Средневековая Польша. Иезуиты.

Но не одна война должна была возродить польский народ и поднять его из продолжительного хаоса. В то самое время, когда события на севере приучали его к военной дисциплине, во всем народе проявилось движение, стремившееся к более сильной дисциплине в области ума и духа. В тот момент, когда Баторий всходил на польский трон, реформации, некогда потрясшая всю Европу, уже падала и достигла решительного преобладания или могла еще рассчитывать на победу только в се­верной Германии, в Англии и в скандинавских государствах. Проигравши свое дело в Польше, не достигши своей цели, она перестала быть положительным политическим фактором и в силу того самого все более становилась причиной расстройства и общей анархии. Это очень легко будет понять, если только мы вспомним, что протестантизм не
требовал и не создал себе той самостоятельности, какою обладала католическая цер­ковь, но весь свой быт и учреждения основывал на тесной связи с государством и его правительственной властью. Где эта власть оттолкнула его от себя, где он не успел силой принудить государя к народной церкви, там он неизбежно обращался против этой власти. Для него сделалась бедствием полная свобода вероисповедания, объявленная в религиозной конфедерации 1573 года, так как она затруднила ему организацию и создание церковной власти и облегчила разделение на различные секты, среди которых вскоре видное место заняли ариане. Про­тестантизм охватывал уже только меньшинство народа и, рас­павшись на множество сект, взаимно боровшихся друг с дру­гом, пустился в мелочные догматические споры и нередко со­здавал удивительные теории даже на политическом поприще. Сторонники его, видя, что их ряды редеют с каждым днем, возгорались тем большей страстью, начали тревожно хлопотать о сохранении своего положения и, вместо того, чтобы, как преж­де, стремиться к усилению правительства, старались ослабить его, чтобы оно своей силой не сделалось им опасным. Теперь дошла очередь до католичества и тот самый католицизм, который в средние века был стражем общественной свободы, но вместе с тем во времена своего расстройства и стражем политического своеволия, теперь, возродившись на тридентском соборе и вступив в решительную борьбу с реформацией, ре­шил показать, что он еще лучше реформации сумеет быть положительным политическим деятелем в деле создания но­вого государства и основой новой, сильной монархической власти. Так его с первой минуты и понял Баторий и решил вос­пользоваться им для восстановления дисциплины в народе, для
возвращения Польше сильной королевской власти. Он не ду­мал об употреблении насильственных средств против ино­верцев, так как они пользовались еще в Польше слишком большой силой, а религиозная веротерпимость пустила слишком глубокие корни в умах народа, чтобы можно было осмелиться уничтожить ее ради политических целей. Если бы он и покусился на это, то не нашел бы себе поддержки, так как ка­толическое большинство не обладало еще достаточной религиозной ревностью для того, чтобы под этим лозунгом возмущать, внутренний мир и нарушать основной закон о согласии раз­личающихся в вере обывателей. Поэтому Баторий неуклонно держался религиозной конфедерации 1573 года, но поддерживал католицизм в пределах этого основного закона, заставляя его побеждать силой убеждения.
Кто же должен был одержать эту победу? Во всяком слу­чае не епископы. Это были, правда, уже другие люди, чем во времена Сигизмунда Августа, но новый припас Карнковский, искусный защитник шляхетских вольностей, и епископы: Кромер, Юрий Радзивилл, Соликовский, Мышковский, не пере­стали быть можновладцами, которые, хотя готовы были поддер­живать католицизм, но главных своих лавров искали на по­литической арене и, заботясь о коренной основе своего поло­жения, о доходах и имениях, собрались в 1577 году на Петрковский синод и принимая постановления тридентского собора, подняли громкий протест против запрещения этим собором соединения нескольких бенефиций. Борьбы с реформацией не могло предпринять и низшее светское духовенство, так как оно не обладало необходимым для этого образованием или по крайней мере необходимой дисциплиной. Однако еще при Сигизмунде Ав­густе с иноверцами боролся известный своим талантом и образованием Станислав Оржеховский, разбивая выставленную реформационной шляхтой программу во многих сочинениях, на­писанных преимущественно по способу платоновских диалогов (Romowa okolo Exekucyej, 1563. Quincunx t. j. wzor Korony polskиej 1564. Policya Krolewstwa Polstiego), и первый в Польше после реформации прославил политическую силу католической церкви. Но Оржеховский, человек беспокойной души, слишком резко восхвалял нетерпимость, чтобы не возбудить к ней отвра­щения, если не в священнике, то в шляхтиче, вел открытую соблазнительную борьбу с собственным епископом, женился на Магдалине Хелмской и обнародовал открытое письмо к папе против безбрачия священников.
