Третий период борьбы из-за реформы Речи Посполитой. Первое безкоролевье (1572—1574 гг.)

Издавна, с ХIII века и уже несомненно со смерти Казимира Великого, польский трон был избирательным. Избрание короля согласовалось однако со всем строем средневекового польского государства, в котором отношение государя к на­роду, к сословиям основывалось на взаимном договоре. Избра­ние наилучшим образом формулировало условия этого договора. Безкоролевье не было ни страшно, ни опасно, так как обще­ство, заключенное в тесные тиски самоуправления отдельных сословий, сохраняло свой внутренний порядок я при отсутствии короля, а высшая власть и так находилась в руках можновладства, независимо от того, сидел или не сидел временно на троне монарх. Паны и выбирали королей, а народ, соби­равшийся на место избрания, не принимал в нем никакого участия и мог только приветствовать избранного
своими воскли­цаниями. Впрочем, пока существовала династия Ягеллонов, из­брание имело только формальное значение, народ, привязанный к своей династии, единственно посредством её соединенный с Литвой и прежде всего дороживший этим соединением, не ду­мал о другом выборе. В действительности трон был на­следственным не только в Литве, но и в самой Польше, и идея наследственности в ХVI веке в течении царствования обо­их Сигизмундов сделала громадные успехи. Избрание королей и следовавший за ним договор между королем и народом совершенно не согласовались с идеей нового государства, кото­рое покоилось на врожденном чувстве повиновения власти и не­сении государственных обязанностей, избирательность монархов не согласовалась прежде всего и с идеей реформации, которая так высоко поставила королевскую власть, вывела ее прямо от Бога и заставила ее действовать от имени самого Бога. Правда, в 1530 году сейм, выбирая королем Сигизмунда Августа, заявил, что польский трон замещается по избранию, и даже ясно оговорил, что в избрании имеют право принять непосредственное участие все дворяне, но самый факт выбора короля при жизни отца наиболее ослаблял принцип свободного избрания. Никто в Европе менее Сигизмунда Августа и не счи­тал себя избранным королем, никто более него не носил в своей груди глубокого убеждения в своем наследственном праве на трон. Никому не было легче уничтожить принцип свободного избрания и спасти свое государство от опасностей безкоролевья. Но последний потомок Ягеллонов, постоянно го­рюя об отсутствии потомства и предсказывая Польше страш­ные последствия безкоролевий, не только не сделал этого, но еще напротив ради проведения неполной люблинской унии тор­жественно отрекся от права наследственности в Литве и тем самым окончательно освятил право свободного избрания. Бли­жайшим кандидатом на польский трон, который принес бы Польше наибольшую выгоду, был герцог прусский Альбрехт Фридрих, в 1568 году наследовавший отцу своему Альбрехту, а в 1569 году на люблинском сейме принесший торжественную вассальную присягу. Надевая корону на его голову, Польша на­всегда присоединяла герцогскую Пруссию и на веки уничтожала это опасное гнездо германизма. Но кандидатура прусского гер­цога, несомненного наследника Сигизмунда Августа в том слу­чае, если бы в Польше победила реформация, после её падения была невозможна. Август еще далее отодвинул его от трона, отказавши ему в месте в польском сенате. Польские сеймы думали, по крайней мере, уничтожить вредный закон 1530 года, обдумать порядок избрания, признать право избрания за сеймами и отнять его у тех масс, которые призывал на избиратель­ное поле этот закон. Эти усилия разбились однако, как и все другие, о нерешительности короля и сопротивление можновладческой анархии, видевшей в этих шляхетских толпах наибо­лее удобное орудие для своих самолюбивых планов. Уже при жизни Августа паны входили в отношение с чужими дворами, предлагая им свою поддержку при близившемся избрании, тогда уже Австрия жадным взором смотрела на польский трон, а литовские магнаты входили в тайные переговоры с Иваном Грозным.
