Второй период борьбы из-за реформы Речи Посполитой. (1562 — 1572 гг). 2 пункт реформы.

Вторым пунктом реформы, который принял Август, была уния всех стран, принадлежавших к великому организму Речи Посполитой, после многих переговоров он выполнил ее окончательно на памятном люблинском сейме 1569 года.
Легче всего пошло это дело с Пруссией, так как столет­няя связь с Польшей неразрывно переплела её интересы с польскими. Много польских семей поселилось в королевской Пруссии, другие, онемеченные некогда во время правления кре­стоносцев, возвратились к прежней своей национальности, на­конец множество немецких дворян и мещан добровольно перенимало польский язык и обычаи. Только в больших го­родах держался еще немецкий элемент, но так как все их экономическое положение покоилось на торговле с Польшей по
Висле, то и они должны были поддерживать свою связь с Поль­шей. К тому же пруссаки не имели отдельного правительства и вопрос заключался только в том, чтобы они садились на польском сейме вместе с поляками. По королевскому прика­занию прусские сенаторы и послы приезжали на сеймы, происхо­дившие в Петркове, Варшаве и Люблине, и если тем не ме­нее отказывались садиться на одних скамьях с поляками и защищали свою отдельность, то это было делом исключительно прусских знатных господ и больших городов. Первые, при­знавая себя поляками, опасались, чтобы вследствие унии не по­требовали и от них возвращения коронных имений, вторые боялись, чтобы польская шляхта не применила и к ним своей пагубной экономической политики. Тем сильнее должны были зато желать парламентской унии прусское дворянство и менее значительные города. Дворянство прусское, в течении долгого вре­мени угнетавшееся вельможами, теперь, ближе познакомившись на сеймах с польской шляхтой, быстро приобрело смелость, сбросило с себя ярмо можновладцев и высказалось за парла­ментскую унию, и таким образом король на люблинском сейме 1569 года простым декретом установил эту прусскую унию, как выполнение акта инкорпорации 1454 года.
Одновременно урегулированы были и дела герцогской Пруссии. В 1563 году Сигизмунд Август дал право наследования в прусском Лене отдаленным родственникам герцога Альбрехта, именно электору бранденбургскому Иоахиму и его мужским по­томкам. Это был шаг в высшей степени неблагоразумный, так как он отдалял в бесконечное будущее присоединение герцогской Пруссии к Польше и усиливал самостоятельность первой путем передачи её в руки могущественных электоров. Как бы для исправления этого шага король старался затянуть узел зависимости прусского герцога от польской короны, активно вмешивался в раздоры между герцогом и его поддан­ными и, принимая последних под свою защиту в качестве верховного сюзерена, выслал в 1566 году в Кролевец своих комиссаров, которые устранили и наказали советников прус­ского герцога, побуждавших его к образованию абсолютной власти, и, примирив герцога с сословиями, принудили его под­твердить их права и привилегии. С тех пор прусские со­словия должны были, защищая себя, оглядываться на Польшу и противодействовать враждебным Польше намерениям прусских герцогов. В 1569 году сын и наследник Альбрехта, молодой Альбрехт Фридрих, принес торжественную вассальную при­сягу Сигизмунду в Люблине, в которой, между прочим, зна­чилось, что от приговоров прусского герцога допускается аппеляция к польскому королю, благодаря чему постоянно напо­миналась и усиливалась связь прусского населения с Польшей. Эта связь была тем прочнее, что одновременно с тем в 1566 году совершилось присоединение Лифляндии, благодаря ко­торому Польша на всем своем протяжении соприкасалась с Балтийским морем, а прусское ленное герцогство, со всех сторон окруженное землями Речи Посполитой, совершенно ис­чезало в её массе.
