которая как увидим, побудила его даже к явной измене. К такой измене не мог быть склонен Замойский, который не видел никакой выгоды во вмешательстве в шведские дела, а в союзе с Австрией не без основания усматривал ущерб для незави­симости Польши и начало грозных турецких войн и служил этому убеждению с начала своего поприща с непоколебимою верностью. Поэтому Сигизмунд оттолкнул Замойского, а с ним и все то, что в народе отличалось наибольшим талан­том, заслугами и патриотизмом, что воспиталось в школе Батория и, обладая большим политическим смыслом, могло доставить единственное здравое основание для реформы Речи Посполитой. Ему казалось, что он достигнет своей цели, если окружит себя, если выдвинет на сенаторския кресла посред­ственности, людей с поверхностными суждениями и слабых умом, которые были бы обязаны своим положением не заслу­гам своим, но исключительно королевской милости и легко могли быть склонены на всякую сторону. Король искал посред­ственностей, искал особенно таких людей, которые вращались около выдающихся деятелей, и, привлекая их к себе, льстя их пустоте, с величайшей радостью выдвигал вперед и восставал против прежних их опекунов и учите­лей. Это испытали по очереди Замойский, Ян Карл Ходкевич, Крыштоф Радзивилл и даже человек с таким незапятнанным патриотизмом и с таким уваже­нием к королевской власти, как Станислав Жолкевский, на жизнь которого интриги придворных наушников и отступни­чество ближайших друзей надели терновый венец. Но никогда это поведение Сигизмунда не выступало в таком ярком свете, как на памятном сейме 1589 г. На него приехал озаренный славой одержанной при Бычине победы Замойский и, пользуясь благоприятной минутой, сделал предложение, чтобы решения сейма постановлялись по большинству голосов. Это был пер­вый шаг, выводивший Польшу на путь порядка и спокойствия, первое условие всякой дальнейшей реформы, но кто же воспро­тивился ему? Никто другой, как сам король. К Сигизмунду приблизился Опалинский, великий коронный маршалок, ненави­девший Замойского из зависти к его заслугам и славе. Ис­кусно играя на этой струне, Сигизмунд его прежде всего и приобрел для себя против Замойского. Замойский имел за себя большинство во всем народе, проведение голосования большин­ством на сейме давало ему в руки легальную власть, делало его, употребляя современное выражение, парламентским минис­тром. Сигизмунд не мог этого допустить и поэтому оппозиция Опалинского уничтожила благой проект Замойского и вызвала подтверждение единогласия, благодаря которому один сбитый с толку или подкупленный посол мог остановить самое благо­творное предложение, поддерживаемое целым сеймом.
Желая устранить союз с Австрией, Замойский стремился к определению порядка избрания и к исключению при этом австрийской кандидатуры. Сигизмунд, собрав около себя сто­ронников этой кандидатуры, особенно же епископов с примасом Карнковским и личных врагов Замойского, Зборовских, уничтожил эти планы на втором сейме в 1590 году и, устранив из коронной канцелярии сторонников канцлера, обессилил влияние его на правительство.
Польша в руках Сигизмунда III была только удобным орудием для шведско-католической политики, орудием, судьба которого так мало его интересовала, что он вступил в брак с эрцгерцогиней австрийской Анной (1592 г.), желал купить помощь Габсбургов для удержания на шведском троне ценой уступки им Польши по смерти ли своей или даже при жизни и с этой целью заключал с ними тайные договоры. Это была уже явная измена стране, призвавшей его на свой трон, для защиты своих интересов. Но тогда Замойский, заметив происки Сигизмунда, созвал шляхту в Ендржеев, раскрыл го­товившуюся измену, выступил на так называемом инквизиционном сейме 1592 года в качестве публичного обвинителя и принудил короля отречься от заключенных ко вреду Польши договоров с Австрией. Замойский показал королю, что народ не приложит рук к собственной погибели. Инквизиционный сейм, смиривший Сигизмунда и сильно унизивший королевскую власть, был страшным, но необходимым злом. Замойского можно упрекать, только исходя из того соображения, что лучше свергнуть короля, изменяющего стране, чем оставлять его униженным на троне.