Смерть Сигизмунда Августа, хотя ее предвидели и ожидали, соединялась для народа с утратой династии, которая в течении двух веков управляла им и, может быть, без надлежащей энергии, но с огромным авторитетом выносила на своих плечах всю ответственность. Эта смерть оставляла Польше дело избрания настолько неизвестное, настолько новое и по тому самому опасное, что весь народ-шляхта в одном бессознатель­ном порыве схватился за оружие, собрался в свои воеводства и в предвидении больших опасностей обдумал и с необыкновенной решительностью осуществил меры для защиты границ и охраны внутреннего порядка. В отдельных воеводствах были установлены на время безкоролевья особые суды, постановлявшие безапелляционные приговоры, составленные из вы­бранных сеймиками судей и называвшиеся «каптуровыми». Этот обычай удержался и при позднейших безкоролевьях. Народ, сумевший среди возбужденных безкоролевьем страстей сохранить такое беспримерное согласие и невозмутимый внутренний порядок, тем самым доказал, что он мог воодушевиться высшей идеей и не пал еще духом, несмотря на раздиравшую его анархию. Он нуждался лишь в предводителе, но последнего не дало ему небо. Не нашлось никого, кто бы теперь выступил, схватил в сильные руки грандиозное на­родное движение и направил его к сознательной цели. Среди массы взаимно перекрещивающихся стремлений нельзя заметить ни одной определенной и дельной партии.
Из всей массы шляхты и панов, или ожидавших сигнала, иди же в общей суматохе преследовавших свои личные вы­годы независимо от всяких принципов, можно было выде­лить две маленькие кучки людей, узнававших свою цель и намерения. Одну из них составляли прежние сеймовые послы времен Сигизмунда, люди, поседевшие в долгой политической борьбе, но не павшие духом, не отрекшиеся от тех принци­пов, во имя которых они боролись с такой настойчивостью. Теперь они в последний раз стремились осуществить этот принцип, реформу Речи Посполитой, и сильные сознанием сво­его дела выступили в бой. В одном только пункте их первоначальная программа подверглась решительному измене­нию, как мы об этом упоминали выше. Не видя уже воз­можности обратить государство к реформации, они, опасаясь за судьбу своих протестантских вероисповеданий, довольствова­лись обеспечением их свободы.
Другую политическую группу образовывали польские епископы, которых Коммендони успел теперь при помощи Гозия скло­нить к решительным действиям в католическом духе. Правой, хотя нередко ошибающейся, рукой Коммендони был при этом епископ куявский Станислав Карнковский. Это была еще очень скромная, только что зарождавшаяся партия. Борьба с иноверцами, недопущение их к значению и власти, уничто­жение их влияния, вот что было единственной целью еписко­пов, по отношению к которой все другие планы и намерения должны были служить единственно орудиями и средствами. Вражда к протестантским послам, стремившимся к реформе поль­ского правительства, и толкнула партию епископов на роковой для блага народа путь. Так как послы желали реформы Речи Посполитой, то епископы решили противиться ей, так как послы опирались на перевес сейма и его интеллигенции, то епи­скопы, руководимые Коммендони, итальянцем, для которого не могло быть особенно близко благо Польши, решили передать судьбы народа и государства в руки непросвещенных, но в большинстве своем католических шляхетских масс, среди которых они легче всего могли рассчитывать на поддержку.
Между этими двумя, сознательно стремившимися к своим целям, партиями стояли однако еще две группы, сильные своей численностью, положением и значением, которые, распадаясь между обеими сторонами, сглаживали их противоположности и воздерживали их от более горячей и решительной борьбы. Одну из них составляли светские паны, сенаторы, не имевшие и теперь никаких истинных убеждений и никакой политиче­ской программы, кроме личной выгоды и малодушного честолю­бия. Они вредили обеим партиям, между которыми разделились чисто случайно, независимо от принципов. Многие из них, хотя и иноверцы, как например Замойские, соединились с епископами и, поддерживая их во многих отношениях, вместе с тем сдерживали их религиозный энтузиазм, правда, только что пробудившийся, но по виду тем более ревностный. Другие, как Ян Фирлей, коронный маршалок и ярый кальвинист, делались предводителями партии послов, чтобы добиться сво­боды вероисповедания, и, заботясь в сущности только о личном возвышении, своим беспорядочным поведением наиболее препят­ствовали осуществлению программы реформы Речи Посполитой.