Но самым существенным пунктом в деле общей унии была уния Литвы с Короной. Она созрела окончательно в правление Сигизмунда Августа. Мы познакомились уже со многими причи­нами, которые издавна действовали в пользу унии, а теперь приобрели удвоенную силу. литовские и русские земли сближал с Польшей прежде всего их экономический интерес, так как только при помощи Польши они могли возвратить основы ма­териального своего развития: на севере устья Немана и Двины в Лифляндии и Пруссии, на юге устья Днепра и Днестра. Их сближал с Польшей и интерес культурный, так как только этим путем оне могли воспринимать и усваивать себе благо­деяния западной цивилизации. Их сближал наконец с Польшей и интерес свободы, так как только путем более тесного сближения с Польшей и принятия польских учреждений литов­ское и русское общество могло освободиться из-под угнетав­ших его до тех пор тяжестей и добыть себе вполне поли­тическия права и гражданскую свободу. Под влиянием более, чем столетнего действия этих трех сильных причин в Литве и Руси совершалась медленная и бессознательная ассими­ляция высших общественных классов с польским элементом. Элемент, господствовавший в Литве, не мог в своих высших слоях противиться действию гуманизма, а затем и реформами, которая, как мы увидим, создавши польский литературный язык, провела его на Восток вместе с религиозными «нов­шествами». В Литве уже печатались польския книги. Еще более прочными узами соединялись с Польшей южные, т.е. малорусския провинции литовского государства благодаря вековой, теперь при Сигизмундах еще усилившейся польской колонизации. Новыя области выростали из земли под её благотворным влиянием. На границе Мазовии область прежних Ятвягов, Полесье, заселилась польскими колонистами и, оставаясь за ли­товском государством, добилась однако при Сигизмунде Старом привилегии на все польския учреждения, а в особенности на то же самое польское право, какое существовало и в краковской земле. Колонизация же распространила так сильно границы Волыни, что Киев и Врацлав, окруженные перед этим одними пустынями, сделались теперь центральными пунктами возделан­ных и населенных земель и были в состоянии образовать особые воеводства.
Теперь время было поддержать и обеспечить это обществен­ное единение более тесным политическим соединением. Литве и Короне грозила разъединением и московская война, и бездет­ная смерть последнего Ягеллона, и под влиянием этих угроз в 1562 году начаты были переговоры об унии, но, тогда как польская шляхта желала полного соединения и сравнения литов­ских воеводств с польскими, литовские паны сопротивлялись такой тесной унии и желали удержать в Литве особое прави­тельство и сейм, имея прочную точку опоры в этом прави­тельстве и в своем наследственном сенате и совершенно терзая литовское рыцарство, которое не имело еще участия в государственных делах, они устраняли всякую возможность соглашения.
Сигизмунд Август взялся активно за это дело, несколько раз (1559, 1564, 1565, 1566 гг.) ездил в Литву, ввел в ней рядом с прежним сенатом по образцу Польши сеймики и посольскую избу, освободил шляхту от преоблада­ния вельмож, дал ей земское самоуправление с правом избрания судей, признал формально литовский трон избиратель­ным, уничтожил феодальную систему и в 1566 году санкцио­нировал всю эту гигантскую реформу в новом, исправлен­ном литовском статуте. Теперь призваны были на общий сейм не только паны, но и послы литовские, начались торги панов и шляхетской братии, наконец на люблин­ском сейме 1569 года литвины с протестом оставили место совещаний. Тогда возмущенный король согласился на программу, издавна предлагавшуюся ему посольской избой, и, провозгла­сивши своим самовольным декретом полную унию Литвы, общее правительство и сейм, призвал русскую и литовскую шляхту с оружием выступить против сопротивляющихся уний панов и выслать посольства в Люблин для подтверждения унии присягой. Это произвело магическое действие. Земля за землей, воеводство за воеводством отзывались на призыв ко­роля, и таким образом Полесье, Волынь, Брацлав и Киев среди всеобщего энтузиазма присягнули в Люблине в неразрывном союзе с Короной. То же самое готовилось в Брест-Литовске, в Вильне, Тронах, Витебске, в Жмуди, и тогда литовские паны заметили, что у них совершенно ускользает почва из-под ног. Они возвращаются поэтому в Люблин и сами предлагают унию, заключающуюся в общности сейма, лишь бы им оставили отдельное управление остальной Литвой. Это был дар Данаев, совершенно уничтожавший цель унии. Действительно, отдельное управление Литвой обозначало полити­ческую отдельность Литвы, навсегда стесняло силы Речи Посполитой и создавало зародыш вечной анархии и смуты. Польская шляхта остерегала короля от такого подарка, но Сигизмунд Август, довольный, что уния осуществляется добровольно, что не будет нужды уничтожать сопротивление можновладцев, со­гласился на их условие, и таким образом уния 1569 года воз­никла по добровольному согласию. Она устанавливала неразрывное соединение обоих государств, общее избрание короля и вместе великого князя, общий сейм, монету и дипломатические отноше­ния, но сохраняла отдельность чинов и статутов.
