Болеслав Кривоустый. Внутренние отношения.

Царствование Болеслава Кривоустого представляет большой прогресс не только для Поморья, но еще более для всей Поль­ши. особенно в области просвещения и народного хозяйства.
Кроме огромного хозяйства, которое велось в поместьях монарха, был еще целый ряд меньших, но все-таки обшир­ных хозяйств епископских, монастырских и «можновладческих». Общий принцип тогдашнего экономического строя со­стоял в том, что каждое хозяйство само удовлетворяло все свои потребности и составляло самостоятельное целое. В каж­дом из таких
хозяйств, кроме поселений рыбачьих, охот­ничьих и земледельческих, были села ремесленников. Посе­ленцы работали на себя, платя пану определенный оброк и получая от него все, что им было нужно. Обмен сырых про­изведений и продуктов производства совершался при посредстве двора в пределах каждого хозяйства. Но возникал некоторый излишек производства, появлялась потребность в более утон­ченных произведениях, а вследствие этого развивалась загра­ничная торговля, с одной стороны, с Германией, с другой — с южной Русью. Оживлялся великий торговый путь через Поль­шу от запада к востоку через Вроцлав, Краков и Сандомир.
По этому пути в Польшу приходили изделия из железа, серебра и золота, сукно и дорогие ткани, а предметом вывоза были не только воск и меха, но также лошади, рогатый скот, а постепенно и хлеб. Государи прекрасно понимали значение торговли и окружали ее заботливой опекой. Все население было обязано строить и поддерживать мосты на торговых дорогах, а всякий нарушитель общественной безопасности на таких до­рогах подвергался строгому наказанию. Зато торговля прино­сила государям и непосредственную выгоду в виде различ­ных пошлин и торговых сборов, а главным образом до­хода с монетного двора. Быстро развивавшаяся торговля должна была усилить значение и распространение звонкой монеты, кото­рая прежде мало употреблялась. Поэтому княжеские монетные дворы все более и более развивают свою деятельность под руководством вызванных из-за границы монетчиков, а некоторые из князей, как, например, сын Болеслава Кривоустаго, Мешко Старый, чеканя монету все бо­лее и более худшую, получают огромную выгоду, правдам ущерб общему благосостоянию.
Торговля и звонкая монета в свою очередь влияли благо­творно на усиление и улучшение скотоводства и земледелия. Чего прежде не умели исполнить, как следует, бенедиктинцы, сразу наделенные большими населенными поместьями и жившие обро­ком с них, за то теперь берется недавно основанный орден св. Бернарда. Монахи этого ордена, являясь в Польшу с Запада, получали в ней земли, до того времени необрабатывавшуяся, сами основывали на них земледельческие хозяйства, за­водили огороды и сады, сосредоточивали население, учили его ре­меслам, вводили в употребление более изысканные кушанья и произведения западной промышленности. Эту цивилизаторскую и экономическую миссию монастырей прекрасно понимают и под­держивают как государи, так и «можные» паны, поэтому в продолжение XII века возникает целый ряд новых монасты­рей, а прежние находят новых благодетелей.
Кроме влияния на экономические отношения, церковь имела великую задачу, состоявшую в том, чтобы облагородить выс­шие слои народа и внести в жизнь низших более возвышен­ный смысл.
До этого однако христианству через сто лет после его официального принятия было еще чрезвычайно далеко. Между ка­толической церковью и языческим народом существовала слишком большая пропасть для того, чтобы можно было скоро ее уничтожить, для того, чтобы благодетельное влияние церкви могло отразиться сразу на массе населения. Хотя католическая церковь уже со времен Мешка и официально господствовала в Польше, однако народная масса только наружно исповедывала христиан­скую веру. Причины этого явления лежали глубже, не только в самом народе, но и в духовенстве.
До конца XI века духовенство состояло почти исключительно из иностранцев и притом его было слишком мало, сравни­тельно с нуждой населения. Племенная ненависть к немцам затрудняла для немецких духовных исполнение их обязанно­стей, поэтому они большей частью проживали в монастырях. Французы и итальянцы, к которым народ относился лучше, не могли пребывать в Польшу в большем количестве вслед­ствии её отдаленности. Притом в священниках, являвшихся в Польшу, трудно было отыскать истинный дух апостолов. Одиннадцатый век, до реформы Григория VII — это время общей порчи церкви. Довольно обратить внимание на бенедиктинцев, которых западные народы считают истинными своими благо­детелями и учителями. Они явились в Польшу в то время, когда дух их основателя давно уже отлетел от их корпо­рации, поэтому они и не играли никогда важной роли и не оказали более широкого влияния. Белое духовенство, именно низшее, женатое не отличалось ни образованием, ни предан­ностью долгу, более близкие отношения с диким еще народом не остались без влияния на него и притом оно слишком оберегало свои материальные интересы. Епископы подчинялись сильному влиянию монархов, которые, поддерживая церковь своей властью, смотрели на нее, как на политическое учреждение, а на епископов, как на первых своих чиновников. Наши первые князья церкви слишком проникались этой ролью, проявляли слишком много политического честолюбия с видимым ущербом для духовных интересов народа.
