Не одни только немецкие колонисты выделились из остальной массы польского народа, еще сильнее выделилось духовенство. Во второй половине XIII века положение польской церкви совершенно изменилось. Разъединенные князья Пястовичи власть которых была потрясена или взаимным соперничеством, или аристократией, обращались к покровительству апостольского престола, бывшего верховной политической инстанцией для тогдашней Европы, и выпрашивали у пап санкционирования своих различных домогательств или требовали разрешения возникавших между ними частных распрей и споров. Таким образом католическая
церковь, которая дотоле составляла в Польше политическое учреждение и абсолютно зависела от короля, возвысилась теперь над князьями и вместо того, чтобы повиноваться их постановлениям, надменно навязывала им свое каноническое право. Но не вследствие только этой внешней, универсальной силы церковь в тогдашней Польше играет значительную роль.
Вступая в более близкие отношения к Западу, большая часть польского духовенства в продолжение XIII века заняла, высшее положение, соответствовавшее положению духовенства в остальной Европе, прониклась духом церковной реформы и стала в деле её искренно помогать папским легатам, посещавшим Польшу. Прежнее женатое духовенство, заботившееся о своих семьях и через то весьма тесно связанное с светским обществом, беспрестанно сталкивавшееся с ним в обыденной жизни, грубое, подобно большинству тогдашней шляхты и сельского населения, вымирало и исчезало, а вместо него выступало новое, безбрачное, исключительно преданное целям церкви, проникнутое духом своего особеннаго призвания, ставившее себе авторитетом Рим и Запад вообще, заимствованные оттуда не только умственное развитие, но и новые обычаи вместе с истинным религиозным духом. Рядом с прежними орденами, посвящавшими себя аскетизму или материальному труду, как например Бенедиктинцы и Цистерцианцы, появляются теперь два новых ордена: Доминиканский и Францисканский, которые входят в непосредственное соприкосновение со всеми слоями общества, горячо принимаются за дело проповеди и поучения, руководят белым духовенством и оказывают ему немаловажную помощь. Кажется, им главным образом нужно приписать ту заслугу, что религия в XIII веке перестает быть одной только формой и, всецело проникнув в польское общество, охватывает все более и более широкие слои и в отдельных личностях доходит до аскетизма. Нападения монголов, выбивая народ из обычной дотоле колеи его мыслей и труда, потрясают его волю и чувство, и это душевное настроение сообщается даже и тем уделам, в которых земля не была изрыта копытами татарских коней.
В нравственной области обнаруживаются резкие противоположности. Среди общества, одичавшего в междоусобных раздорах, потревоженного нападениями врагов, живущего изо дня в день, погрязшего в грубом невежестве и предавшегося во всех сословиях разврату, среди общества, в котором жадность соединялась с расточительностью, слабость с жестокостью и авантюристским легкомыслием, мы встречаемся с личностями, которые удаляются от мира, уединяются в монастырских стенах и предаются делам благочестия и милосердия. Число таких лиц постоянно возрастает. Никогда Польша не производила столько святых и блаженных. Св. Ядвига, жена Генриха Бородатаго, проводит тридцать лет супружества в Тржебницком монастыре, св. Кинга ведет девственную жизнь с своим мужем, Болеславом Стыдливым, и заканчивает ее в Сондецком монастыре, вместе с блаженной Еленой, женою Болеслава Благочестивого, князя калишского, в Кракове славятся чудесами св. Бронислава Норбертанка и св. Яцек из знатнаго рода Одровонжей, доминиканец, первый поляк, который берет на себя апостольскую миссию (на Руси) в Завихвосте уединяется в монастыре св. Саломией, дочь Лешка Белого, в Ендржеюве епископ краковский, блаженный Кадлубек. Кульминационным пунктом всего этого движения является канонизация св. Станислава и провозглашение его патроном Польши в 1254 г. Князья Пястовичи, фамильная традиция которых заклеймила епископа Станислава изменником отчизны и престола, теперь лично присутствуют при его канонизации, смиряясь перед церковью и окончательно порывая с воспоминанием о своей прежней автократии.