Хороша ли была такая уния, какой желала шляхта, т.е. с общим правительством и перенесением всех польских воль­ностей на Литву, в этом можно еще сомневаться. Не мог ли скорее Сигизмунд Август воспользоваться своими наследствен­ными прерогативами в Литве и вместо того, чтобы отрекаться от наследственности, утвердить ее назначением себе преемника для Литвы? Литва наверно признала бы его, и не должны ли были бы в таком случае польские паны ради сохранения унии провозгласить его и своим королем? Насколько иным путем пошла бы в таком случае позднейшая польская история! Уния в том виде, в каком ее заключили, содержала в себе коренной не­достаток. Польский народ не для того в кровавом поту в те­чении двух веков работал над цивилизацией восточных пус­тынь, чтобы в конце концов создать в этих краях гнездо можновладческой гордости и анархии. Действительной унией и было это дело двух столетий безустанной работы, узы, соеди­няющие обе страны, коренились очень глубоко и одной грамотой больше или меньше не могло ни ослабить, ни особенно укрепить их. Не лучше ли было обойтись пока без грамоты, чем по­купать ее санкционированием двойственности правительства в одном государстве, т. е. постоянной и неизбежной анархии?
Таким образом и теперь оказалось, что Сигизмунд Август, заискивая расположения шляхты и становясь на её стороне, не сумел сделать этого решительно, не понял важнейшего пункта всей её программы, заключавшегося в образовании силь­ного королевского правительства путем уничтожения можновдадческой анархии. Все, что направлялось к этой цели, должно было безвозвратно пасть благодаря нерешительности короля.
Прежде всего пали великие и здравые принципы, которые хо­тели провести земские послы в организации сеймов и сеймиков. Посольская изба желала:
1) упрочить полное свое преобладание над сеймиками и добыть себе неограниченное полномочие от шляхты,
2) удержать среди себя самой голосование боль­шинством, которое фактически уже создалось, 3) провести то понятие, что сенат есть только приближенный совет короля, не имеющий никакого самостоятельного значения, что король мо­жет поступать согласно мнению даяее меньшинства сената.
Ко­роль однако не только не благоприятствовал этим принципам, не только безвозвратно пропустил единственный момент, удоб­ный для упорядочения парламентаризма и прекращения его расстройства, но еще напротив, желая воспротивиться политиче­ской программе посольской избы, апеллировал от неё к сеймикам, к сенату или наконец указывал, что не вся посоль­ская изба поддерживает эту программу, и таким образом придавал значение и авторитет незначительному меньшинству в посольской избе.