Тем, что при таких условиях Польша не впала в окон­чательную погибель, она обязана была лишь нескольким вели­ким людям, которые, и будучи оттолкнуты королем, все-таки стояли на страже и каждый раз, как пагубная политика Си­гизмунда наводила на страну бедствие, спасали ее из омута. Что Ян Замойский только в крайности схватился на инквизиционном сейме за вредное, но единственное средство спасения, что он не был анархистом и не пошел под конец своей жизни по следам Сбигнева Олесницкого или Яна Тарновского, ясно доказало его дальнейшее поведение.
Это оказалось прежде всего в хлопотах, доставленных Польше Австрией. Польша не имела непосредственной причины навлекать теперь на себя войну с Турцией, с которой она уже около ста лет поддерживала мирные отношения, но зато тем сильнее желала Австрия впутать Польшу, с двором которой она находилась в столь тесной и сердечной связи, в такую войну, так как война Турции с Польшей развязывала руки ей самой в Венгрии. Когда же поляки рассмотрели эти замыслы и не позволили склонить себя к лиге против Турок, кото­рая в конце концов должна была всей своей тяжестью об­рушиться на них одних, Австрия схватилась за другие сред­ства: начала подбивать казаков к набегам на Турцию и с их помощью возбуждать опасные раздоры в Валахии, надеясь этим путем в конце концов вынудить вышедшую из терпения Турцию к войне с Польшей. Эти интриги разрушил Замойский, который, дважды вторгнувшись в 1595 и 1600 гг. с войском в Молдавию, выгнал посаженных Австрией господарей, посадил на трон иеремию Могилу и брата его Симеона, взял с них вассальную присягу, обеспечил им признание со стороны Оттоманской Порты и, усмирив через Жолкевского казаков, снова укрепил поколебавшийся было мир с Тур­цией. Со стороны канцлера и гетмана это была мудрая, реши­тельная и смелая политика и она отдалила большую опасность. Но если столько мог сделать один человек частными сред­ствами, то какая же задача была невозможною для Речи Посполитой, если бы король шел в ней рука об руку с канц­лером?
Это сразу проявилось в шведском деле. Еще давно, во времена Сигизмунда Августа и Батория, шведы воспользовались войной, ведшейся из-за Ливонии между Россией и Польшей, и, захватив в свои руки Эстляндию, укрепились там в не­скольких местностях. Польша терпела это, утешаясь тем, что по крайней мере Швеция отделяет Москву от Балтийского моря. Поэтому у неё сохранялись сносные отношения с Шве­цией, а избрание Сигизмунда III польским королем должно было еще укрепить их. Но вышло иначе. Сигизмунд, получив по смерти своего отца в 1592 г. шведский трон, своим отстаи­ванием католичества возбудил против себя ненависть протес­тантского народа и хотя в 1593 г. короновался в Упсале, но должен был возвратиться в Польшу и предоставить само­стоятельное управление Швецией в качестве наместника дяде своему, герцогу Зюдерманландскому Карлу. Когда же в 1598 г. он вторично отправился в Швецию, то проиграл генеральную битву при Линкепинге (Linkoeping), уступил шведский трон Карлу Зюдерманландскому и навлек на Польшу тяжелую войну в Лифляндии. Король приказал венденскому старосте в Лиф­ляндии напасть на шведов в Эстонии в 1600 году и тем самым вызвал нападение Карла на польскую Лифляндию. Не­смотря на отдельные победы Крыштофа Радзивилла, шведы за­няли всю Лифляндию, за исключением Риги и Динамюнде.
Таким образом начался второй акт великой борьбы за Балтийское море, который закончился только во второй половине XVII века решительной победой скандинавского и немецкого элемента. Варшавский сейм 1601 года для отражения неприятеля, нарушающаго границы Речи Посполитой, должен был согла­ситься на войну, которой никогда не предпринял бы ради личных видов короля. В виду дерзкого врага великий гетман забыл о неблагодарности короля, поддержал войну на сейме и сам, несмотря на преклонный возраст, двинулся в Лифляндию во главе вооруженных отрядов. В течении двухлетней ком­пании 1601 и 1602 гг. Замойский вытеснил шведов из Лифляндии, взяв их укрепленные города, а когда в 1605 г. они возобновили наступление, Ян Карл Ходкевич поразил их в славной битве под Кирхгольмом с значительно меньшими силами и на голову разбил всю армию Карла Зюдерманландского, оставившую на месте 9000 трупов. Только таланту предводителей и несравненному мужеству и искусству солдат Польша обязана была такими блестящими победами. После кирхгольмской победы она могла заключить разумный мир и до­стигнуть всего, чего требовали её интересы, т.е. полного очи­щения шведами Эстонии и Лифляндии. Но Сигизмунд ни за что не хотел заключать мира с Карлом, которого он считал бун­товщиком и, жертвуя благом всего народа своим личным мечтам, тем самым положил начало страшной для Польши шестидесятилетней шведской войне, которая, ослабив обе страны, обратилась наконец к выгоде усилившейся тем вре­менем России.