Не по принуждению, но по внутреннему побуждению, ради вечного спасения они осуществляют теперь церковную программу, изложенную в общей привилегии от 1210 г. Привилегии в половине ХIII века льются обильным потоком на отдельные епископства, костёлы и монастыри, к которым переходят почти все княжеские права, некоторые получают даже право чеканки монеты. Вместе с привилегиями развивается в равной мере необыкновенная щедрость. Монастыри размножаются в громадном количестве. Польская церковь организуется на новых основаниях, на своем собственном каноническом праве, её судебная компетенция распространяется не только на духовных, но также и на население церковных поместий, а во многих случаях и на все католическое общество. Действительность постановлений церкви обеспечивается интердиктом, проклятием, а в случае нужды является помощь светской силы. Церковь и духовенство переходят в особое политическое сословие, наделенное полным самоуправлением.
Князья утратили всякое влияние на замещение высших духовных должностей, соборные капитулы по мысли канонических постановлений получили право выбора епископов, и с этого момента не только епископы перестают находиться в зависимых отношениях к князьям, но и низшее духовенство уже более не добивается, на перерыв друг перед другом, княжеской милости, зная что только в сфере церкви, оставаясь верными её духу и интересам, они могут подучить и значение, и высший сан.
Самым главным законодательным учреждением католической церкви в Польше были синоды, на которые съезжались депутаты отдельных капитулов и все епископы. Эти синоды происходили под председательством архиепископа гнезненского или папских легатов и издавали обширные, точно сформулированные и систематически расположенные постановления, которые по форме, равно как и по содержанию послужили образцом для нашего светского законодательства. Заботясь о самостоятельности церкви, эти синоды вместе с тем прилагали все старания, чтобы утвердить и обеспечить за ней большее влияние на общество, чем какое существовало доселе, и с большою заботливостью занимались школами и делом просвещения вообще. Соборные школы, служившие для образования духовенства, улучшились вследствие тщательного выбора учителей и расширения круга преподаваемых предметов, а вместе с ними, благодаря стараниям синодов, начали появляться низшие приходские школы, которые основывались при приходских костелах и вверялись попечению и контролю пробстов. В них учили читать и писать (по латыни), катехизису и церковному пению, отчасти счету и латинскому языку. Письменный польский язык еще не существовал и поэтому не мог быть предметом школьного обучения, но так как многочисленные немецкие колонии начали распространять онемечивание, то синод 1285 г. издал постановление, чтобы учителями брали только таких людей, которые знают польский язык и могут обяснять и сообщать молодежи школьные науки.
Сверх всего этого в эпоху полного раздробления Польши на маленькие княжества имело большой вес в ходе событий то обстоятельство, что польская церковь удержала свою целостность и утвердила ее на многочисленных синодах, что она не перестала быть польскою церковью вообще, отдельной провинцией вселенской церкви, и в самые тяжелые времена оберегала идею народного единства.
церковь, которая дотоле составляла в Польше политическое учреждение и абсолютно зависела от короля, возвысилась теперь над князьями и вместо того, чтобы повиноваться их постановлениям, надменно навязывала им свое каноническое право. Но не вследствие только этой внешней, универсальной силы церковь в тогдашней Польше играет значительную роль.
Вступая в более близкие отношения к Западу, большая часть польского духовенства в продолжение XIII века заняла, высшее положение, соответствовавшее положению духовенства в остальной Европе, прониклась духом церковной реформы и стала в деле её искренно помогать папским легатам, посещавшим Польшу. Прежнее женатое духовенство, заботившееся о своих семьях и через то весьма тесно связанное с светским обществом, беспрестанно сталкивавшееся с ним в обыденной жизни, грубое, подобно большинству тогдашней шляхты и сельского населения, вымирало и исчезало, а вместо него выступало новое, безбрачное, исключительно преданное целям церкви, проникнутое духом своего особеннаго призвания, ставившее себе авторитетом Рим и Запад вообще, заимствованные оттуда не только умственное развитие, но и новые обычаи вместе с истинным религиозным духом. Рядом с прежними орденами, посвящавшими себя аскетизму или материальному труду, как например Бенедиктинцы и Цистерцианцы, появляются теперь два новых ордена: Доминиканский и Францисканский, которые входят в непосредственное соприкосновение со всеми слоями общества, горячо принимаются за дело проповеди и поучения, руководят белым духовенством и оказывают ему немаловажную помощь. Кажется, им главным образом нужно приписать ту заслугу, что религия в XIII веке перестает быть одной только формой и, всецело проникнув в польское общество, охватывает все более и более широкие слои и в отдельных личностях доходит до аскетизма. Нападения монголов, выбивая народ из обычной дотоле колеи его мыслей и труда, потрясают его волю и чувство, и это душевное настроение сообщается даже и тем уделам, в которых земля не была изрыта копытами татарских коней.
