Устройство первоначальнаго польского государства X век.

Мы уже много раз говорили о непрестанных трудах Ме­числава и Болеслава над внутренним объединением и устройст­вом обширного государства, мы постоянно оттеняли ту мысль, что Польша обязана своим возникновением и первоначальным величием не столько военному счастью, сколько спокойной вну­тренней деятельности; следовательно, чтобы создать себе правильное представление о царствовании Мешка и его сына, Боле­слава Храброго, мы должны представить картину первоначаль­ной Польши, ими созданной и устроенной.
Начнем с церковной организации. Начало ей положил Мешко, основав познанское епископство, Болеслав же завер­шил ее в 1000 г., во время пребывания Оттона III в Гнезне. Были основаны три новыя епископства: краковское для Хробации, вроцлавское для Силезии, колобрежское для Поморья; во-главе всей польской церкви было поставлено архиепископство гнезненское. Первым архиепископом был Радым (Гаудентий), брат св. Войцеха, патрона Польши. Этой новой латинской ие­рархии были подчинены и церкви с славянским богослужением, которое сохранялось в южным «дельницах» и пользовалось уважением наравне с латинским. Позднее были прибавлены еще два епископства: любушское для недавно присоединенных полабских областей и плоцкое для Мазовии, епископство поз­нанное было освобождено от главенства архиепископства магдебургского. Болеслав Храбрый основал много костёлов и монастырей. Костёлы эти, для которых сначала было призы­ваемо иноземное духовенство, а еще более бенедиктинские мона­стыри в Тыньце, Лысой горе и Мендзыржече (Тржемешне), пожалованные большими земельными угодьями, должны были да­вать почин культурной и общественной деятельности народа, распространять просвещение и христианство, улучшать земледе­лие и промышленность. Гнезненская метрополия, непосредственно подчинявшаяся Риму, была характерным признаком незави­симости государства, которое она обнимала, поэтому Оттон III передал Болеславу все права верховенства над польскою цер­ковью, принадлежавшие по тогдашним понятиям императорам. Польский монарх управлял церковью довольно самовластно, однако духовенство окружал необыкновенным почетом и всегда был готов защищать его всеми силами. Он хорошо пони­мал, что единство польской церкви, проявлявшееся в напра­влении её деятельности и влияния, было фактором политического объединения всего народа и государства.
О тогдашнем населении Польши трудно еще говорить, как о народе в собственном смысле. Соединенные в одно госу­дарство, племена и "люды" не забыли еще о прежней своей самостоятельности и, кроме того, значительно различались между собой степенью развития благосостояния и цивилизации. Громад­ная разница была между полудикими, блуждавшими по лесам мазурами, значительная часть которых была языческой, и ме­жду слезянами или полянами, издавна исповедывавшими хри­стианство, преданными земледельческому и промышленному труду. Государи усиленно старались уничтожить эти различия. Упразд­нив вечевые республиканские собрания, они уничтожили все следы самостоятельности племен и «людов», переселяя жите­лей из одних местностей в другие и мешая их таким об­разом, они стирали даже территориальные границы племен.
Все государство было разделено на мелкие «поветы» (уезды), которыми управляли чиновники, назначаемые государем и вполне от него зависимые.
Чиновники эти были двух родов. Одни из них имели военную и судебную власть над населением «повета». Они на­зывались «панами» («жупанами» comites), позднее «каштелянами», так как исправляли свою должность в укрепленных замках, или  "гродах" (castrum, castellum), построенных ко­ролём в каждом «повете». «Каштеляны» командовали гар­низоном этих замков, в случае войны сзывали все населе­ние, обязанное нести военную службу, выступали с ним к пункту, назначенному королем, и вели его в бой.