Для борьбы с реформацией Польша должна была приобрести, воспитать себе молодых бойцов, которые подчинялись бы мо­нашеской дисциплине, отличались просвещением и вместе примерной жизнью, которые хорошо бы знали народ и умели счи­таться с его умственным настроением. Таких бойцов вос­питал для Польши орден иезуитов, возникший в Испании, организованный на основаниях испанского абсолютизма, силь­ный безусловным повиновением своим начальникам, отличав­шийся наукой, сконцентрировавшейся вокруг Тридентского со­бора, и одушевленный верой, пробудившейся на этом соборе иезуитов ввел в Польшу кардинал Гозий (в Браунсберг в 1564 году), а стараниями других, убежденных им еписко­пов иезуитские коллегии еще в последние годы царствования Сигизмунда Августа возникли в Пултуске, Вильне и Познани. Наиболее способная и образованная польская молодежь толпами бросилась в новый орден, иезуиты, как Скарга, Вуек, Гер­бест, Варшевицкий, Латерна могли уже помериться силами с предводителями иноверцев, Воланом, Социном, Гличнером и Григорием из Жарновца, могли отнимать у них адептов, как при дворах Ходкевичей и Радзивиллов, так и в мно­гочисленных шляхетских домах и хатах. Протестанты со­здали польский литературный язык, католики теперь воспользовались им для католицизма. Рядом с протестантскими библиями и отчасти при их помощи возникла польская католическая библия Леополита (1561 г.), а впоследствии еще лучшая, пере­веденная чисто классическим языком, библия кс. Якова Вуйка (1593 и 1599 г.).
С той минуты, когда польское общество после долгого ко­лебания решительно склонилось в значительном своем боль­шинстве на сторону католической церкви, окончились и тот хаос и беспомощность, какие господствовали до тех пор в деле общественного образования и учебных заведений. Католики и протестанты с энтузиазмом принимаются за основание школ своего вероисповедания. Всякая иезуитская коллегия представляет вместе с тем и школу и с каждым годом возникают но­вые коллегии: в Ярославе, Несвиже, Дерпте, Луцке, Гданске, Калише, Львове и т.д. Но наряду с ними возникают и про­цветают многочисленные и славные школы в имениях про­тестантов, особенно в Панчове и Ракове (ариан), в Белжицах, Козьминке, Лешне, Вильне, Кейданах и Слуцке (кальви­нистов и моравских братьев), во Всхове, Боянове, Торне и Гданске (лютеран). Во всех этих школах, как католиче­ских, так и протестантских, организованных почти одина­ково, молодежь получала общее энциклопедическое образование (как в гимназиях), основанное преимущественно на изучении древних языков (особенно у протестантов) и их литературы, в некоторых школах сообщались и кое-какие юридические знания, для молодежи же, посвящавшей себе духов­ному званию, открывались особые курсы философии и теологии. В образованных учителях и в учебных пособиях не было недостатка, наблюдение над иезуитскими школами находилось в руках начальников ордена (ректоров, провинциалов, гене­рала), наблюдением же над протестантскими школами занима­лись их многочисленные синоды и власти. Но наилучшее наблю­дение обеспечивалось благотворным соперничеством протестанских и католических школ, благодаря которому народное просвещение достигло высшего своего апогея, распространилось, как никогда раньше, и на низшие слои народа и, что составляет ве­личайшую его заслугу, пробилось на широкое пространство вос­тока, неся с собой полонизацию и культуру.