В нравственной области обнаруживаются резкие противоположности. Среди общества, одичавшего в междоусобных раздорах, потревоженного нападениями врагов, живущего изо дня в день, погрязшего в грубом невежестве и предавшегося во всех сословиях разврату, среди общества, в котором жадность соединялась с расточительностью, слабость с жестокостью и авантюристским легкомыслием, мы встречаемся с личностями, которые удаляются от мира, уединяются в монастырских стенах и предаются делам благочестия и милосердия. Число таких лиц постоянно возрастает. Никогда Польша не производила столько святых и блаженных. Св. Ядвига, жена Генриха Бородатаго, проводит тридцать лет супружества в Тржебницком монастыре, св. Кинга ведет девственную жизнь с своим мужем, Болеславом Стыдливым, и заканчивает ее в Сондецком монастыре, вместе с блаженной Еленой, женою Болеслава Благочестивого, князя калишского, в Кракове славятся чудесами св. Бронислава Норбертанка и св. Яцек из знатнаго рода Одровонжей, доминиканец, первый поляк, который берет на себя апостольскую миссию (на Руси) в Завихвосте уединяется в монастыре св. Саломией, дочь Лешка Белого, в Ендржеюве епископ краковский, блаженный Кадлубек. Кульминационным пунктом всего этого движения является канонизация св. Станислава и провозглашение его патроном Польши в 1254 г. Князья Пястовичи, фамильная традиция которых заклеймила епископа Станислава изменником отчизны и престола, теперь лично присутствуют при его канонизации, смиряясь перед церковью и окончательно порывая с воспоминанием о своей прежней автократии.
Не по принуждению, но по внутреннему побуждению, ради вечного спасения они осуществляют теперь церковную программу, изложенную в общей привилегии от 1210 г. Привилегии в половине ХIII века льются обильным потоком на отдельные епископства, костёлы и монастыри, к которым переходят почти все княжеские права, некоторые получают даже право чеканки монеты. Вместе с привилегиями развивается в равной мере необыкновенная щедрость. Монастыри размножаются в громадном количестве. Польская церковь организуется на новых основаниях, на своем собственном каноническом праве, её судебная компетенция распространяется не только на духовных, но также и на население церковных поместий, а во многих случаях и на все католическое общество. Действительность постановлений церкви обеспечивается интердиктом, проклятием, а в случае нужды является помощь светской силы. Церковь и духовенство переходят в особое политическое сословие, наделенное полным самоуправлением.
Князья утратили всякое влияние на замещение высших духовных должностей, соборные капитулы по мысли канонических постановлений получили право выбора епископов, и с этого момента не только епископы перестают находиться в зависимых отношениях к князьям, но и низшее духовенство уже более не добивается, на перерыв друг перед другом, княжеской милости, зная что только в сфере церкви, оставаясь верными её духу и интересам, они могут подучить и значение, и высший сан.
Самым главным законодательным учреждением католической церкви в Польше были синоды, на которые съезжались депутаты отдельных капитулов и все епископы. Эти синоды происходили под председательством архиепископа гнезненского или папских легатов и издавали обширные, точно сформулированные и систематически расположенные постановления, которые по форме, равно как и по содержанию послужили образцом для нашего светского законодательства. Заботясь о самостоятельности церкви, эти синоды вместе с тем прилагали все старания, чтобы утвердить и обеспечить за ней большее влияние на общество, чем какое существовало доселе, и с большою заботливостью занимались школами и делом просвещения вообще. Соборные школы, служившие для образования духовенства, улучшились вследствие тщательного выбора учителей и расширения круга преподаваемых предметов, а вместе с ними, благодаря стараниям синодов, начали появляться низшие приходские школы, которые основывались при приходских костелах и вверялись попечению и контролю пробстов. В них учили читать и писать (по латыни), катехизису и церковному пению, отчасти счету и латинскому языку. Письменный польский язык еще не существовал и поэтому не мог быть предметом школьного обучения, но так как многочисленные немецкие колонии начали распространять онемечивание, то синод 1285 г. издал постановление, чтобы учителями брали только таких людей, которые знают польский язык и могут обяснять и сообщать молодежи школьные науки.
Сверх всего этого в эпоху полного раздробления Польши на маленькие княжества имело большой вес в ходе событий то обстоятельство, что польская церковь удержала свою целостность и утвердила ее на многочисленных синодах, что она не перестала быть польскою церковью вообще, отдельной провинцией вселенской церкви, и в самые тяжелые времена оберегала идею народного единства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.