Военная организация составляла, несомненно, основу государства. Правда, Польша имела еще слишком мало материальных средств для того, чтобы в случае нужды выставить по примеру тогдаш­него Запада многочисленные, хорошо вооруженные отряды рыцарей, однако малочисленность войска и недостатки в его во­оружении вознаграждались железной организацией, приспособлен­ной к местным условиям. Военная повинность была всеобщей, каждый должен был ее отбывать по королевскому приказу. В мирное время население каждого «повета» поправляло свой укрепленный «грод» и, доставляя ему поочередно меняющиеся гарнизоны, приобретало навык в военном деле. Потом эту повинность заменили налогом, называемым «стружа» («stroza»= сторожевые), а за то в "гродах" были поставлены постоян­ные рыцарские гарнизоны. Постоянные опасности и частые по­ходы развили в народе воинственный дух, наказания за не­повиновение и трусость были ужасны, неповиновение было исклю­чением, самопожертвование — безграничным. Прежде чем всту­пить в страну неприятельское войско должно было пробираться через девственные леса, составлявшие оборонительную границу государства. Никому не позволялось их рубить, напротив, пограничному населению вменялось в обязанность защищать гра­ницы посредством так называемых засек, т. е. заваливая всевозможные дороги и тропинки деревьями. Преодолевши эту преграду, неприятель встречал на своем пути много укре­пленных замков и в каждом из них, хотя бы самом ма­леньком, отчаянное сопротивление.
Главную военную силу представляло рыцарство — род постоянной армии, которое государь содержал на свой счет и постоянно упражнял в военном ремесле. Если враг напа­дал в количестве не слишком большом, король выходил ему навстречу с своей придворной дружиной, состоявшей из не­скольких тысяч отборных, лучше вооруженных воинов. Мешко I и на войне, и в мирное время не делал ни шагу без своей придворной дружины и только с нею одною предприни­мал менее важные наступательные походы. Отражая большие нашествия и сам в свою очередь предпринимая их, король присоединял к дружине гарнизоны отдельных «гродов». Весь народ призывался к оружию в случаях, когда угрожало страшное нашествие немцев. Поляки в те времена не могли верить в благоприятный исход сражения с немцами в откры­том поле и поэтому они предпочитали вести партизанскую войну. Талант Болеслава, необыкновенная бдительность и по­движность его войска, знакомство с собственной страной, на­конец огромные препятствия, которые затрудняли походы боль­ших тяжело вооруженных немецких армий в стране, тогда еще дикой — все давало в конце-концов перевес в борьбе полякам.
Другую ветвь иерархии составляли фискальные («скарбовые») чиновники. Польский князь, а потом король был собственни­ком всей территории государства, за исключением относительно небольшого количества земель, оставленных во владении преж­них племенных князей и пожалованных костёлам или знат­ным светским лицам. Этот взгляд развился сам собою без всякого насильственного переворота, до возникновения Пястовской монархии земля, как мы знаем, составляла собственность не отдельных лиц, а политических союзов, права которых перешли к государю, занявшему их место. Итак, все на­селение сидело на княжеской земле и назначенные князем чи­новники управляли его трудом и надзирали за ним. Одни должны были заниматься охотою, другие — земледелием и скотовод­ством, третьи — ремеслами, смотря по способностям, нужде и приказу. Поселения ремесленников обыкновенно основывались в окрестности королевских «гродов» и назывались сообразно занятию или ремеслу жителей, например: коморники, здуны, колодзеи, пекари, скотники, коняры, рыбитвы и т. п.
Каждый «повет» делился на «ополья» («ороlе»); население «ополья» должно было исполнять известные натуральные повин­ности и платить подати, сообразно с княжескими распоряжениями и установившимся обычаем. Установилась делая система княжеских повинностей, из которых каждая имела свое обыч­ное название. Население обязано было: доставлять подводы чинов­никам и посланцам княжеским и перевозить припасы из княжеских амбаров на место их назначения (так называе мый ргzewod = перевод), содержать князя и его двор, когда он являлся в какую-нибудь местность («стан»), платить опре­деленную подать скотом («nazazг = нарез), медом, хлебом («sep»=«ссыпка») и деньгами («poradlne»=«посошное», «подвор­ье»). Довольно долго роль денег исполняли разного рода меха, монета была редка, первоначально только заграничная, визан­тийская, позднее была также и местная, чеканенная на княжеских монетных дворах.
