Болеслав получил такой перевес над своими братьями, что история на этот раз совершенно не упоминает о династическом междоусобии. Впрочем, два брата Болеслава, Оттон и Мешко вскоре умерли, а третий, Владислав Герман, отличался слабостью характера. За то мы знаем, что Болеслав II вел много войн и вел их счастливо. В 1061 году он отправляется в Венгрию и
восстановливает на престоле Белу, свергнутого Андреем, в 1069 году является с войском на Руси, добывает Киев в пользу Изяслава, изгнанного собственными подданными, и снова присоединяет к Польше червенские города, в 1074 году он возводит на венгерский престол Гейзу, устранив другого претендента Соломона, в 1076 опять поддерживает Изяслава, отражает поморян и кроме того постоянно борется с Чехией, причем не только заставляет Братислава II отказаться от претензии на Польшу, но еще желая отомстить за прежние чешские нашествия, страшно опустошает Чехию. Однако, едва только Болеслав достиг высшей точки своего могущества и украсился королевской короной (в 1076 г.), уже ему пришлось бороться с внутренним бунтом, при этом у него происходит враждебное столкновение с краковским епископом Станиславом, король, дав волю своему гневу, убивает его 11 мая 1079 года, вследствие этого факта, Болеслав теряет трон и принужден бежать в Венгрию, где и оканчивает жизнь в изгнании и полном забвении.
Эти сухие факты в устах позднейших летописцев, которые нам их рассказывают, получили характер легенды. По их словам, неустанные походы Болеслава чрезвычайно утомляли рыцарство. Во время долгого отсутствия господ оставшаяся дома челядь стала бунтовать, похищать их жен и дочерей и пользоваться их имуществом. Рыцари, узнав об этом, оставили короля, занятого войной на Руси, и вернулись домой, чтобы произвести кровавую расправу. Болеслав пришел в страшную ярость, скоро возвратившись из похода, он начал жестоко преследовать и тех, которые его оставили, и тех, которые производили в крае беспорядки и вызвали массовое возвращение рыцарей из похода. Жестокость короля нисколько не сдерживалась чувством справедливости, его разврат и страсти не знали никакой узды и предела. Однако, среди духовенства нашелся муж, решившийся выступить открыто против короля и громко призывать его к покаянию. Болеслав, не привыкший к таким речам кого бы то ни было из его подданных, ослепленный страстями и гордостью, впал в еще больший гнев, еще больше погряз в пороках и преступлениях. Но и епископ Станислав не оставил своего намерения.Страшное церковное проклятие пало на голову короля, пред ним затворились костёлы, прекратилось богослужение. Все отшатнулись от Болеслава, все проклинали его, как виновника несчастья, против него открыто составлялись заговоры. Видя, что епископ побеждает, король, не знавший меры в своем гневе, решил покончить дело одним ударом. Однажды, когда св. Станислав служил мессу в костёле на Скалке в Кракове, появился на пороге Болеслав и, вне себя от гнева, приказал дружине умертвить епископа. Придворные с ужасом отшатнулись. Тогда король бросился с обнаженным мечем на епископа и собственноручно убил его. Но с этого времени Божие проклятие стало преследовать преступника. Весь народ отшатнулся от него и принудил его оставить престол и страну. Так объясняет историю Болеслава, безусловно осуждая его, легенда, созданная под влиянием канонизирования св. Станислава.
Для историка царствование Болеслава Смелого должно представляться в несколько ином виде. Мы видим в нем прежде всего монарха, который в своей деятельности несомненно подражал Болеславу Храброму, он, ведя войны на всех границах, старался поддержать целостность государства, расширить его пределы и значение; своей коронацией он также возвысил идею самостоятельности Польши. Равный Болеславу Храброму смелостью, решимостью и мужеством, Болеслав Смелый не имел однако его верного взгляда на окружающие обстоятельства и сознания более глубоких целей, к которым он должен был стремиться. Войны Болеслава Смелого имели характер скорее искания приключений, нежели завоеваний, задуманных с политической целью. Теряя силы на Руси и в Венгрии, Польша упускала из вида свою главную задачу, состоявшую в том, чтобы объединить западных славян и удержать все течение Одера и берега Балтийского моря. Кроме того, эти войны не сопровождались мудрыми внутренними реформами.