Исходя из других побуждений, из другой точки зрения, то же самое делали люди, которых скорее всего можно назвать шляхетскими доктринерами. Это был грустный плод нерешительной политики Августа, которая, заглушая все высшие стре­мления народа, неизбежно должна была понизить уровень его по­литических взглядов, ума и характера. Это была шляхетская молодежь, главным образом из средних по своей состоятель­ности домов, часто и протестантских, которая получила высшее классическое образование, окончила университеты за границей и мечтала о высокой карьере, но, видя на своих отцах, что протестантизм не способствует её достижению, бросало его и пере­ходило в католичество, не имея к нему никакого энтузиазма, не имея истинного религиозного чувства и убеждения. Между тем такое религиозное убеждение, католическое или протестант­ское, было важным политическим двигателем для людей XVI века. Оно одно нарушало односторонность их классического образования и из сферы бессмысленного подражания древней ли­тературе вводило их в круг отношений действительной жизни, открывало им глаза на них и побуждало к энергичным дей­ствиям. При отсутствии этого религиозного элемента и двигателя само классическое образование, понимавшееся и воспринятое ис­ключительно с внешней своей стороны, воспитывало из них доктринеров, людей, для которых дело было не в сущности, но в форме, которые хотела втиснуть новые отношения в фразы, заимствованные из древней литературы. Польша воспи­тала себе уже до реформации такое поколение, людей, действовавших в куриной войне, теперь, после падения реформации, перед воцарением нового ярко католического направления в ней по­явилось такое же поколение шляхетских доктринеров. Из этой школы доктриниев вышел историк Мартин Кромер, так как хотя его история впервые появилась в печати в 1555 году, но дальнейшие многочисленные издания продолжаются до 1589 года и только в 1580 году за нее была выражена оффи­циальная благодарность со стороны польского сената. Изящество ла­тинского стиля составляет почти единственную заслугу этой «истории», так как в общем она представляет переделку Длугоша с устранением из этого грандиозного произведения к ущербу исторической истины не только того, что могло бы оскорбить ошибочно понимаемую католическую правоверность, но и всего того, что могло бы задеть гордость магнатов и легкомыслие народа. Это была первая, произведенная в больших размерах попытка искажений собственного прошлого самохвальством и втискивания его в возможно более тесный круг взглядов и мыслей. Политики этой школы, и во главе их Ян Замойский, быстро составили себе новый оригинальный взгляд на польския отношения. Между тем как прежние сеймовые послы, Сенинцкий или Лещинский, прежние политики Пржилуский пли Модржевский видели общее расстройство Речи Посполитой и предсказывали её упадок, между тем, как они охрипшим уже от призыва голосом и теперь еще призывали к реформе правительство, Замойский провозглашает изумленной шляхте, что весь суще­ствующий строй польской Речи Посполитой представляет не­достижимый идеал, который только некогда в далекой древ­ности осуществили в своей республике римляне. "Польша пред­ставляет идеал свободы, всякая единичная личность слушается власти и короля лишь настолько, насколько подчинилась ему путем свободного избрания, государство не нуждается в при­нудительной силе, так как шляхта, имея перед собой воз­вышенные цели, может и будет выступать и действовать на благо страны. Избирательный король должен быть верхом совершенства, а длят шляхты раздавателем милостей и блестя­щим примером. Шляхте, защищающей государство, должны служить другие классы народа, как римские рабы — гражданам, и всякий шляхтич в своем имении пользуется над хлопом правом жизни и смерти." Это страшное заблуждение, которое, заимствуя образцы из римского общества, забывало о сильней­шем его двигателе, повиновении и власти, которое, идеализируя права и привилегии единичной личности, умалчивало об её обя­занностях, провозглашалось теперь со всем великолепием древнего ораторского искусства, льстило шляхетским умам, утомленным постоянными жалобами на упадок и расстройство, и напоило их самым вредным ядом. Доктринеры уничтожали и парализовали здравое и трезвое учение партии сеймовых по­слов, а партия епископов ловко воспользовалась ими и с помощью их решила последнюю борьбу из-за реформы Речи Посполитой.