«Влодари» отвозили подати в уездный «грод» и отдавали прокуратору, самому главному фискальному чиновнику в «по­весе», «влодари» были подчинены ему. Таким образом в «гродах» накоплялись огромные запасы, ожидавшие княжеских распоряжений. Запасы эти предназначались на содержание чинов­ников и "гродского" гарнизона и на вооружение и содержание войска в случае войны, на эти же средства король устраивал пиры для всего населения в торжественные дни, раздавал одежду и орудия, а в случае голода иди на нужды или пособия.
Следовательно, все государство было первоначально одним громадным поместьем, а все жители — земледельцами. Отяго­щенные военной службой и различными податями и повинностями, они не имели поземельной собственности, но владели наслед­ственно определенными землями. Хотя земледельцам нередко приходилось по приказу монарха менять место жительства и род занятия, однако можно сказать, что они были лично свободны, так как подчинялись только государю и его чиновни­кам и не имели над собой никаких других господ. Только жалуя костёлам земли, государи отдавали значительную часть сельского населения под власть церкви (ascripti ecclesiae), но власть эта заключалась только в праве взимания налогов, прежде шедших в пользу князя; во всем остальном церков­ные крестьяне подчинялись княжеским чиновникам и призы­вались в военную службу для защиты страны. Притом тогдашняя церковь была не самостоятельным учреждением, а отраслью государственной службы. Если её государь жаловал населенную землю частному лицу, то он переводил крестьян из этой земли в другия свои владения.
Еще большему надзору подвергались военно-пленные (пруссы, чехи, ятвяги, поморяне и пр.), которых государь поселял на своих землях, у них была особая организация: они делились на десятки и сотни и подчинялись особым чиновникам до тех пор, пока не слились с массой польского сельского населения и не исчезли в ней.
Княжеское хозяйством сравнении с прежними временами, представляло огромный прогресс. Оно вводило экономический принцип разделения труда, вследствие чего производство совершенствовалось медленно, но успешно. Население было принуждено работать бо­лее интенсивно, так как плоды его трудов должны были удовлетворять не только потребности самих трудящихся, но и многочисленные нужды государства: содержание монарха и его двора, иерархии духовной и светской, многочисленной рыцарской дружины и «гродских» гарнизонов. В княжеских амбарах накоплялся необходимый для обработки огромных пустошей ка­питал, состоявший из хлеба, орудий и скота. Все более и более расширялось пространство обрабатываемой земли; хлебопа­шество и скотоводство получали все больший перевес над звероловством.
Церковно-государственная организация имела, кроме того, важ­ное социальное значение. К постоянной военной службе монарх предназначал значительное количество людей, отрывая их тем самим от экономической деятельности. Из них образовался особый класс «влодыков», или рыцарей, состоявших на пол­ном содержании государя и передававших свое ремесло потомкам. Отдельные личности из этого класса, выделившиеся способностями и заслугами, достигали высших государствен­ных должностей. То же явление повторялось и в церковной службе, так как женатое духовенство передавало свое звание детям и заботилось об их образовании. Нужно, кроме того вспомнить, что и духовенство и рыцарство пополнялось инозем­ными выходцами, которых государи всеми силами старались привлекать и удерживать в стране.
