Погром Тевтонского ордена.

Можно представить себе, каким бешенством закипели Тев­тоны при известии о великой цивилизаторской миссии, которую поляки исполняли в Литве. В одну минуту орден утратил добычу, которая непременно должна была попасть в его руки, лишался своей задачи: обращения неверных, терял основу сво­его существования. Уступить добровольно более счастливому со­пернику, Польше — этого не позволяла гордость ордена, а потом и борьба за перевес и существование. Тевтоны умели восполь­зоваться элементами, неприязненными Польше, и двинуть их на нее, они начали возмущать русский элемент в Литве и раз­дувать раздоры между многочисленными родственниками Ягеллы. По их наущениям Андрей
Вингольд, князь полоцкий, и Свя­тослав, князь смоленский, в 1386 г. стали во главе русского элемента, бросились на Литву и проиграли свое дело в битве под Мстиславлем. Самый мужественный из всех князей, двоюродный брат Ягеллы, гордый сын великого Кейстута, Витовт, оскорбленный тем, что наместничество на Литве было отдано не ему, а брату Ягеллы, неспособному Скиргелле, пере­шел на сторону Тевтонов, но двукратные походы магистров Энгельгардта Рабе и Конрада Валленрода на литовские земли, защищаемые теперь не только Литовцами, но также и храбрыми дружинами поляков, окончились позорным поражением. Витовт, снова разорвав бесчестивший его союз, в 1392 году примирился с Ягеллой и сел на великокняжеском троне.
Поляки показали, что они способны не только окрестить и цивилизовать Литву, но и защищать ее. То же самое должно было сделать и по отношению к Руси, над которой до сих пор еще тяготело страшное могущество татар. Польские паны, нашедшие такого вождя, как Витовт, помогли ему выгнать удельных князей и соединить в одних руках все литовско-русские земли Ольгердова государства и совершили смелый по­ход в земли Золотой Кипчакской орды. В 1399 году произошла кровопролитная битва при Ворскле. Хан Эдигей остался в нед победителем, цвет польского рыцарства, со Спытком Мельштынским во главе, погиб. Витовт едва успел спастись бегством, и для Польши были потеряны берега Черного моря. В течении трехсот лет суждено было татарским полчищам опустошать плодоносные пространства южной Руси, но татары, раз померившись на своей собственной земле с польско-литовским оружием, узнали, с кем имеют дело, ограничивались разбойничьими набегами, и с тех пор всегда избегали решительного столкновения с новой силой, не смея мечтать о рас­ширении своего господства на запад.
Самый надежный оплот против татар поляки создали себе из Червонной Руси, которую в 1377 году отобрали у Венгрии. Дело взяла на себя Ядвига, чтобы не было сомнения, что Польша, а не Литва, берет Червонную Русь. Здесь Ягелло разделил огромные пространства между Мельштынскими, Горайскими, Курозвенцкими, Тарлами и Кмитами, а эти вельможные роды, направив капитал и рабочие силы в опустошенный край, сумели хозяйствовать в нем, вооружить его укрепленными замками и с Яськом Тенчинским, русским наместником, во главе самостоятельно защищать его от варварских напа­дений. Здесь, на Руси, Земовит мазовецкий получил Бельзскую землю в награду за признание Ягеллы, между тем как Вла­дислав опольский, посаженный в Куявии Людовиком венгер­ским, за неприязнь к Ягелле лишился своего удела.
Мирным завоеванием Литвы и Руси Польша была обязана тому, что Казимир Великий мудро сберегал и укреплял её силы, а соединению этих трех народов в одно громадное го­сударство она обязана была своим тогдашним перевесом в Европе. Уже не только Тевтоны смотрели на нее со страхом, но также и оба короля люксембургской династии, Вацлав чеш­ский и Сигизмунд венгерский. Они не пользовались доверием у собственных подданных, и народная партия в Чехии и Венгрии смотрели на Ягеллу, как на короля, у которого они найдут во всяком случае более действительное покровитель­ство. Неуверенные в собственных подданных, Сигизмунд и Влацлав не осмеливались поэтому вступить в явный союз с Тевтонами на погибель Польше, напротив того, они в конце XIV века заключили с Ягеллой торжественный мир и, притво­ряясь, будто питают к нему сердечное расположение, выступили в роли посредников в польско - тевтонском вопросе. Играя комедию по отношению к ордену, они брали от него крупные суммы, обещались выступить с войсками против Польши, а на самом деле старались прежде всего о том, чтобы обе эти могучие силы как можно более ослабились от взаимных столк­новений. Не имел также никакого значения мир, заключенный в 1404 г., по которому орден за выкуп уступил Польше Добржинскую землю.