В конце XVI века Россия была так слаба, что самые смелые предприятия, направленные против неё, казались и были возможными. Первым условием этих предприятий было однако более тесное церковное соединение Польши с рус­ским населением, явившим в границах Речи Посполитой.
Флорентийская религиозная уния, никогда строго не прове­денная, сохранялась в литовской и польской Руси до самого конца XV века. Поддерживая постоянную иерархическую связь с царьградским патриархом, хотя тот наоборот разорвал с Римом, не имея ясного понятия о тогдашних отношениях Рима к Царьграду, русины признавали папу высшим главой христианства и неоднократно отправляли к нему посольства. Только более активные действия со стороны Москвы, никогда не признававшей флорентинской унии, и брак Александра на мос­ковской княжне Елене, повлекший за собой пропаганду православия в литовском государстве, произвели то, что на Руси забыли о флорентинской унии. Вспышка реформации в Польше еще более отвратила умы русинов от Рима, мысль о народной церкви нашла себе доступ к умам более просвещенной рус­ской шляхты, и русские послы тем сильнее стояли за нее, что народная церковь с своей славянской литургией, женатыми свя­щенниками и причастием под обоими видами так сильно при­ближалась к церкви восточной. Когда мысль эта пала, раз­личные протестантские секты нашли себе многочисленных адеп­тов на Руси, кальвинисты в северной, ариане в южной, а восточная церковь, предоставленная самой себе и покинутая более интеллигентными классами народа, неслыханно опустилась. К концу XVI столетия время протестантской пропаганды мино­вало, католическая церковь в Польше поднялась под влиянием общей католической реакции, исходившей от Тридентского собора, и завоевывала себе даже более прочное положение сравнительно с тем, каким пользовалась раньше, а зато церковь восточная в пределах Речи Посполитой не могла найти в себе достаточной силы для подобного возрождения. Отсутствие образования, нравственности и дисциплины среди духовенства сделалось пре­пятствием для необходимой реформы. При таких условиях русины снова начали искать точки опоры в западной церкви. Первым, возымевшим в Польше мысль об унии, был ие­зуит Скарга, но сперва эта мысль нашла себе противников в самом же ордене. Иезуит Гербест справедливо доказывал, что римско-католическая пропаганда принесет большие выгоды церкви и Польше. Дело решил, по-видимому, Поссевин, ука­зав Баторию в унии средство одолеть Москву, и с тех пор иезуиты и пропагандируют мысль об унии, сохраняющей за вос­точной церковью отдельные обряды и организацию.
Начало этого дела ускорилось обращением московской епархии в патриаршество. Последнее совершил царьградский патриарх Иеремия II, который одновременно с тем в польской Руси исключил ставропигиальные братства из под власти еписко­пов и тем еще увеличил смуту в русской церкви. Тогда-то русские епископы после долгих переговоров между собой по инициативе и стараниям епископов луцкого и владимирского, Терлецкого и Поцея, разорвали с царьградскпм патриархом и на брестском соборе в 1595 г. составили условия подчинения Риму. Русское духовенство выговаривало себе супружество свя­щенников, назначение епископов королем, но из среды кан­дидатов, представленных остальными русскими епископами, полное уравнение с духовенством западной церкви, а следова­тельно и сенаторское достоинство для русских епископов, со­хранение восточной литургии, требовало запрещения униатам переходить в католичество и поддержки унии авторитетом госу­дарства. Сигизмунд III, ревностно поддерживавший дело унии, утвердил эти условия, на которых еще в том же году от­правленные брестским собором делегатами в Рим Терлецкий и Поцей торжественно и приняли унию. Но когда в 1596 году на вторичном соборе в Бресте дело дошло до окончательного подтверждения унии, епископы, львовский и перемышльский, под­чиняясь влиянию князя Константина Острожского, который перед тем первый поддерживал унию, а теперь самым упорным образом мешал её осуществлению, решительно воспротивились ей. Южная Русь осталась поэтому верна православию, а в Руси северной началась борьба между униатскими епископами и той частью духовенства, которая оказалась противной унии. Первые с громадной ревностью работали над усилением унии, поль­зуясь в деле реформы своей церкви помощью, которую доста­вляло им государство как признанным представителям вос­точной церкви, вторые оглядывались на Царьград и Москву и, насколько могли, силой сопротивлялись стараниям униатскпх епископов. Раздоры дошли до убийства в 1623 г. чернью полоцко-витебского архиепископа, Иосафата Кунцевича, активно поддерживавшего унию при жизни и еще сильнее поддержавшего ее своей смертью.