Рыцарство и духовенство, возникшее и существовавшее бла­годаря Пястовской монархии, составляли самую сильную опору её в борьбе с сепаратизмом отдельных племен, но этого нельзя было сказать о родах княжеских. По милости монарха потомки прежних князей удержали за собой обширные земли (в Хробации и в Силезии) с правом наследственного владения и вели на них хозяйство по образцу княжеского посред­ством рабов, над которыми имели полную власть. Часть их эти бывшие князья держали, как прислугу, в своих «гродах», или дворах, которые называли от своего имени (Сецехов, Прандоцин), большую же часть обращали в землепашцев и селили в своих поместьях, причем название селения означало людей, составлявших собственность пана (Сецеховице-Сецеховы люди). Хотя правительственная власть перешла исключительно в руки потомков Пяста, все-таки у этих князей осталось предание о благородном происхождении, внешним признаком которого были родовые рунические знаки, которые они носили на своих знаменах, а позднее на щитах. plcoin.ru Они придавали блеск королевскому двору, а потому король с удовольствием их принимал у себя, назначал их на высокие должности, дарил им земли и военно-пленных, но исключительных прав и привилегий у князей этих не было, всякие же поползновения их, опасные для целости государства, карались с беспримерной суровостью. Притом, хотя князья и пользовались значением и влиянием, однако не могли соперничать с могущественным мо­нархом обширного государства. И они устраивали себе дворы, и они образовали из своих подданных придворные дружины, но все это было в конце концев только бледным отражени­ем двора монарха, представлявшего центр всей народной жизни, к которому по-неволе тяготели и сами князья.
Кроме военной дружины, бывшей чем-то в роде гвардии, двор короля составляли штат особых чиновников и огром­ное количество слуг. К придворным чинам принадлежали: «чесник» (рincerna), «стольник» (dapifer), «мечник» (ensifer), «хорунжий» (vexillifer), «воевода» (palatinus) — наместник ко­роля, в мирное время и на войне занимавший, следовательно, самый выдающийся пост, «скарбник» (thesaurarius), которому были подчинены все чиновники фиска, «канцлер» (cancellarius), заведовавший королевской канцелярией и помогавший королю в дипломатических отношениях, наконец «коморники» (camerarii), разносившие приказы и судебныя повестки. Кроме того, при дворе Болеслава существовал личный совет короля, состояв­ший, из двенадцати личных друзей Боле­слава, который постоянно с ними пребывал и спрашивал их мнение в важных вопросах.
Вся эта придворная иерархия не имела никакой самостоятель­ности. Личность государя была всем как при дворе, так и во всем государстве. Все находилось под непосредственным наблюдением короля, он лично отдавал все приказания, сам предводительствовал на войне, сам чинил суд и расправу. Государь не мог издавать никаких общих уставов и распо­ряжений потому, что никто из его подданных, за исключением духовенства, даже не мог бы и прочитать их, даже самые не­значительные дела, задуманные государем, совершались по предначертанному им плану, под его собственным руководством и наблюдением. Король был живым источником права, впро­чем все опиралось на исконных обычаях. Оттого король с своим двором никогда долго не пребывал на одном месте, но постоянно объезжал всю страну, узнавал её нужды, награ­ждал и наказывал чиновников, поддерживая при помощи дру­жины авторитет своей власти, и везде, где останавливался, сзы­вал население и производил суд и расправу. Поэтому в тог­дашней Польше не было собственно никакой столицы, или постоянной королевской резиденции. Несколько королевских «гро­дов»: Познань, Краков, Плоцк, Вроцлав, имели бо­лее выдающееся значение в государстве, здесь король пребы­вал чаще и дольше, они были лучше укреплены, гарнизоны их были больше, здесь накоплялось больше запасов, около них было сосредоточено более значительное количество ремесленнаго населения.
В судопроизводстве король держался старинных правовых обычаев, а потому судебный процесс оставался старинный, основывавшийся на испытании железом, на поединке и присягах, держались прежние формы договоров, по прежнему полагалась вира за голову убитого, за нанесение ран и за различные убытки, однако старый порядок вещей должен был уступать в тех пунктах, где требовались реформы. Король был выше старин­ного права, и каждый его судебный приговор, каждый указ создавал новое право. Таким образом со временем развилось королевское право, дополнившее прежнее, бывшее сводом пле­менных обычаев, именно в сфере уголовной. Нарушитель ко­ролевского указа или запрещения, например, человек, совершивший разбой на общественной дороге, оскорбивший духовного или чи­новника и т.п., должен был платить королевскую виру, на­зываемую «семьдесят» («siedemdziesiat»); если же виновный не мог уплатить, то он обращался в рабство. Более важные, политические преступления наказывались смертью или уродо­ванием. Дела по всем преступлениям такого рода производил или сам король, или его наместники, по собственной инициа­тиве, не дожидаясь жалобы пострадавшего. Если не удавалось открыть преступника, то за него отвечало все население «ополья», в котором преступление было совершено.