Это было только предзнаменованием окончательной борьбы, к которой с напряжением всех своих сил готовились и Польша и Тевтонский орден. Немедленно в следующем году начались раздоры, Витовт отнял захваченную орденом Жмудь, и в Польше оставили мирную политику, представительницей которой была некогда Ядвига, а по её смерти — Петр Выш, епи­скоп краковский. Стоявший во главе сторонников войны, Войцех Ястржембец, епископ познанский, находившийся в тес­ных отношениях с Витовтом, одержал верх в королев­ском совете, и 15 июля 1410 г. на полях Грюнвальдена стали друг против друга войска, каких не видела средневековая история ни перед тем, ни потом. Ни одно из тогдашних европейских государств не было в состоянии вступить в борьбу, имея такую вооруженную силу, потому что центробежный феодализм ослаблял их военную организацию. Короли за­висели от доброй воли своих могущественных вассалов, ни­когда не имели денег, и если и добивались наконец рыцарских дружин от своих ленников и таким образом собирали войска, то эти войска ни по своей численности, ни по дисциплине не могли пригодиться для выполнения какой-либо более или менее значительной задачи. Только Польша и Тевтонский орден со­ставляли исключение из этого общего правила. Оба эти государства не знали феодализма и, готовясь в течение ста лет к смертельному бою, организовались так, чтобы в данный мо­мент поставить на карту все свои силы. И организация обоих государств представляла большое сходство. Самоуправление, которым пользовались в Польше отдельные земли и города, ввели также и Тевтоны в своей стороне, через то обеспечивая ей материальное благосостояние, а себе — неисчерпаемый источник доходов. С громадными имениями польского короля, отлично управлявшимися, соперничали казна и имения ордена. Гродские старосты, всецело зависевшие от польского короля, это — как бы орденские командоры, подчиненные великому магистру. А сам великий магистр (выборный) с своим капитулом не соответ­ствовал ли польскому королю с окружавшим последнего можновладством? Нужен был только приказ таких монархов, чтобы оторвать оба государства от мира, уже давно сделавшегося невыносимым для них, чтобы в один момент двинуть в бой громадные и дисциплинированные войска, на жалованье, вооружение и содержание в походе которых имелись нужные средства.
На полях Грюнвальдена должен был решиться великий спор между миром германским, который был организован Тевтонским орденом, и миром славянским, в котором Польша занимала первое место. Сам великий магистр, Ульрих Юнгинген, предводительствовал войсками ордена и великолеп­ным рыцарством, которое стеклось на помощь ему со всего Запада. Но также и под знамя Ягеллы, вместе с шляхетскими отрядами, собрались воинственные польские рыцари, которые за пределами Польши, при иностранных дворах и на дальних ратных полях выказывали закаленное мужество, стали тут и чешские подкрепления под предводительством прославившегося впоследствии Жижки, стали литовцы, подкреплявшие их татары и богатырский Витовт. Когда Ягелло с благоговением воссылал молитвы к небу, литовское войско сошлось с Тевтонами и попятилось назад, польские хоругви бросаются в бой, снова закипает битва, склоняется то на ту, то на другую сторону и затягивается. Семнадцать свежих отборных тевтонских отря­дов, кажется, уже решают сражение в пользу ордена, как в эту минуту польские резервы, вместо того чтобы защищать короля, находившегося в крайней опасности, бросаются с бе­шеным натиском в самую середину битвы и все сокрушают перед собой. 40000 Тевтонов осталось на поле сражения, в числе их великий магистр и старейшины ордена, столько же было взято в плен.
Увы! Поляки не умели воспользоваться победой как сле­дует, они дозволили ордену очнуться от поражения, привлечь к себе подкрепления, отчаянно защищать Мальборг и продол­жать войну. В 1411 г. был заключен торунский мир, только обеспечивавший Польше Добржинскую землю и Литве Жмудь.
Первым делом, которое своим началом обязано победе под Грюнвальденом, было обращение языческой до сих пор Жмуди, освобожденной от тевтонского ига. Жмудь по отноше­нию к Литве занимала то же самое положение, какое Мазовия занимала по отношению к Польше. Русское влияние и феодализм не проникли в нее, воинственное население пользовалось свободой, в ней было много старинной, но мелкой шляхты, княжеская власть носила патриархальный характер. Распространив хри­стианство и основав в 1413 г. епископию в Медниках, по­ляки сохранили за жмудинами их давние учреждения и законы и во главе провинции поставили старосту, представлявшаго особу князя.
Однако это были мелкие приобретения в сравнения с одер­жанною победою, нужно было искать более значительных вы­год в чем-либо другом. В грюнвальденской битве орден утратил свое неизмеримое обаяние, ибо обнаружилось, что его можно победить, в грюнвальдской битве рухнула та великая моральная сила, доселе поддерживавшая орден и всю его внутреннюю организацию. Между орденской братьею начались раз­доры и мятежи, от которых преемник Юнгингена, великий магистр Генрих фон-Плауен, мужественный защитник Мальборга, должен был скрываться при дворе Владислава Ягеллы, начались ужасные притеснения, которые отталкивали от ордена даже немецкое население, жившее в его землях. Между тем польская и литовская кровь, пролитая на полях Грюнвальда, принесла обильную жатву. В 1385 году только великий князь Ягелло с своими братьями соединил Литву с Польшей, те­перь, по прошествии двадцати пяти лет от освобождения ли­товских бояр, из них образовалось сильное, самодеятельное, дозревшее до политической жизни можновладческое сословие, ко­торое стремилось подтвердить и расширить династическую унию и через то вполне сравняться с польскими панами и возвы­сить свое положение. В 1413 г. на съезде в Городле состоялась вторая, можновладческая уния. Был провозглашен принцип полного уравнения литовских бояр-католиков с польскими панами, которые допустили их до своих гербов и таким образом вступили с ними в самые тесные, братские связи. В собственной Литве, в Вильне и Троках были учреждены воеводства и каштелянства, этим путем распространялись в Литве политические учреждения Польши, и постепенно создава­лись основы взаимного сближения обеих стран в обществен­ном и политическом отношениях. С целью однообразного ве­дения государственных дел было решено собирать общие садовнические, можновладческие сеймы в Люблине или Парчове. Но самым важным пунктом унии было постановление, что по смерти Ягеллы и Витовта ни в Литве великий князь без согласия поляков, ни в Польше король без согласия литовцев не займет престола.
Итак, призвание на трон Ягеллы избавило Польшу от гибели, угрожавшей ей со стороны Тевтонов, создало из Польши могучую силу, около которой стала вращаться политика всех соседних государств, и сделало возможным для неё исполне­ние великой миссии, которую уже Казимир Великий указал ей: цивилизации Востока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.