Впервые партии епископов и послов столкнулись при раз­решении вопроса, кто должен заменять верховную власть во время безкоролевья и управлять избранием, примас или коронный маршалок, Уханский или Фирлей. Примас победил, так как за него, как за уроженца Великой Польши, встала послед­няя и Пруссия, за него же высказалась и Литва. На 15-е января
1573 года Уханский созвал конвекционный сейм в Варшаве, который должен был окончательно порешить весь порядок избрания. Такой порядок и был постановлен на этом сейме. Послы потерпели поражение в своем требовании изменить за­кон об избрании 1530 года, отнять право избрания у шляхет­ских масс и перенести его на сейм, хотя за это говорили и здравый рассудок и предусмотрительность, потерпели они не­удачу и с требованием назначить место избрания в Люблине, хотя заключение в Люблине унии несомненно делало его как бы столицей соединенной Речи Посполитой. Избрание короля сей­мом упрочило бы положение послов, избрание, произведенное в Люблине, хотя бы и общее, доставило бы преобладание интел­лигентной и зажиточной русской шляхте, которая, блияже других живя к месту избрания, могла бы явиться в наибольшем ко­личестве. Партия же епископов искала точки опоры в необра­зованной и бедной, но католической и многочисленной мазовецкой шляхте, великополяне не хотели признать первенства за малополянами, и таким образом местом избрания назначена была Варшава. Проект отнятия права свободного избрания у шляхты отвергли доктринеры и благодаря Замойскому избрание viritim осталось ненарушимым, как дражайший перл шляхет­ской свободы. Старались однако успокоить и партию послов и соглашаясь на их желание, назначили комиссию, которая должна была заняться выработкой подробного проекта реформы Речи Посполитой и представить этот проект избирательному съезду. Принятую съездом реформу вслед затем должен был утвер­дить и принять вновь избранный король, как условие избрания. Но, когда дело дошло до этого съезда и избранные шляхтой де­путаты сообща с сенатом рассматривали этот проект, подученная панами и епископами мазовецкая шляхта ворвалась толпой в зале совещания, восклицая, что не хочет дольше дожидаться избрания, и этим насильственным поступком уни­чтожила весь проект реформы, который можновладство никогда, впрочем, и не принимало серьезно. Это была уже не старая, здраво правящая аристократия, но уродливая олигархия, ставив­шая частные интересы выше общественного блага, провозгла­шавшая принцип равенства, чтобы с его помощью забивать всякий талант и честное честолюбие, употреблявшая невежествен­ные массы орудием для уничтожения политического рассудка и любви к отечеству.
При таких условиях кого же выбрали королем? Было два настоящих кандидата: эрцгерцог австрийский Эрнест, сын императора Максимилиана, и царь Иван Грозный, два ближай­шие соседа Польши. Принятие австрийской кандидатуры более всякой другой обеспечивало Польше католическую будущность, но при тогдашних условиях оно равнялось для Польши отре­чению от самостоятельности. Габсбургская политика, германизовавшая Чехию и Венгрию, была опасна для Польши, владевшей Пруссией, а создав из Польши домашнюю провинцию австрий­ской династии, она по всей вероятности выдала бы Русь и Литву в качестве откупа Москве. Зато популярна была кандидатура Ивана, так как она навсегда оканчивала польско-московскую войну и обращала силы обоих народов на становившееся все более грозным турецкое могущество. Свою жестокость относи­тельно подданных сам Иван объяснял необходимостью удер­жания в узде варварского народа, польская же шляхта не только не опасалась преобладания этого народа, но еще и надеялась полу­чить над ним влияние благодаря большей высоте своей цивилиза­ции. Кандидатура Ивана, которую подкреплял и пример Ягелло, была бесспорно самой смелой мыслью за все время безкородевья после Сигизмунда Августа, но другой вопрос, была ли она воз­можна? Иван не нуждался в Польше, как некогда Ягелло, он не отвергал предложенной ему польской короны, но поставил свои условия. Наследственность престола и свободу восточной церкви в Польше еще можно было принять, но уступка Москве Лифляндии и части Руси и вследствие того полное пресечение пути польскому влиянию на государство Ивана делали его кандидатуру совершенно невозможной. Из такого затруднительного положе­ния в вопросе о выборе короля вывел Польшу французский посол Монлюк, который крайне для нее лестным и ловким образом выступил с кандидатурой молодого Генриха, брата французского короля Карла IX, прославившегося рыцарскими подвигами, образованием и всевозможными хорошими качествами, приносившаго в дар Польше французский союз и обеспечи­вавшего ей самостоятельность в виду австрийских покушений. Поляки единогласно согласились на этот выбор и если на избирательном поле под Варшавой нашлись сторонники австрий­ского эрцгерцога Эрнеста, то их склоняли побуждения иного рода.