В то время европейские обстоятельства складывались для Польши благоприятно. Между императором Генрихом IV и великим папой, Григорием VII, началась долголетняя борьба за главенство папской власти над императорской, за верховенство церкви над государством. Григорий, отлучив от церкви Генриха, искал против него союзников, чтобы окончательно сломить его мирской силой. В то самое время, когда униженный император в одежде кающегося грешника молил о прощении у ворот папского замка Каноссы, в Польшу отправлялся папский легат, чтобы произвести необходимые реформы в расстроенной польской церкви. Итак, Болеславу представлялся удобный случай установить с папским престолом более близкие, непосредственные отношения и, вследствие этого, усилить свое значение и влияние в христианском мире. Желая, однако, извлечь выгоду для государства и народа из этих отношений к римской курий, желая стать под могущественную защиту тогдашнего папства, нужно было признать себя слугой церкви, нужно было обеспечить за ней преобладающее значение в государстве и безусловно повиноваться её приказаниям. Тогдашний польский властитель не умел и не мог этого сделать. Католическая церковь в Польше, введенная государем насильственно, была политическим учреждением, подчинявшимся во всем королям, как и на греческом востоке. Тесные отношения к Руси еще более утвердили идею неограниченного самодержавия монарха. Мог ли Болеслав Смелый порвать с традицией, завещанной ему великими предками, мог ли сам, как ему казалось, ослабить свою власть? Итак, он не воспользовался новым историческим течением для того, чтобы утвердить свою власть на новых основаниях, он остался самодержцем, но крутые меры или неуместно применялись, или оказывались уже не действительными особенно там, где против грубой силы выступала нравственная сила церкви, где «можновладство» светское соединялось с «можновладством» духовным и находило могущественную поддержку.
Союз такой состоялся, очевидно, в последние годы, и Болеслав не нашел достаточной защиты против него ни в народе, ни в своем рыцарстве.
Убийство св. Станислава имело не только временное значение. С каждым годом все более и более обнаруживалась сила этого факта, последствием которого было сближение Польши с Западом и пробуждение в польском обществе идеи свободы и самостоятельности по отношению к самодержавию монарха.
К несчастью, это делалось на счет монархической идеи, которой в умах народа был нанесен первый чувствительный удар, и не слишком ли рано делалось? Не лучше ли был для тогдашней Польши еще до известнаго времени абсолютизм первых Болеславов, который удерживал в пределах полудикое общество физической силой? Умело ли это общество разумно пользоваться идеей свободы?
---
Болеслав II Смелый, самый старший сын Казимира и, вступил на престол 1058 году, царствовал до 1079 или до 1081 г., так как дата его изгнания не определена, умер в изгнании (год смерти неизвестен), у него остался сын Мешко от жены Виславы, дочери Святослава, князя русского.
восстановливает на престоле Белу, свергнутого Андреем, в 1069 году является с войском на Руси, добывает Киев в пользу Изяслава, изгнанного собственными подданными, и снова присоединяет к Польше червенские города, в 1074 году он возводит на венгерский престол Гейзу, устранив другого претендента Соломона, в 1076 опять поддерживает Изяслава, отражает поморян и кроме того постоянно борется с Чехией, причем не только заставляет Братислава II отказаться от претензии на Польшу, но еще желая отомстить за прежние чешские нашествия, страшно опустошает Чехию. Однако, едва только Болеслав достиг высшей точки своего могущества и украсился королевской короной (в 1076 г.), уже ему пришлось бороться с внутренним бунтом, при этом у него происходит враждебное столкновение с краковским епископом Станиславом, король, дав волю своему гневу, убивает его 11 мая 1079 года, вследствие этого факта, Болеслав теряет трон и принужден бежать в Венгрию, где и оканчивает жизнь в изгнании и полном забвении.
Эти сухие факты в устах позднейших летописцев, которые нам их рассказывают, получили характер легенды. По их словам, неустанные походы Болеслава чрезвычайно утомляли рыцарство. Во время долгого отсутствия господ оставшаяся дома челядь стала бунтовать, похищать их жен и дочерей и пользоваться их имуществом. Рыцари, узнав об этом, оставили короля, занятого войной на Руси, и вернулись домой, чтобы произвести кровавую расправу. Болеслав пришел в страшную ярость, скоро возвратившись из похода, он начал жестоко преследовать и тех, которые его оставили, и тех, которые производили в крае беспорядки и вызвали массовое возвращение рыцарей из похода. Жестокость короля нисколько не сдерживалась чувством справедливости, его разврат и страсти не знали никакой узды и предела. Однако, среди духовенства нашелся муж, решившийся выступить открыто против короля и громко призывать его к покаянию. Болеслав, не привыкший к таким речам кого бы то ни было из его подданных, ослепленный страстями и гордостью, впал в еще больший гнев, еще больше погряз в пороках и преступлениях. Но и епископ Станислав не оставил своего намерения.Страшное церковное проклятие пало на голову короля, пред ним затворились костёлы, прекратилось богослужение. Все отшатнулись от Болеслава, все проклинали его, как виновника несчастья, против него открыто составлялись заговоры. Видя, что епископ побеждает, король, не знавший меры в своем гневе, решил покончить дело одним ударом. Однажды, когда св. Станислав служил мессу в костёле на Скалке в Кракове, появился на пороге Болеслав и, вне себя от гнева, приказал дружине умертвить епископа. Придворные с ужасом отшатнулись. Тогда король бросился с обнаженным мечем на епископа и собственноручно убил его. Но с этого времени Божие проклятие стало преследовать преступника. Весь народ отшатнулся от него и принудил его оставить престол и страну. Так объясняет историю Болеслава, безусловно осуждая его, легенда, созданная под влиянием канонизирования св. Станислава.