Относительно чиновнической иерархии шляхта не могла сде­лать ничего более, как громко жаловаться на её беспримерную нерадивость и молить короля, чтобы он энергично осуществлял по крайней мере существовавшие законы относительно обязанностей чиновников. Оригинальное явление представляли сеймы: шляхту, требующую, чтобы сановники-сенаторы испол­няли обязанности своей должности, сановников, которые открыто признаются в пренебрежении этими обязанностями и насмеш­ливо бросают королю под ноги штрафы, назначенные за это прежними статутами, наконец короля, который громко жалуется и уверяет, что он ни в чем неповинен, и таким образом позволяет ругаться над величием своего авторитета и уваже­нием к власти. Подобные сцены, описанные в сеймовых дневниках, теперь трудно читать без глубокого негодования и трудно поверить, что таким образом мог поступать человек, который, стоя наверху, мог видеть все-таки далее, чем те, ко­торые стояли внизу. Видя наконец, что короля не склонить ни к какой инициативе, шляхта в 1565 году выступает с крайне радикальным проектом, требуя, чтобы король в каждом повете поставил своего инстигатора, чтобы этот инстигатор распорядился вооруженной силой, наблюдал за всеми чиновниками, доносил королю об их проступках и поддерживал авторитет его приказаний. Такой проект, предложенный шлях­той и постановленный на сейме, в руках мудрого о энергичного короля мог сделаться в одну минуту орудием для образования сильной абсолютной власти. Сигизмунд не умел им воспользоваться и слабое сопротивление сената оказалось достаточным предлогом для его отступления.
Не лучше пошло дело и с предполагавшейся судебной ре­формой. Средневековое судопроизводство не соответствовало но­вым, изменившимся отношениям. Последним его созданием в конце ХV века были сеймовые суды. Когда образовались сеймы, короли начали отсрочивать важнейшие дела, поступавшие в придворные суды, до сейма и решать их только во время заседаний последнего, когда они имели при себе более многочи­сленный совет (сенат). Таким образом королевские суды рас­пались на суды, происходившие во время сейма и вне сейма. Первые назывались сеймовыми, вторые — ассессорскими. И те, и другие создали себе, особенно в царствование Сигизмунда и, громадное значение, сделались высшей инстанцией. В сеймовой суд ано­дировали даже от веч, в суд ассессорский даже от выс­ших судов немецкого права, некогда установленных Казимиром Великим, а теперь все более падавших. Но в эти королевские суды и особенно в суд сеймовой собиралось такое множество дел, что король, несмотря на самую напряженную деятельность, никак не мог справиться с ними. Поэтому ото­всюду слышались жалобы на недостаток справедливости и ре­форма высших судов сделалась постоянным и неизбежным предметом обсуждения сейма. Дело кончилось однако лишь тем, что в 1563 году были установлены для отдельных земель осо­бые единовременные суды с целью безапелляционного решения залежавшихся дел, до решительной и прочной реформы дело не дошло. Тем менее можно было думать об издании кодекса законов, для которого имелись драгоценные материалы в про­ектах Ташицкого 1532 г. и Пржилуского 1553. Общему недо­статку помог Гербурт, напечатав в 1563 году сборник за­конов в алфавитном порядке, и эта частная работа, пред­принятая без всякой более глубокой мысли, будучи переведена в 1570 году на польский язык, привилась в судебной практике. Это было проявлением приближающегося уже и на поприще права упадка.