Король смотрел на весь народ, как на одну семью, народ считал короля отцом и опекуном, оказывал ему безусловное доверие, как своему патриарху и слепо повиновался его приказаниям. Итак, мы с полным правом можем назвать пер­воначальную Польшу государством патриархальным.
Рассмотревши первоначальное устройство польского государ­ства, мы должны признать, что оно было прекрасно приспособ­лено к тогдашним условиям народнаго быта и вполне отве­чало тогдашним требованиям. Польские племена были еще не­зрелыми и малолетними, они еще не были в состоянии про­являть собственный почин, для них необходима была сильная отцовская власть и отцовское воспитание. К счастью, племена эти нашли в Мешке и Болеславе Храбром столь любящих отцов, столь сильных духом и богатых энергией! В восемь­десят лет из диких, языческих, варварских скопищ они создали государство, уже не раз грозившее соседям, образовали христианский народ, стремившийся посредством усиленного труда к более и более совершенному развитию.
Благодарная память сохранилась о них в потомстве. Не прошло и ста лет, как образы Мешка и его великого сына Болеслава приняли в представлении народа вид каких-то ле­гендарных исполинов, в таком же виде изображает их и Галл, первый польский летописец, живший в начале XII века. Состояние Польши под управлением первых двух королей казалось потомству недостижимым золотым веком. Однако, отдавая должное заслугам первых польских монархов, мы не можем забывать, что во время их царствования народ де­лает только первые шаги по пути своего развития.
Польша была еще очень мало населена. Государство, состояв­шее приблизительно из миллиона с небольшим жителей, раз­бросанных по обширному пространству, не могло успешно бо­роться с препятствиями, которые представляла экономическому его развитию природа. О богатстве и благо­состоянии в тогдашней Польше не может быть и речи. Двор государя отличался большим искусственным блеском, но масса населения, в сравнении с позднейшими временами, хотя бы даже с временами Кривоустого, была очень бедна. Общество, не имевшее, за исключением немногочисленной шляхты — князей, индивидуальной поземельной собственности, не организовавшееся еще в общины, было лишено всякой самостоятельности по от­ношению к государю и представляло удобную почву для разви­тия могущественной монархической власти, под управлением такого гениального самодержца, как Болеслав, дисциплина и слепое повиновение заменяли в этом обществе численность и силу, но оно не представляло никакой гарантии прочности своего существования в будущем.
Политические и судебныя учреждения первоначальнаго поль­ского государства были подражанием учреждениям франкской монархии Меровингской и Каролингской эпохи. Эти учреждения лучше всего сохранились в германских марках, основанных на западных окраинах славянства. Воюя с немецкими марк­графами, польские князья изучили организацию их Марк и вво­дили ее в своем обширном государстве; придавая этой орга­низации народный и патриархальный характер, они делали ее еще более сильной. Но тогдашней Польше все-таки не доставало непосредственной связи с центром тогдашней цивилизации — с романскими странами, от которых ее отде­ляли Германия и Венгрия. Влияние Италии, влияние римской церкви только раз, в 1000 году достигло Польши, и мы видели, сколь важные последствия имел этот факт! Вообще же завистливая Германия препятствует такому непосредственному влиянию, она парализует хлопоты Болеслава о получении короны из Рима, столь пламенно им желавшейся. Итак, Польша, хотя уже и христианская, находится вне пределов непосредственной деятель­ности римской курии, последняя не может и интересоваться ею, так как до Рима доходят о ней только смутные слухи. Вен­грия, более счастливая в этом отношении, благодаря своему географическому положению, и развивалась гораздо скорее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.