Казимир Воcстановитель (1040—1058 гг.)

Когда наконец вся тяжесть бедствий, порожденных анар­хией обрушилась на народ, тогда только стало понятно, каким благодеянием для страны были порядки, заведенные двумя великими монархами, хотя в то время эти порядки казались слитком тягостными. Уцелевшие остатки духовенства и рыцар­ства, верного преданиям Болеслава, начали соединяться, ободрились, стали собирать под свои знамена сбитое с толку населе­ние и давать отпор мятежникам. Был призван Казимир, который прибыл в Польшу, получив помощь от
императора Генриха III в виде шестисот немецких рыцарей, а также и от русских, благодаря родству с Владимиром Великим. За­няв в 1040 г. пограничный город, Казимир на­чал дело усмирения бунта и восстановления государства и цер­кви. Самозванные князья смирялись, народ возвращался к спокойному труду, восстановлялось христианство, отстраивали костёлы и замки, возвращали на прежние места чиновников. Самое упорное сопротивление оказывал Маслав, к нему, в Мазовию, бежали толпы непримиримых мятежников и, кроме того, его поддерживали поморяне, пруссы и ятвяги. Шесть лет, вплоть до 1047 г. продолжалась борьба с ним, когда наконец Казимир разбил его в кровавой битве и опять присоединил Мазовию к Польше. В 1054 году был возвращен от чехов Вроцлав, от Польши отпало одно только Поморье. Вплоть до своей смерти в 1058 г. Казимир Восстановитель (Odnowiciel) вел дело возрождения, придерживаясь образца, за­вещанного Болеславом, и пользуясь обаянием великого мо­нарха, которого не изгладили в народе даже долгие годы смут.
У нас нет подробных данных о деятельности Казимира, но, судя по результатам, мы должны признать за ней огромное значение. Сила древнего язычества и сепаратизм отдельных племен были подавлены мудрыми и систематическими мерами, что избавило Польшу на долгое время от социальных перево­ротов. Восстановление и упрочение церковной организации было, так сказать, призванием Казимира, так как родители отдали его первоначально в монастырь (в Польше), где он полу­чил богословское и научное образование. Дело «восстановления» не осталось без влияния на дальнейшую политическую роль представителей прежних княжеских родов. Они потеряли почву, которую представляли для них племенные традиции на­рода. В борьбе, которую они продолжают еще вести, народ стоит уже не на их стороне, но вместе с рыцарством и духовенством все более и более поддерживает монарха. По­теряв возможность выступать в качестве защитников прежних порядков и представителей отдельных племен, княже­ские роды замыкаются в сфере собственных интересов и, мирясь окончательно с новым порядком вещей, образуют особый класс — «шляхту», «можновладство», с которым мы встречаемся во время царствования сыновей Казимира: Болеслава Смелого и Владислава Германа.
Этот важный исторический процесс чрезвычайно ускоряется благодаря двум обстоятельствам: размножению княжеских ро­дов и дальновидной политике монархов. Вследствие распространенности принципа разделения недвижимого имущества, княже­ским родам грозило обеднение, от которого их могли спасти только пожалования новых земель. Государи не только не были против этого, но даже видели пользу в том, что обширные пустоши заселяются и обрабатываются, поэтому они охотно жаловали такие пустоши потомкам прежних князей, оказав­шим какие-нибудь услуги трону. Однако государи соблюдали осторожность, они не увеличивали старинных княжеских вла­дений, но потомкам хробацких и силезских династий давали земли в Великой Польше, в Куявии и в Мазовии и таким образом переносили отдельные ветви известного рода туда, где он не имел местной традиции и не был опасным в поли­тическом отношении. Сеть «можновладства», таким образом раскинутого по всему государству, напротив, скрепляла его единство также, как и иерархия духовная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.