С вопросом правительственным соединялся вопрос церков­ный. Во второй половине царствования Сигизмунда Августа он принял иной вид сравнительно с тем, какой имел раньше. От­крытый разрыв с Римом и католической верой, до которого дошла значительная часть народа, укрепил привязанность к этой вере в остальном народе, до тех пор колебавшемся и скорее склонявшемся к реформации. Громадную роль сыграл здесь Тридентский собор, который именно в 1563 году осуще­ствил свое дело легальной католической реформы и пробудил и укрепил временно усыпленный дух католической церкви. До этого собора многие люди, склонявшиеся к реформации, утешали себя тем, что они не перестают быть правоверными, что их направление найдет себе признание и место во вселенской церкви. Тридентский собор устранил эту неясность, провозгласил без­условное единство церкви, её организации и обряда и решительно отстранил от католицизма нездоровые члены. Теперь нужно было заявить себя или католиком или не католиком и принять на себя все последствия того или другого направления. В Польше же нашлись хотя и в очень небольшом числе такие люди, ко­торые отважились открыто выступить в качестве верных ка­толиков. Апостольская столица, привыкшая уже считать Польшу потерянной для себя областью, воспрянула духом и напрягла свои силы к её спасению. На польских епископов нельзя было рассчитывать: одни, как примас Уханский, стремились к на­родной церкви, другие, как Андрей Зебржидовский, епископ кра­ковский, люди неверующие, открыто насмехавшиеся над самыми священными основами религии, готовы были принять всякую церковь, лишь бы эта церковь обеспечила им спокойное поль­зование огромными церковными имениями и регулярное взыскание десятиниых снопов. Находились такие исключения, как епи­скоп вармийский Гозий, который уже на синоде 1551 года воз­буждал духовенство к борьбе с реформацией и провел католическое «исповедание веры», но эти люди в виду явного не­доброжелательства епископов увидели себя вынужденными со­вершенно оставить Польшу и на Тридентском соборе собирались с силами для того, чтобы начать борьбу в Польше при лучших условиях. Теперь такие условия представились, поэтому приехал в страну Гозий, озаренный славой, как один из кардиналов, председательствовавших на Тридентском соборе, явились иезуиты, орден, который должен был осуществить дело Тридентского собора, приехал наконец в качестве панского легата человек действительно импонировавший силой своего ума и характера, Коммендони. Этот человек на одну минуту организовал развалины католической церкви в Польше, устрашил и парализовал епископов, благоприятствовавших реформами и, покинув оборонительное положение, вступил в наступательную борьбу с реформационным движением в Польше. Все опять зависело от Сигизмунда. Следуя советам Коммендони, король мог подтвердить постановления Тридентского собора, которые нунций предлагал ему на парчовском сейме 1564 года, удалить иноземных сектантов, сбежавшихся в Польшу со всего мира, и помочь папскому легату осуществить католическую реформу, согласно соборным постановлениям.
Но Сигизмунд Август показал себя теперь таким же нерешительным относительно католичества, как раньше отно­сительно реформации, и не только не исполнил желаний Коммендони, но еще вступил с ним в долгую и трудную борьбу. Для такой борьбы у короля были особые причины. Апостоль­ская столица, завязывала тогда близкие, как казалось, отношения с царем Иваном, чтобы склонить его к переходу в лоно католической церкви. Искусная папская дипломатия может быть и ошибалась относительно истинных намерений Ивана, но во всяком случае хотела напугать Августа и удержать его от реформации и разрыва с церковью. Иван при переходе в католичество лишился бы того могущества, какое придавала ему в глазах всей Руси самостоятельность восточной церкви, и потому ни на минуту не помышлял о таком переходе, но не отвергал сближения с римской курией, чтобы путем его воз­высить свое значение в Европе и ослабить Августа. Королю же стоило многих усилий уничтожить столь опасные для Польши попытки. Отправленный в 1553 году в Рим посол Крыцкий вез уже в своих инструкциях род ультиматума на тот случай, еслибы курия ради обманчивых надежд реши­лась пожертвовать Москве жизненными интересами Польши. Позднее, в 1561 году Август не дал нунцию Каноби позво­ления на проезд в Москву, когда же, несмотря на это, схва­чен был тайный папский посланник в Москву и перехва­чены его письма, король выдвинул мысль создания в Польше национального собора и этим радикальным средством прекра­тил опасную игру римской курий. Но одновременно с тем открылись и более светлые перспективы для реформации. Во­обще, чего не могли сделать с Сигизмундом Августом сила