Болеслав Смелый (1057—1080 гг.)

Болеслав получил такой перевес над своими братьями, что история на этот раз совершенно не упоминает о династи­ческом междоусобии. Впрочем, два брата Болеслава, Оттон и Мешко вскоре умерли, а третий, Владислав Герман, отличался слабостью характера. За то мы знаем, что Болеслав II вел много войн и вел их счастливо. В 1061 году он отправляется в Венгрию и
восстановливает на престоле Белу, свергнутого Андреем, в 1069 году является с войском на Руси, добывает Киев в пользу Изяслава, изгнанного собственными подданными, и снова присоединяет к Польше червенские города, в 1074 году он возводит на венгерский престол Гейзу, устранив другого претендента Соломона, в 1076 опять поддерживает Изяслава, отражает поморян и кроме того постоянно борется с Чехией, причем не только заставляет Братислава II отказаться от претензии на Польшу, но еще желая отомстить за прежние чеш­ские нашествия, страшно опустошает Чехию. Однако, едва только Болеслав достиг высшей точки своего могущества и украсился королевской короной (в 1076 г.), уже ему пришлось бороться с внутренним бунтом, при этом у него происходит вра­ждебное столкновение с краковским епископом Станиславом, король, дав волю своему гневу, убивает его 11 мая 1079 года, вследствие этого факта, Болеслав теряет трон и принужден бежать в Венгрию, где и оканчивает жизнь в изгнании и пол­ном забвении.
Эти сухие факты в устах позднейших летописцев, ко­торые нам их рассказывают, получили характер ле­генды. По их словам, неустанные походы Болеслава чрезвы­чайно утомляли рыцарство. Во время долгого отсутствия господ оставшаяся дома челядь стала бунтовать, похищать их жен и дочерей и пользоваться их имуществом. Рыцари, узнав об этом, оставили короля, занятого войной на Руси, и вернулись домой, чтобы произвести кровавую расправу. Болеслав пришел в страшную ярость, скоро возвратившись из похода, он на­чал жестоко преследовать и тех, которые его оставили, и тех, которые производили в крае беспорядки и вызвали массовое возвращение рыцарей из похода. Жестокость короля нисколько не сдерживалась чувством справедливости, его разврат и стра­сти не знали никакой узды и предела. Однако, среди духовен­ства нашелся муж, решившийся выступить открыто против короля и громко призывать его к покаянию. Болеслав, не при­выкший к таким речам кого бы то ни было из его поддан­ных, ослепленный страстями и гордостью, впал в еще боль­ший гнев, еще больше погряз в пороках и преступлениях. Но и епископ Станислав не оставил своего намерения.Страшное церковное проклятие пало на голову короля, пред ним затворились костёлы, прекратилось богослужение. Все отшатнулись от Боле­слава, все проклинали его, как виновника несчастья, против него открыто составлялись заговоры. Видя, что епископ побеждает, король, не знавший меры в своем гневе, решил покончить дело одним ударом. Однажды, когда св. Станислав служил мессу в костёле на Скалке в Кракове, появился на пороге Болеслав и, вне себя от гнева, приказал дружине умертвить епископа. Придворные с ужасом отшатнулись. Тогда король бросился с обнаженным мечем на епископа и собственноручно убил его. Но с этого времени Божие проклятие стало преследовать преступника. Весь народ отшатнулся от него и принудил его оставить престол и страну. Так объясняет историю Болеслава, безусловно осуждая его, легенда, созданная под влиянием канонизирования св. Станислава.
Для историка царствование Болеслава Смелого должно пред­ставляться в несколько ином виде. Мы видим в нем прежде всего монарха, который в своей деятельности несомненно подра­жал Болеславу Храброму, он, ведя войны на всех границах, старался поддержать целостность государства, расширить его пре­делы и значение; своей коронацией он также возвысил идею самостоятельности Польши. Равный Болеславу Храброму сме­лостью, решимостью и мужеством, Болеслав Смелый не имел однако его верного взгляда на окружающие обстоятельства и сознания более глубоких целей, к которым он должен был стремиться. Войны Болеслава Смелого имели характер скорее искания приключений, нежели завоеваний, задуманных с поли­тической целью. Теряя силы на Руси и в Венгрии, Польша упускала из вида свою главную задачу, состоявшую в том, чтобы объединить западных славян и удержать все течение Одера и берега Балтийского моря. Кроме того, эти войны не сопровождались мудрыми внутренними реформами.
В то время европейские обстоятельства складывались для Польши благоприятно. Между императором Генрихом IV и ве­ликим папой, Григорием VII, началась долголетняя борьба за главенство папской власти над императорской, за верховенство церкви над государством. Григорий, отлучив от церкви Ген­риха, искал против него союзников, чтобы окончательно сломить его мирской силой. В то самое время, когда униженный император в одежде кающегося грешника молил о прощении у ворот папского замка Каноссы, в Польшу отправлялся пап­ский легат, чтобы произвести необходимые реформы в рас­строенной польской церкви. Итак, Болеславу представлялся удобный случай установить с папским престолом более близ­кие, непосредственные отношения и, вследствие этого, усилить свое значение и влияние в христианском мире. Желая, однако, извлечь выгоду для государства и народа из этих отношений к рим­ской курий, желая стать под могущественную защиту тогдашнего папства, нужно было признать себя слугой церкви, нужно было обеспечить за ней преобладающее значение в государстве и безусловно повиноваться её приказаниям. Тогдашний польский властитель не умел и не мог этого сделать. Католическая цер­ковь в Польше, введенная государем насильственно, была по­литическим учреждением, подчинявшимся во всем королям, как и на греческом востоке. Тесные отношения к Руси еще более утвердили идею неограниченного самодержавия монарха. Мог ли Болеслав Смелый порвать с традицией, завещанной ему великими предками, мог ли сам, как ему казалось, ослабить свою власть? Итак, он не воспользовался новым исто­рическим течением для того, чтобы утвердить свою власть на новых основаниях, он остался самодержцем, но крутые меры или неуместно применялись, или оказывались уже не действи­тельными особенно там, где против грубой силы выступала нравственная сила церкви, где «можновладство» светское соеди­нялось с «можновладством» духовным и находило могуще­ственную поддержку.
Союз такой состоялся, очевидно, в последние годы, и Боле­слав не нашел достаточной защиты против него ни в на­роде, ни в своем рыцарстве.
Убийство св. Станислава имело не только временное значение. С каждым годом все более и более обнаруживалась сила этого факта, последствием которого было сближение Польши с Западом и пробуждение в польском обществе идеи свободы и самостоятельности по отношению к самодержавию монарха.
К несчастью, это делалось на счет монархической идеи, ко­торой в умах народа был нанесен первый чувствительный удар, и не слишком ли рано делалось? Не лучше ли был для тогдашней Польши еще до известнаго времени абсолютизм пер­вых Болеславов, который удерживал в пределах полудикое общество физической силой? Умело ли это общество разумно пользоваться идеей свободы?

---
Болеслав II Смелый, самый старший сын Казимира и, вступил на престол 1058 году, царствовал до 1079 или до 1081 г., так как дата его изгнания не определена, умер в изгнании (год смерти неизвестен), у него остался сын Мешко от жены Виславы, дочери Святослава, князя рус­ского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.