Партия послов, видя свое политическое поражение, желала по крайней мере спасти свободу вероисповедания. С этой целью еще на конвокационном сейме 1573 года они сделали попытку к провозглашению и торжественному утверждению полной рели­гиозной свободы и политического равенства всех обывателей независимо от их вероисповедания в так называемой вар­шавской конфедерации, которую составили на сейме все партии, в том числе и епископы, по взаимному соглашению. Но, когда дело дошло до её подписания, епископы, предупрежденные Ком­мендони, отступили, за исключением одного Красинского, и та­ким образом конфедерация осталась нерешенным вопросом. Теперь на избирательном съезде иноверцы схватились за этот предлог, чтобы настаивать на короле шведском Иоанне, также кандидате на корону, кандидатуры которого никто однако не считал серьезной вследствие его преклонного возраста, и даже на Эрнесте австрийском и чтобы за отступление от этих кандидатов вынудить у епископов признание конфедерации. По­этому единогласное избрание Генриха Валуа состоялось лишь 16-го мая 1573 года, когда конфедерация была внесена в «pacta conventa» - условия избрания, которые должен был подтверждать присягой но­вый король, а епископы удовольствовались только формальным протестом для приличия. Конфедерация 1573 года сделалась основным законом Речи Посполитой и если в эпоху религиозной борьбы такой закон осуществился в Польше путем общаго согласия, то не трудно указать его политическое значе­ние. Он заграждал королю дорогу к эксплуатации антагонизма вероисповеданий ради образования сильного правительства и был наилучшим щитом шляхетских привилегий. Поэтому-то она осуществилась вместе с подтверждением этих привилегий на будущее время, поэтому так легко согласилась на нее католи­ческая шляхта и поэтому же ее поместили, как ненарушимое условие, в «pacta conventa».
Прежние собрания были ничем иным, как назначением особы монарха и подчинением его власти, теперешнее поняли иначе. Верховная власть находится у народа — шляхты, который отчасти и на известное время вверяет ее избранному королю. Избрание представляет следовательно передачу власти народом королю, королевская власть перестает быть самостоятельной, король пользуется ей от имени народа и несмотря на назва­ние короля в сущности есть только первый чиновник. Так избрание 1573 года изменило прежнюю форму польского прави­тельства из монархической в республиканскую. К этому при­соединились еще «pacta conventa», слово до тех пор неизвест­ное в Польше, несомненно худший и наиболее уродливый плод безкоролевья. Это — условия избрания, за которые призна­вал народ Генриха своим королем: король заключит союз с Францией, на собственные свои заграничные средства доста­вит Польше четыре тысячи гасконской пехоты для войны и поставит флот, будет обращать сорок тысяч флоринов из своих доходов на нужды народа и заплатит долги Сигизмунда Августа, наконец король подтвердит льготы и при­вилегии.