убеждения и воли, то способно было сделать с ним его лич­ное дело. Король наскучил Екатериной Австрийской, на которой он женился в 1553 г. по смерти Варвары и от которой со­вершенно не имел потомства. Мысль же оставить мужского потомка на троне лихорадочно овладела им и представлялась ему единственным спасением для страны, общее расстройство и упадок которой он предчувствовал и видел. Развод с Екатериной и новый брак сделался единственной мечтой и целью его. Рим не мог нарушить своего принципа и дать ему развод, разрыв с Римом, принятие реформации устраняли препятствия. Был момент в 1565 году, когда решение вопроса о реформации висело на волоске. Но в этот момент рядом с человеком, шатким в своих принципах и женственным по характеру, каким был Август, встал человек с муже­ственной душой, человек, одушевленный высокой идеей, кото­рой он целиком посвятил себя, Коммендони. Победа не могла подлежать сомнению для той стороны, которая все ослепляла и покоряла силой своего характера и величием своей мысли. Август в своей страсти не обладал закоснелостью настоя­щих грешников и, не бывши в состоянии раньше понять идеи народной церкви с её политической и принципиальной стороны, тем менее мог решиться теперь на такой перево­рот из личных побуждений. Итак будущность католической церкви в Польше была обеспечена. Близорукие католики же­лали тотчас же склонить короля к репрессиям против иноверцев и к изгнанию из страны самой худшей секты — ариан, последнего точно также требовали от короля кальви­нисты и лютеране. Но Коммендони понял, что подавление арианства пошло бы только в пользу и без того уже слишком сильным кальвинистам, и решительно отсоветовал этот шаг. Католическая церковь предоставляла до поры полную свободу иноверцам, мудро рассчитывая на их внутреннее расстройство, а сама тем временем неустанно обновлялась и уси­ливалась. Иноверцы с тревогой смотрели на это и из страха за свою будущность заключили в 1570 г. в Сандомире торже­ственный договор трех церквей: лютеранской, гельветической и моравских братьев, путем которого соединили главные принципы своей веры, признали взаимно правоверность трех своих вероисповеданий и предоставили друг другу свободу в подробностях и различных обрядах. Этот договор, из которого были исключены крайние ариане, носил скорее полити­ческий, чем религиозный характер, соединял и усиливал иноверцев в виду возможной католической реакции. Предполагали, что король склонится к объединенному таким образом вероисповеданию и поддержит его авторитетом своей власти, но когда и эта надежда обманула, реформация должна была от­казаться от выполнения первоначальной своей мысли, от вве­дения в Польше единой, безусловно господствующей народной церкви. Единственным политическим результатом всего рели­гиозного движения в Польше сделались поэтому законы 1562 и
1565 годов, запрещавшие исполнение церковных приговоров светскими властями и тем самым вводившие свободу веро­исповеданий. Католическая церковь приняла этот принцип, как неизбежное временное зло, реформация приняла его, как необходимую защиту для своих сторонников.
Тогдашняя веротерпимость была следовательно религиозным миром, была перемирием между противоположными вероиспо­веданиями, из которых ни одно, не исключая и католического, не находило в себе достаточно силы убеждения, достаточно веры в свою истинность и будущность, чтобы вступить в решительную борьбу с другими. Такая веротерпимость, вынужденная у государства вероисповеданиями, была следовательно проявлением расстройства, и сильно ошибся бы тот, кто стал бы ее восхвалять и ставить наравне с нынешней веротерпи­мостью, к которой принуждает различные вероисповедания, становясь над ними, сильное государство и в силу которой оно ради высшей гуманитарной идеи воспрещает им перено­сить церковную борьбу на поприще общественной и политиче­ской жизни.

---





Существует мнение, что король принял на этом сейме книгу Тридентских постановлений. Действительно ко­роль принял предложенную ему книгу в руки, но о принятии её в смысле признания иди подтверждения не было и речи, что ясно из источников Такое признание должно бы было быть помещено в сеймовых конститу­циях или, по крайней мере, в королевском эдикте. Но лучшее доказа­тельство утверждения заключается в том, что:
1) польское католи­ческое духовенство только на петрковском синоде 1577 года приняло тридентские постановления с оговоркой,
2) иноверцы не протестовали против того, что делалось в Парчове, а против принятия в смысле признания они подняли на сейме 1565 года громкий протест
3) на сейме 1565 года по­ложение Августа по отношению к реформе представляется именно наибо­лее колеблющимся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.