Наиболее существенной однако и характерной чертой тог­дашнего просвещения и литературы, называемой литературой золотого века, было разрешение великой культурной задачи. Последнюю породил сто лет назад гуманизм, который вос­кресил классический, языческий мир и заполонил им вре­менно христианский элемент новой цивилизации. Реформация восстала насильственным образом за право этого послед­него, боролась с его помощью и ради его защиты, но не сумела гармонически соединить и примирить его с классиче­ским элементом. Только теперь истинные сокровища древнего просвещения поместили на христианской основе и научились поль­зоваться ими не ради слепого подражания, не ради нарушения основного христианского взгляда, который после многих пере­воротов одержал славную победу, но для углубления и обога­щения знания, для выработки формы, для облагораживания и воз­вышения чувства и воображения. Это направление просвещения приобрело новую силу благодаря тому, что сумело привиться на народной почве, что, пользуясь народным языком, оно раз­вивалось и действовало в народном духе. В польской лите­ратуре оно приобрело себе наиболее яркого представителя в поэте из Черного леса, Яне Кохановском. В его сочинениях нет той религиозной ревности той политической жилки, которая так ясно отличает Рея из Нагловиц, но в его песнях и элегиях, в его переводе псалмов, в его феноменальной для того времени драме «Отправление послов» нас поражает вну­треннее спокойствие человека, сумевшего гармонически соединить боровшиеся до тех пор между собою элементы, мастерское соединение прекрасной формы и богатой мысли, свобода слова, классическая простота и вместе с тем глубина чувства и во­ображения. Тот, кто сумел без анахронизмов вывести на сцену факт, взятый из Троянской войны, две тысячи лет спустя после падения древнего просвещения и искусства, про­ник в самую глубину его, тот, кто был в состоянии со­здать произведение, напоминающее лучшие образцы Софокла, на польском языке, еше так недавно сделавшимся литературным, владел этим языком, как никто, но тот, кто успел влить в эти формы польский дух, кто сумел воспользоваться в них всеми культурными завоеваниями своего народа и в глу­боком взгляде на них возвыситься до пророчества, к сожа­лению, как мы видим теперь, истинного, являлся настоящим художником. Поэтому сочинения Кохановского сделались шко­лой для потомков, воспитывали поколения и обеспечили победу тому направлению, которое, примиряя возродившуюся древнюю науку с христианством, создавало новую и прочную основу для просвещения народа и, неразрывно соединяя его с Западом, давало ему возможность смелого и решительного развития.
Но действительно ли была достаточна система образования, раз­вивавшегося на этой основе, действительно ли она заключала в себе условия прочности и развития, это другой вопрос. Нет и нет, отвечает история. Прежде всего недоставало высших школ, недоставало университетов, в которых наука могла бы самостоятельно и свободно развиваться и упрочиваться. В краковском университете снова выступило несколько людей но­вого направления, особенно Яков Гурский, появились попытки реформы, которые король усердно поддерживал, но для реши­тельной реформы у него не было ни возможности, ни времени. Канцлер Батория сознавал настоятельную нужду и старался удовлетворить ей основанием юридическо-медицинской академии, но основанная Яном Замойским в 1595 году в Замостье академия вследствие отсутствия надлежащих средств не приоб­рела себе особенно большого значения и могла только удовлетворят гордость знатного пана своим именем. Людей с об­щим образованием, на все способных было в Польше даже с избытком, но зато в основательно образованных естест­венниках, врачах, техниках и юристах все более ощущался недостаток, так как мало кто имел возможность, охоту и средства, чтобы образовываться заграницей в этих специальных отраслях знания и искусства. Сыновья знатных панов, от­правляясь за границу, искали там обыкновенно только общего образования и светского блеска.
Существовавшие Польше школы, основанные и поддержи­ваемые разными религиозными вероисповеданиями, должны были прежде всего и служить целям церкви и только затем, на вто­ром плане, целям просвещения. Каждая школа воспитывала возможно более ревностных сторонников своего вероисповеда­ния, учила их презрению к другим, подготовляла к борьбе и посвящала обучению религии и церковным обрядам время и силы молодежи, доводя это до крайнего преувеличения. Но, тогда как школы протестантов, которые под влиянием растущего при­теснения все более наполнялись враждой к народу и государ­ству, вливали эту вражду в сердца и умы своих учеников, приготовляя из них материал для будущих нарушителей по­рядка в государстве и отступников от отечественного дела, иезуитские школы, побеждавшие благодаря поддержке правитель­ства и большинства народа, держались иного направления. Несмотря на безусловную централизацию, составлявшую основу ордена иезуитов, последние приспосабливали направление своих школ к политическим условиям отдельных народов. Рево­люционеры, доходившие до теории цареубийства там, где госу­дарь оказывался врагом католицизма, они в Польше безусловно поддерживали благоприятствовавшего им монарха, учили, что королевская власть происходит прямо от Бога, что религиоз­ное своеволие порождает политические раздоры, что абсолютная монархия представляет из себя наилучшую форму правитель­ства, в качестве таковой указанную и Священным писанием, и с церковной кафедры слышались слова, что Польша падает вследствие своего своеволия и предпочтения частных интересов, вследствие отсутствия правительства и неуважения к королев­ской власти. Не должен ли был Стефан Баторий поддержи­вать такое направление основанием иезуитских коллегий и школ? Основанные им на самой границе Речи Посполитой в Полоцке и Риге, он вместе с коллегией виленской в 1578 году возвышенной до значении академии, должны были путем распространения просвещения и католичества обеспечить эти границы для Польши и вместе с тем создать исходный пункт для дальнейшего движения на север.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.