Болеслав Кривоустый. Возвращение Поморья и проповедь в нем христианства.

В тесной связи с оборонительной войной против немцев была несколько раз предпринимаема наступательная борьба с целью завоевания Поморья. Польша должна была опять полу­чить доступ к Балтийскому морю, утраченный после смерти Болеслава Храброго, должна была опять завладеть устьями глав­ной своей реки, Одера, чтобы получить возможность отправлять свои обильные произведения на далекий Север и Запад. К этим морским берегам уже протянули было
жадную руку немцы, но Болеслав в последнюю минуту уничтожил плоды их усилий, он поставил завоевание Поморья необходимым условием су­ществования для всего народа. Народ прекрасно понял мысль Кривоустого, шел на войну с неутомимым воодушевлением, когда же польские полчища первый раз добрались до моря, то у всех из груди вырвалось невольно громкое восклицание «мо­ре!», предвещающее исполнение великой задачи, и всеобщему ли­кованию не было ни меры, ни границ. Борьба с поморянами состояла не столько в битвах на открытом поле, сколько в добывании укрепленных «гродов» и богатых городов, кото­рых было много в Поморье, хотя и языческом, но в про­мышленном и торговом отношении стоявшем выше самой Польши. Поляки поочередно овладевали Белогродом, Колобрегом, Волином, Камнем и Щецином (Штетином). Болеслав Кривоустый однако не мог сразу присоединить к Польше всю страну и ввести в ней польское устройство. Он был при­нужден оставить мелких поморских князей во власти и только старался обеспечить себе повиновение с их стороны и обязать их к принятию христианства. Такое обязательство дали в 1107 году после взятия Чарнкова Гневомир, в 1109 после взятия Накла и поражения, которое потерпели поморяне под стенами этого «грода», Святополк, в 1121 после вторичного взятия Щецина Варцислав. Князья эти, смиряясь перед силой оружия Болеслава, скоро однако забывали свои обещания и открыто восставали. Новые походы Болеслава сокрушала их гордость и приводили к еще большей зависимости.
В 1122 году, после присоединения всего Поморья и завоевания лютичей, влияние Польши в этих странах утвердилось уже бо­лее прочно, и вечно памятная заслуга Болеслава Кривоустаго состоит в том, что он старался связать эти земли с Поль­шей не только силой оружия, но еще более путем распростра­нения в них польской, христианской цивилизации. В этом деле ему не помогало польское духовенство, которое, мешаясь в политические дела, стремясь к аристократическому господству над всей страной, нравственно разлагалось и теряло из виду свою настоящую миссию. Однако Болеслав нашел великого апо­стола для Поморья в лице Оттона, епископа бамбергского, ко­торый некогда жил при польском дворе и состоял в близ­ких отношениях к королю и Польше. Предприняв под за­щитой и при поддержке Болеслава два путешествия в Поморье в 1120 и 1129 гг., Оттон ввел там христианство, а епи­скопство, основанное Болеславом в Волине, сделалось твердой точкой опоры для дальнейшей миссионерской деятельности в западном Поморье.
Восточное Поморье папа в 1148 г. признал за епископами куявскими на том основании, что первоначальная резиденция их была в Колобреге поморском.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.