Этот последний пункт был объяснен в особенных, так называемых Генриховских статьях. Король подтверждает свободное избра­ние и свободу вероисповедания, без сената не объявляет войны, не заключает мира, без сейма не созывает посполитого ру­шенья, которого не будет разделять и которое за пределами страны обязывается содержать на жалованье, будет защищать границы из четверти своих доходов, будет постоянно иметь при себе совет из шестнадцати сенаторов и каждые два года созывать сейм, а если нарушит эти условия, то тем самым освобождает народ от повиновения себе. Эти условия, ставя королевскую власть на совершенно средневековом понятии, вво­дили однако и новый принцип, по которому король из своих посторонних средств должен заменять народ в исполнении самых святых его обязанностей. Это было позорным, унизи­тельным признанием в безсилии или скорее в нежелании за­щищаться собственными средствами, это было нарушением со­знания обязанности поддерживать отечество кровью и имуще­ством, ослаблением того основания, на котором единственно могло держаться государство и могли избежать полного разложения народ и общество. «Pacta conventa» представляют отчасти плод буйного воображения бесчестно обманывавшего поляков Монлюка, отчасти неизбежный результат падения программы реформы Речи Посполитой, доказательство полного упадка доверия к королю и окончательное освящение анархии, в которую впало не обуз­данное Сигизмундами духовное и светское можновладство.
Справедливым наказанием для народа, который путем до­говора стеснил своего короля и попрал свои обязанности, была личность вновь избранного Генриха. Человек, выросший среди абсолютизма французского двора, он не мог понять шля­хетской Речи Посполитой, не мог исполнить договора, но не имел и силы, чтобы нарушить его, возвыситься и встать самостоятельно среди гнетущего его можновладства. Человек, ода­ренный, как вскоре оказалось, низменным умом и одержимый низкими страстями, он и не думал жертвовать собою для блага нового отечества.
В течении короткого времени между королем и народом об­разовалась настоящая пропасть. Можновладцы возненавидели его, так как он всем равно хотел угодить, всем раздавал должности и староства и ни на кого решительно не опирался. Коронные чиновники стали в явную оппозицию, видя, что ко­роль пренебрегает ими, не допускает их перед свое лицо, верит только приехавшим с ним французам и руководится только их советами. Склоняясь на сторону католиков, Генрих отказался также присягнуть при коронации в исполнении рели­гиозной конфедерации 1573 года и тем вызвал громкие жалобы со стороны диссидентов. Видя себя не в состоянии справиться с польским обществом, Генрих почувствовал к нему от­вращение, отстранялся от государственных дел и уединялся при своем дворе, отдаваясь исключительно удовольствиям, а узнав о внезапной смерти брата своего Карла IX, короля Франции, 18 июня 1574 года, едва пробыв в Польше пять ме­сяцев, тайно бежал из неё, чтобы только не потерять своей короны во Франции.

---

Со времени избрания и люблинской унии Шуйский начинает новый период в истории Речи Посполитой. Что касается последней, то она есть лишь одно звено той политики, которой Польша следовала относительно Литвы и Руси уже со времени Александра и не со­ставляет в ней никакого переворота, как например мельницкая уния 1501 г. Что же касается избрания, то оно: изменяет форму правительства, но это обстоятельство сравнительно второстепенного значения и не оправды­вает отделения особаго периода, если одновременно с тем не изменилась сущность государства и общества, что произошло при Альбрехте и Але­ксандре, вводит много постановлений (путем "pacta conventau"), которые противоречат сущности нового государства. Но это были постановления, совершенно невозможные в виду тех условий, при которых существо­вала Польша и которые делали возможным лишь новое государство. Нельзя было осуществить этих постановлений, нельзя было ни на одну минуту со­здать такого государства, на какое указывали "pacta conventa" т.е. госу­дарства, в котором государь удовлетворял бы государственные нужды из своих заграничных доходов. Это было создание политической фан­тазии на бумаге, которое только одно осуществило фактически и только так и может быть понимаемо, т.е. ослабляло основы нового государства повиновение власти и обязанность народа кровью и имуществом поддержи­вать отечество. Но основы эти продолжали существовать и поскольку их фактически уважали, поскольку народ слушался короля и сейма, поскольку он ходил на войну и платил подати, постольку Польша еще существовала. Следовательно Польша и после 1573 г. продолжала существовать лишь как государство новое, хотя расстроенное и испорченное, основы её быта, поставленные в конце XV столетия, не изменились. Поэтому, установив начало нового периода её истории в конце XV века, нет причины на­чинать с 1573 года еще новый период.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.