Привилегии церкви.

Не одни только немецкие колонисты выделились из осталь­ной массы польского народа, еще сильнее выделилось духо­венство. Во второй половине XIII века положение польской церкви совершенно изменилось. Разъединенные князья Пястовичи власть которых была потрясена или взаимным соперничеством, или аристократией, обращались к покровительству апостольского престола, бывшего верхов­ной политической инстанцией для тогдашней Европы, и выпра­шивали у пап санкционирования своих различных домога­тельств или требовали разрешения возникавших между ними частных распрей и споров. Таким образом католическая
церковь, которая дотоле составляла в Польше политическое учреждение и абсолютно зависела от короля, возвысилась те­перь над князьями и вместо того, чтобы повиноваться их постановлениям, надменно навязывала им свое каноническое право. Но не вследствие только этой внешней, универсальной силы церковь в тогдашней Польше играет значительную роль.
Вступая в более близкие отношения к Западу, большая часть польского духовенства в продолжение XIII века заняла, высшее положение, соответствовавшее положению духовенства в остальной Европе, прониклась духом церковной реформы и стала в деле её искренно помогать папским легатам, посе­щавшим Польшу. Прежнее женатое духовенство, заботившееся о своих семьях и через то весьма тесно связанное с свет­ским обществом, беспрестанно сталкивавшееся с ним в обы­денной жизни, грубое, подобно большинству тогдашней шляхты и сельского населения, вымирало и исчезало, а вместо него вы­ступало новое, безбрачное, исключительно преданное целям церкви, проникнутое духом своего особеннаго призвания, ста­вившее себе авторитетом Рим и Запад вообще, заимство­ванные оттуда не только умственное развитие, но и новые обы­чаи вместе с истинным религиозным духом. Рядом с преж­ними орденами, посвящавшими себя аскетизму или материальному труду, как например Бенедиктинцы и Цистерцианцы, появляются теперь два новых ордена: Доминиканский и Францисканский, ко­торые входят в непосредственное соприкосновение со всеми слоями общества, горячо принимаются за дело проповеди и поучения, руководят белым духовенством и оказывают ему немаловажную помощь. Кажется, им главным образом нужно приписать ту заслугу, что религия в XIII веке перестает быть одной только формой и, всецело проникнув в польское общество, охватывает все более и более широкие слои и в от­дельных личностях доходит до аскетизма. Нападения монго­лов, выбивая народ из обычной дотоле колеи его мыслей и труда, потрясают его волю и чувство, и это душевное настрое­ние сообщается даже и тем уделам, в которых земля не была изрыта копытами татарских коней.
В нравственной области обнаруживаются резкие противопо­ложности. Среди общества, одичавшего в междоусобных раз­дорах, потревоженного нападениями врагов, живущего изо дня в день, погрязшего в грубом невежестве и предавшегося во всех сословиях разврату, среди общества, в котором жад­ность соединялась с расточительностью, слабость с жестокостью и авантюристским легкомыслием, мы встречаемся с лично­стями, которые удаляются от мира, уединяются в монастыр­ских стенах и предаются делам благочестия и милосердия. Число таких лиц постоянно возрастает. Никогда Польша не производила столько святых и блаженных. Св. Ядвига, жена Генриха Бородатаго, проводит тридцать лет супружества в Тржебницком монастыре, св. Кинга ведет девственную жизнь с своим мужем, Болеславом Стыдливым, и заканчивает ее в Сондецком монастыре, вместе с блаженной Еленой, женою Болеслава Благочестивого, князя калишского, в Кракове славятся чудесами св. Бронислава Норбертанка и св. Яцек из знатнаго рода Одровонжей, доминиканец, первый поляк, который берет на себя апостольскую миссию (на Руси) в Завихвосте уеди­няется в монастыре св. Саломией, дочь Лешка Белого, в Ендржеюве епископ краковский, блаженный Кадлубек. Кульминацион­ным пунктом всего этого движения является канонизация св. Ста­нислава и провозглашение его патроном Польши в 1254 г. Князья Пястовичи, фамильная традиция которых заклеймила епископа Станислава изменником отчизны и престола, теперь лично присутствуют при его канонизации, смиряясь перед цер­ковью и окончательно порывая с воспоминанием о своей преж­ней автократии.
Не по принуждению, но по внутреннему побуждению, ради вечного спасения они осуществляют теперь церковную програм­му, изложенную в общей привилегии от 1210 г. Привилегии в половине ХIII века льются обильным потоком на отдель­ные епископства, костёлы и монастыри, к которым перехо­дят почти все княжеские права, некоторые получают даже право чеканки монеты. Вместе с привилегиями развивается в равной мере необыкновенная щедрость. Монастыри размножаются в громадном количестве. Польская церковь организуется на новых основаниях, на своем собственном каноническом пра­ве, её судебная компетенция распространяется не только на ду­ховных, но также и на население церковных поместий, а во многих случаях и на все католическое общество. Действитель­ность постановлений церкви обеспечивается интердиктом, про­клятием, а в случае нужды является помощь светской силы. Церковь и духовенство переходят в особое политическое со­словие, наделенное полным самоуправлением.
Князья утратили всякое влияние на замещение высших ду­ховных должностей, соборные капитулы по мысли канониче­ских постановлений получили право выбора епископов, и с этого момента не только епископы перестают находиться в за­висимых отношениях к князьям, но и низшее духовенство уже более не добивается, на перерыв друг перед другом, княжеской милости, зная что только в сфере церкви, оставаясь верными её духу и интересам, они могут подучить и значе­ние, и высший сан.
Самым главным законодательным учреждением католиче­ской церкви в Польше были синоды, на которые съезжались депутаты отдельных капитулов и все епископы. Эти синоды происходили под председательством архиепископа гнезненского или папских легатов и издавали обширные, точно сформули­рованные и систематически расположенные постановления, ко­торые по форме, равно как и по содержанию послужили образ­цом для нашего светского законодательства. Заботясь о само­стоятельности церкви, эти синоды вместе с тем прилагали все старания, чтобы утвердить и обеспечить за ней большее влияние на общество, чем какое существовало доселе, и с большою заботливостью занимались школами и делом просвещения во­обще. Соборные школы, служившие для образования духовенства, улучшились вследствие тщательного выбора учителей и расши­рения круга преподаваемых предметов, а вместе с ними, бла­годаря стараниям синодов, начали появляться низшие приходские школы, которые основывались при приходских костелах и вверялись попечению и контролю пробстов. В них учили читать и писать (по латыни), катехизису и церковному пению, отчасти счету и латинскому языку. Письменный польский язык еще не существовал и поэтому не мог быть предметом школь­ного обучения, но так как многочисленные немецкие колонии начали распространять онемечивание, то синод 1285 г. издал постановление, чтобы учителями брали только таких людей, ко­торые знают польский язык и могут обяснять и сообщать молодежи школьные науки.
Сверх всего этого в эпоху полного раздробления Польши на маленькие княжества имело большой вес в ходе событий то обстоятельство, что польская церковь удержала свою целостность и утвердила ее на многочисленных синодах, что она не перестала быть польскою церковью вообще, отдельной про­винцией вселенской церкви, и в самые тяжелые времена обере­гала идею народного единства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.