Как оценивать унию? Для церкви она была несомненной победой, для государства тоже не лишена была выгод, так как приносила с собой на Русь западную культуру и вместе с ней полонизацию. Если бы ее осуществили вполне на составленных в 1595 году условиях, она несомненно вполне и принялась бы и принесла бы с собой государству неоцененный дар — рели­гиозное единство. Но Польша не исполнила этих условий. Поль­ское правительство было слишком слабо для того, чтобы под­держать униатских епископов всей своей силой и безусловно не допустить православия на своей территории. Польские епископы были слишком горды, чтобы допустить русских епископов в сенат, допустить их до политического влияния, до солидар­ности с польскими интересами. Обаянию сенаторского кресла на­верное не в силах был бы противиться ни один русский епи­скоп, и каждый из них за эту цену присоединился бы к унии. Русское население, а особенно шляхта, видя своих еписко­пов в сенате, не имело бы повода жаловаться на унижение. Быть может, более значили бы для Польши неуниатские епископы, заседающие в сенате, чем епископы униатские, отда­ленные от сената и униженные. Не в унии, как в таковой, но в проведении её лишь на половину заключалась политиче­ская ошибка. Не все русины присоединились к ней, значитель­ная часть их, и прежде всего казаки, осталась при старой церкви, а эти русины увидели теперь свой центр тяжести в Москве, к которой толкали их сверх того и все более частые раздоры и столкновения с униатами, которым правительство не поло­жило решительного конца. Восстановляя против себя эту часть русского народа, Польша благодаря унии жертвовала русинам еще нечто большее. Мы уже не раз говорили о беспрестанной польской колонизации в южной Руси. Мы не преувеличим, если скажем, что в половине населения этих областей текла поль­ская кровь. В конце XVI века польская колонизация приняла новые, громадные размеры, и шляхта и крестьяне с такой силой стремились в плодородную Украину, что многие местности ста­рой Польши, особенно Мазовии, обезлюдели и загустели. И однако все это польское население на Руси быстро утрачивало сознание своей национальности. Виной этого в значительной степени было то обстоятельство, что польские паны, владельцы громадных про­странств на Руси, не переселялись туда и не основывали дво­ров, около которых мог бы собираться, укрепляться и упро­чиваться польский элемент. Управители, ведшие хозяйство, за­ботясь о наибольших материальных доходах, ни мало не ду­мали о духовных нуждах польского деревенского населения, пребывавшего на Руси. Для него не основывали католических церквей и тем самым рано или поздно принуждали его пере­ходить в лоно восточной церкви, которая своими обрядами русифицировала его. Этой ошибке уния совершенно не помогала, напротив она еще увеличила ее, так как на том основании, что теперь латинская и русская церковь была единой и между ними была только второстепенная разница в обрядах, паны не признавали необходимости строить для польского населения на Руси римския церкви. Грустно досказывать всю истину. На цер­ковном поприще шляхетская гордость и исключительность по­родили самые худшие плоды. Русская шляхта не противилась искушению принять римский обряд, обеспечивавший более силь­ное политическое влияние, но не думала о том, чтобы увлечь за собою подданных. Для ннх была уния, чтобы холоп и рели­гиозным обрядом отличался от пана. Разница была ощущаема, так как решающей вещью в деле ассимиляции было не мелкое различие веры, признание пли непризнание папы, но самостоятельность обрядов и церковной иерархии, сохраненная унией. Не болше ли сделал бы на Руси для церкви и полонизации католицизм без унии? Его действие было более медленно, но приносило прочные плоды, уния же действовала быстро, но поверхностно.