Нельзя этому удивляться, раз само папство подчинялось еще всевозможным светским влияниям и не могло распростра­нять своей опеки над отдаленной, недавно обращенной в христианство страной. Но со времени Григория VII папство начи­нает освобождаться от подавляющего влияния германской импе­рии, начинает распространять свое влияние на весь христианский мир вплоть до отдаленнейших его окраин, ища в нем естественного противовеса против германских императоров. Тогда только Рим обращает внимание и на Польшу, завязывает с ней более тесные отношения и старается распростра­нить на польское духовенство общую реформу церкви. В Польшу являются папские нунции и легаты, чтобы провести дело цер­ковной реформы, уничтожить обычай священников вступать в брак, влиять на их образование и нравственность, укреплять в них дух религиозности, поддерживать единство и дисци­плину в церковной сфере. Не сразу удалось провести реформу, так как препятствия были чрезвычайно велики и не все папы преодолевали их с одинаковой ревностью. Зависимость от папского престола казалась польским епископам делом столь необыкновенным, что в 1102 г. гнезненский архиепископ Мар­тин получив от папы паллиум, после совещания с госу­дарем и сановниками, не хотел связывать себя какой бы то ни было присягой папе. С другой стороны, папа Иннокентий II показывает такое незнание польских отношений, что подчи­няет польскую церковь юрисдикции архиепископа магдебургского, что, разумеется, осталось без всякого последствия. При таких условиях в продолжение XII столетия не могло быть и речи ни о введении целибата среди польского духовенства, ни об уничтожении права монархов назначать епископов. Во всяком слу­чае большой шаг вперед представляют синоды, собиравшиеся в Польше под председательством папских легатов, в 1104 г. под председательством Гвальдона, епископа бовесского, в 1123 под руководством Эгидия, епископа тускуланского, так как каждый такой синод был струей света и тепла, живи­тельно действовавшей на темные и грубые умы поляков. Кри­воустый ревностно поддерживал деятельность синодов, по­скольку она не приносила ущерба его самодержавию. В его время и при его материальной помощи окончательно организуются при кафедральных костёлах капитулы —   это учреждение, созданное в духе новой реформы, помогало епископам в их деятельности и до известной степени контролировало их. В капитулах сосредоточивается духовная интеллигенция, при них начинают развиваться школы под руководством кафедрального схоластика и магистров. В низших школах, так называемых trivia, пре­подавались: грамматика, реторика, разумеется, латинские, и диалек­тика, кроме того, читались некоторые латинские авторы, в выс­ших, так называемых quadrivia — арифметика, геометрия, астро­логия и музыка, т.е. главным образом составление календаря и церковное пение, ко всему этому в заключение прибавлялась схола­стическая философия и богословие. Нередко духовные, вышедшие из этих школ, ищут высшего образования в школах за­граничных, именно в знаменитой богословской школе в Па­риже. Таким образом, в конце XI и в начале XII века образуется польское духовенство, которое, конечно, сумело ока­зать на умы народа гораздо лучшее и большее влияние, нежели прежде иностранные епископы и священники, вызванные из-за границы.
Этому духовенству обязаны также тогдашними успехами искусства, проявившимися главным образом в постройке и украшении костёлов, а впоследствии — и в постройке и внутрен­нем убранстве выдающихся «гродов». В Хробации, в которой со времен Кирилла и Мефодия сохранились следы славянского бого­служения, было видно влияние византийского искусства, вообще же везде в Польше преобладало влияние западнаго искусства, в кото­ром в то время господствовал стиль романский. Постепенно среди зданий, которые строились обыкновенно из дерева, начали появляться костёлы, построенные в романском стиле из камня, скрепленного известью, и украшенные многочисленными изваяниями, внутри — стены таких костёлов были обвешаны «макатами» (до­рогими обоями, вышитыми шелком и золотом), представлявшими сцены из священной истории и распространенные в то время на Западе чудовищные произведения фантазии и арабески. В сокро­вищницах церковных, княжеских и панских стали нако­пляться драгоценности, художественные произведения из золота и серебра, и все это не осталось без облагораживающаго влия­ния на массу некогда дикого населения.
Во всем этом периоде деятельность духовенства прояви­лась, относительно, меньше всего в области литературы. При знаменитых костёлах сохранялись привезенные из-за границы рукописи, ценные по своему содержанию, а еще более благодаря украшающим их часто миниатюрам, но в Польше не подражали, разве за весьма редкими исключениями, похвальному обычаю переписывания рукописей и распространения их. Еще менее тог­дашнее польское духовенство занималось самостоятельной писатель­ской деятельностью. Записывали сухим лаконическим образом события, имевшие значение для известного костёла или монастыря, в календарях и так-называемых "рочниках", но до конца XI века из такого количества образованных иностранных священников, живших в Польше, не находилось никого, кто бы захотел и решился написать историческую хронику. Только уже во времена Болеслава Кривоустого его придворный капел­лан, известный нам под прозванием Галла, настолько про­никся любовью к стране и благоговением к великим делам своего государя, что написал, разумеется по-латыни, живым языком рассказанную историю его царствования (до 1113 года) с упоминанием о правлении его предшественников, насколько память о них сохранилась в народном предании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.