Для историка царствование Болеслава Смелого должно представляться в несколько ином виде. Мы видим в нем прежде всего монарха, который в своей деятельности несомненно подражал Болеславу Храброму, он, ведя войны на всех границах, старался поддержать целостность государства, расширить его пределы и значение; своей коронацией он также возвысил идею самостоятельности Польши. Равный Болеславу Храброму смелостью, решимостью и мужеством, Болеслав Смелый не имел однако его верного взгляда на окружающие обстоятельства и сознания более глубоких целей, к которым он должен был стремиться. Войны Болеслава Смелого имели характер скорее искания приключений, нежели завоеваний, задуманных с политической целью. Теряя силы на Руси и в Венгрии, Польша упускала из вида свою главную задачу, состоявшую в том, чтобы объединить западных славян и удержать все течение Одера и берега Балтийского моря. Кроме того, эти войны не сопровождались мудрыми внутренними реформами.
В то время европейские обстоятельства складывались для Польши благоприятно. Между императором Генрихом IV и великим папой, Григорием VII, началась долголетняя борьба за главенство папской власти над императорской, за верховенство церкви над государством. Григорий, отлучив от церкви Генриха, искал против него союзников, чтобы окончательно сломить его мирской силой. В то самое время, когда униженный император в одежде кающегося грешника молил о прощении у ворот папского замка Каноссы, в Польшу отправлялся папский легат, чтобы произвести необходимые реформы в расстроенной польской церкви. Итак, Болеславу представлялся удобный случай установить с папским престолом более близкие, непосредственные отношения и, вследствие этого, усилить свое значение и влияние в христианском мире. Желая, однако, извлечь выгоду для государства и народа из этих отношений к римской курий, желая стать под могущественную защиту тогдашнего папства, нужно было признать себя слугой церкви, нужно было обеспечить за ней преобладающее значение в государстве и безусловно повиноваться её приказаниям. Тогдашний польский властитель не умел и не мог этого сделать. Католическая церковь в Польше, введенная государем насильственно, была политическим учреждением, подчинявшимся во всем королям, как и на греческом востоке. Тесные отношения к Руси еще более утвердили идею неограниченного самодержавия монарха. Мог ли Болеслав Смелый порвать с традицией, завещанной ему великими предками, мог ли сам, как ему казалось, ослабить свою власть? Итак, он не воспользовался новым историческим течением для того, чтобы утвердить свою власть на новых основаниях, он остался самодержцем, но крутые меры или неуместно применялись, или оказывались уже не действительными особенно там, где против грубой силы выступала нравственная сила церкви, где «можновладство» светское соединялось с «можновладством» духовным и находило могущественную поддержку.
Союз такой состоялся, очевидно, в последние годы, и Болеслав не нашел достаточной защиты против него ни в народе, ни в своем рыцарстве.
Убийство св. Станислава имело не только временное значение. С каждым годом все более и более обнаруживалась сила этого факта, последствием которого было сближение Польши с Западом и пробуждение в польском обществе идеи свободы и самостоятельности по отношению к самодержавию монарха.
К несчастью, это делалось на счет монархической идеи, которой в умах народа был нанесен первый чувствительный удар, и не слишком ли рано делалось? Не лучше ли был для тогдашней Польши еще до известнаго времени абсолютизм первых Болеславов, который удерживал в пределах полудикое общество физической силой? Умело ли это общество разумно пользоваться идеей свободы?
---
Болеслав II Смелый, самый старший сын Казимира и, вступил на престол 1058 году, царствовал до 1079 или до 1081 г., так как дата его изгнания не определена, умер в изгнании (год смерти неизвестен), у него остался сын Мешко от жены Виславы, дочери Святослава, князя русского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.