Но для иезуитов и Сигизмунда не существовало всех этих политических опасностей. Они думали об одолении восточной церкви в её последней твердыне, в самой Москве.
В 1598 году на троне московских царей сел конюший умершего бездетным царя Федора, Борис Годунов, предвари­тельно убивши через своих слуг младшего брата Федора, Димитрия. И вот в 1603 году при дворе знатного польского пана, Адама Вишневецкого, появляется некий Григорий Отрепьев, перед тем блуждавший по монастырям, а потом служивший у казаков, и начинает разглашать, что он этот сын Ивана Грозного, Димитрий, что он ушел от руки убийц и задумы­вает теперь предъявить свои права на московский трон. Вишневецкий верит в этот рассказ, весть о нем разносится по всей Польше, папский нунций представляет этого Димитрия ко­ролю. Замойский лишь пожимает плечами, спрашивая: чья ко­медия, Плавта или Теренция, разыгрывается перед ним? Но иезуиты и Сигизмунд, видя в мнимом Дмитрии удобное ору­дие против Москвы, поддерживают его всем своим влиянием. Ему верят в Польше авантюристы, привлеченные надеждой блестящего похода в Москву и добычи, больше же всего верит ему воевода сандомирский Мнишек, магнат, выросший на раз­грабленной по смерти Сигизмунда Августа его казне, и дочь его Марина, невеста Димитрия, и таким образом последний, от­быв в 1604 г. исповедь у иезуитов в Кракове и подтвер­див свою католическую правоверность, двигается с вооружен­ным отрядом поддерживающих его поляков на Москву, чтобы сесть на троне Ивана и вместе (как думали иезуиты) обратить московский народ в католичество. Самозванец поль­зуется недоброжелательством, какое возбудил к себе Борис Годунов, еще более пользуется обаянием, какое оказывает на темный люд его таинственное появление как истинного сына Ивана, и, поддержанный вооруженным восстанием всего народа и смертью Бориса, открывает себе в 1605 году ворота Мос­квы, садится на троне и приглашает Марину Мнишек в Москву в качестве царицы. Правление его было непродолжительно. После минутного ослепления народ потерял веру в самозванца, испугался вести об обращении в католичество и оскорбился гордым поведением сопровождавших Дмитрия по­ляков. В 1606 году вспыхнуло в Москве под предводитель­ством князей Шуйских кровавое восстание, во время которого сам Димитрий и с ним 2000 поляков поплатились жизнью. В московском царстве начались страшные замешательства, и поляки играли в них далеко не особенно почетную роль. На­дежда на добычу привлекала из Польши толпы искавших при­ключений солдат, которыми предводительствовали Сапега, Рожанский, Лисовский, и они, собравшись вокруг второго вскоре появившегося самозванца Димитрия, вели кровавую, разорявшую всю страну войну с вновь избранным царем Шуйским и отказывали в повиновении собственному правительству, скло­нявшему их к возвращению. Не эта дорога вела Польшу к культуре и ассимиляции Москвы, но предприятие, которым руководило размечтавшееся воображение иезуитов, не могло и при­нять другого оборота.







---

По мнению Шуйского и Калинки, Димитрий был орудием в ру­ках польских мятежников (Зебржидовского и т.п.), стремившихся поса­дить его на московском троне, чтобы в последствии с его помощью сверг­нуть Сигизмунда с польского трона и посадить на нем Димитрия. Но это слишком смелая гипотеза. Димитрий не отвергал ничьей помощи, следовательно и мятежников, но наиболее тесные связи, как доказывают источники, соединяли его с иезуитами, Римом и Сигизмундом, на них он главным образом и опирался. Мятежники позднее, когда разгорелись их страсти, могли пугать Сигизмунда Димитрием и искать связей с ним, но можно ли думать, чтобы они сами толкали Димитрия в объятия иезуитов и Сигизмунда и действовали хотя бы по наружности в союзе с ними, они, так их ненавидевшие, были способны к такой проница­тельности, они, выказавшие во время мятежа такое отсутствие способностей, желали видеть на польском троне московского царя, и притом Димитрия, которого считали самозванцем, они, для которых Сигизмунд III был слишком тяжел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.