Когда наконец вся тяжесть бедствий, порожденных анархией обрушилась на народ, тогда только стало понятно, каким благодеянием для страны были порядки, заведенные двумя великими монархами, хотя в то время эти порядки казались слитком тягостными. Уцелевшие остатки духовенства и рыцарства, верного преданиям Болеслава, начали соединяться, ободрились, стали собирать под свои знамена сбитое с толку население и давать отпор мятежникам. Был призван Казимир, который прибыл в Польшу, получив помощь от
императора Генриха III в виде шестисот немецких рыцарей, а также и от русских, благодаря родству с Владимиром Великим. Заняв в 1040 г. пограничный город, Казимир начал дело усмирения бунта и восстановления государства и церкви. Самозванные князья смирялись, народ возвращался к спокойному труду, восстановлялось христианство, отстраивали костёлы и замки, возвращали на прежние места чиновников. Самое упорное сопротивление оказывал Маслав, к нему, в Мазовию, бежали толпы непримиримых мятежников и, кроме того, его поддерживали поморяне, пруссы и ятвяги. Шесть лет, вплоть до 1047 г. продолжалась борьба с ним, когда наконец Казимир разбил его в кровавой битве и опять присоединил Мазовию к Польше. В 1054 году был возвращен от чехов Вроцлав, от Польши отпало одно только Поморье. Вплоть до своей смерти в 1058 г. Казимир Восстановитель (Odnowiciel) вел дело возрождения, придерживаясь образца, завещанного Болеславом, и пользуясь обаянием великого монарха, которого не изгладили в народе даже долгие годы смут.
У нас нет подробных данных о деятельности Казимира, но, судя по результатам, мы должны признать за ней огромное значение. Сила древнего язычества и сепаратизм отдельных племен были подавлены мудрыми и систематическими мерами, что избавило Польшу на долгое время от социальных переворотов. Восстановление и упрочение церковной организации было, так сказать, призванием Казимира, так как родители отдали его первоначально в монастырь (в Польше), где он получил богословское и научное образование. Дело «восстановления» не осталось без влияния на дальнейшую политическую роль представителей прежних княжеских родов. Они потеряли почву, которую представляли для них племенные традиции народа. В борьбе, которую они продолжают еще вести, народ стоит уже не на их стороне, но вместе с рыцарством и духовенством все более и более поддерживает монарха. Потеряв возможность выступать в качестве защитников прежних порядков и представителей отдельных племен, княжеские роды замыкаются в сфере собственных интересов и, мирясь окончательно с новым порядком вещей, образуют особый класс — «шляхту», «можновладство», с которым мы встречаемся во время царствования сыновей Казимира: Болеслава Смелого и Владислава Германа.
Этот важный исторический процесс чрезвычайно ускоряется благодаря двум обстоятельствам: размножению княжеских родов и дальновидной политике монархов. Вследствие распространенности принципа разделения недвижимого имущества, княжеским родам грозило обеднение, от которого их могли спасти только пожалования новых земель. Государи не только не были против этого, но даже видели пользу в том, что обширные пустоши заселяются и обрабатываются, поэтому они охотно жаловали такие пустоши потомкам прежних князей, оказавшим какие-нибудь услуги трону. Однако государи соблюдали осторожность, они не увеличивали старинных княжеских владений, но потомкам хробацких и силезских династий давали земли в Великой Польше, в Куявии и в Мазовии и таким образом переносили отдельные ветви известного рода туда, где он не имел местной традиции и не был опасным в политическом отношении. Сеть «можновладства», таким образом раскинутого по всему государству, напротив, скрепляла его единство также, как и иерархия духовная.
императора Генриха III в виде шестисот немецких рыцарей, а также и от русских, благодаря родству с Владимиром Великим. Заняв в 1040 г. пограничный город, Казимир начал дело усмирения бунта и восстановления государства и церкви. Самозванные князья смирялись, народ возвращался к спокойному труду, восстановлялось христианство, отстраивали костёлы и замки, возвращали на прежние места чиновников. Самое упорное сопротивление оказывал Маслав, к нему, в Мазовию, бежали толпы непримиримых мятежников и, кроме того, его поддерживали поморяне, пруссы и ятвяги. Шесть лет, вплоть до 1047 г. продолжалась борьба с ним, когда наконец Казимир разбил его в кровавой битве и опять присоединил Мазовию к Польше. В 1054 году был возвращен от чехов Вроцлав, от Польши отпало одно только Поморье. Вплоть до своей смерти в 1058 г. Казимир Восстановитель (Odnowiciel) вел дело возрождения, придерживаясь образца, завещанного Болеславом, и пользуясь обаянием великого монарха, которого не изгладили в народе даже долгие годы смут.
У нас нет подробных данных о деятельности Казимира, но, судя по результатам, мы должны признать за ней огромное значение. Сила древнего язычества и сепаратизм отдельных племен были подавлены мудрыми и систематическими мерами, что избавило Польшу на долгое время от социальных переворотов. Восстановление и упрочение церковной организации было, так сказать, призванием Казимира, так как родители отдали его первоначально в монастырь (в Польше), где он получил богословское и научное образование. Дело «восстановления» не осталось без влияния на дальнейшую политическую роль представителей прежних княжеских родов. Они потеряли почву, которую представляли для них племенные традиции народа. В борьбе, которую они продолжают еще вести, народ стоит уже не на их стороне, но вместе с рыцарством и духовенством все более и более поддерживает монарха. Потеряв возможность выступать в качестве защитников прежних порядков и представителей отдельных племен, княжеские роды замыкаются в сфере собственных интересов и, мирясь окончательно с новым порядком вещей, образуют особый класс — «шляхту», «можновладство», с которым мы встречаемся во время царствования сыновей Казимира: Болеслава Смелого и Владислава Германа.
Этот важный исторический процесс чрезвычайно ускоряется благодаря двум обстоятельствам: размножению княжеских родов и дальновидной политике монархов. Вследствие распространенности принципа разделения недвижимого имущества, княжеским родам грозило обеднение, от которого их могли спасти только пожалования новых земель. Государи не только не были против этого, но даже видели пользу в том, что обширные пустоши заселяются и обрабатываются, поэтому они охотно жаловали такие пустоши потомкам прежних князей, оказавшим какие-нибудь услуги трону. Однако государи соблюдали осторожность, они не увеличивали старинных княжеских владений, но потомкам хробацких и силезских династий давали земли в Великой Польше, в Куявии и в Мазовии и таким образом переносили отдельные ветви известного рода туда, где он не имел местной традиции и не был опасным в политическом отношении. Сеть «можновладства», таким образом раскинутого по всему государству, напротив, скрепляла его единство также, как и иерархия духовная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.