Привилегии земян.

Общий политический и экономический переворот не мог, ко­нечно, не отразиться и на шляхте.
Что среди неё еще осталось на содержании князей, то после монгольских нашествий окончательно переходит на житье в села. Раздача земель совершается теперь в огромных разме­рах, и в связи с этим развивается понятие, что рыцарская служба не есть особенная обязанность, но повинность, соединен­ная с обладанием землею, с обладанием поместьями на «ры­царском праве», т.е. свободным от всяких податей и по­винностей, которые основаны на частном праве и обязательны для людей закрепленных. Только то рыцарство, которое является
оседлым (поссесионаты, possessyonaci), образует сословие земян, пользуется его правами и исполняет его обязанности. Отсюда страстная привязанность шляхты к отчине, отсюда многочисленные трудности, юридически соединенные с отказом от неё (необходимо согласие родственников), отсюда то явле­ние, что шляхетские поместья переходят по наследству даже и к отдаленным родственникам мужеского пола, тогда как женщины, даже дочери, оставшиеся после умершаго, не имеют права наследовать их. Ибо кто не имел земли, тот стано­вился «голытьбой» (не-поссесионатом), не имел прав и обя­занностей шляхетских по отношению к государству, перехо­дил в частную службу иди поселялся в городе, принимался за аршин или кварту и рано или поздно утрачивал свое шляхетское звание.
В земледельческом сословии однако нет целостности. В нем ясно различаются друг от друга два слоя: во-первых, обладающие поместьями и хозяйничающие в них с помощью управителей и крепостных, и во-вторых, владеющие только несколькими ланами, эти последние должны лично заниматься земледельческим трудом. В первом классе уже нет тех исполинских латифундий, какие существовали некогда, потому что вследствие беспрерывнаго размножения семей крупных соб­ственников и деления владений из кучки немногочисленных маг­натов образовался огромный класс земледельцев, обладавших одною или несколькими деревушками. Однако они вполне могут нести военную службу и выступают на войну с отрядом, со­ответствующим величине поместий.
Напротив того для загоновой шляхты военная повинность является бременем, превосходящим его силы, потому что эта шляхта не в состоянии добыть, средств на тяжелое вооружение и на коня, не может, бросив пашню, содержаться на войне Шляхетское поселение довольствуется тем, что отправляет на войну нескольких из своей среды, часто только пеших, но и между ними и богатою шляхтою резко бросается в глаза раз­ница в вооружении и в шляхетской выправке. Рыцарские обы­чаи, которые возникли на Западе под влиянием крестовых по­ходов, дошли и до нас, но проникли только в высшую, более знатную часть шляхты. Даже название «рыцарь» употребляется собственно лишь высшим слоем, тогда как низший носит старинное название «влодык» (wlodyki). Когда это оказалось не­состоятельным, так как влодыки присвояли себе название ры­царей, то высший рыцарский слой принимает название шляхты и юридически разграничивается от низшего.
Теперь однако не только те причисляются к шляхте, кото­рые могли бы вывести свое происхождение от древних княжеских родов, потому что традиция такого происхождения затирается и гаснет в польской шляхте. К шляхте принадлежат все те, которые, обладая поместьями, отправляют за то княжеские долж­ности, придворные или городские, или родственники и предки ко­торых исполняли их, а в предшествовавшую эпоху милость государя наделила такими должностями не одного простого «влодыку» или иностранного рыцаря. Княжеская должность также возвышала достоинство человека в Польше, как и на Западе в средних веках: вира за убитого чиновника в три раза превосходила виру за простого человека. Это личное право пе­реносится теперь на все шляхетское сословие, становится наследственным и разделяет шляхту от влодык. Точно также преимущество, которым пользовалась шляхта при замещении должностей, становится её исключительным правом. К этому присоединяются и внешние знаки. Ими делаются эмблемы (гербы, herby) и девизы (zawolania, hasla). Некогда магнаты имели на своих знаменах рунические знаки, теперь носит их на зна­менах и щитах вся шляхта, передавая их по наследству, а вместо рунических знаков принимает в XIV веке разного рода эмблемы по заграничному образцу: топоры, грифов, подковы, копья и т.д.
Обособленность шляхты не могла бы сохраниться без опре­деленной организации, и подобная организация появляется в происхождение от одного рода имеют общий герб и девиз, сражаются на войне под одним и тем-же знаменем, во время мира соблюдают полную солидарность, помогают тем из своей среды, которые достигли высших должностей, и образуют нечто вроде политических партий. Если род слишком увели­чился и не в состоянии сохранить солидарность, то от глав­наго рода отделяются новые, принимающие другие гербы и девизы. Так от Старжей (Топорчиков) происходят Запржанцы, Палуки и Окши, от Свебодзичей (Грифитов) Побендзи и Косцеши, от Лабендзей Гоздавы и Радваны, от Одробондов (Одровонжей) Повалы (Огончики), Крживосонды (Несоби) и Дрогославы и т. п. Члены одного и того же рода разнятся друг от друга только фамилией, которую они заимствуют от на­звания своего поместья, употребляя это название в прилагатель­ной форме (например в роде Одровонжей от Шидловца Шидловецкие, от Спровы Спровские), а иногда от постояннаго родового прозвища (так например в том же роде Пенёнжки). Однако каждый переменяет фамилию, если переменяет поместье, и таким образом каждый раздел наследства создает новыя прозвища.
Самым ясным доказательством обособления шляхты явля­ются сверх всего этого нобилитации (возведения в шляхетское достоинство), перед тем неизвестные и возникающие во вто­рой половине XIII столетия. Уже необходим особый монар­ший акт, чтобы кому-нибудь не-шляхетского происхождения по­жаловать шляхетство и соединенные с ним герб и девиз. За то шляхетские роды сохраняют за собою право путем усыно­вления принимать в свой род и тем самым допускать до шляхетства посторонних людей не-шляхетского происхождения.
Еще одна задача стоит перед шляхтой, но и это препят­ствие она счастливо преодолевает во второй половине ХIII века. До сих пор шляхта имела в своих поместьях не­свободное население, вполне подчиненное ей и в юридическом, и в экономическом отношениях. Желая теперь по общему примеру улучшать свое хозяйство и увеличивать доход, она не могла ограничиться только этими крепостными, но должна была привлекать свободных людей на пустые земли и поселять их по контракту на так называемом немецком праве. Однако это превосходило компетенцию шляхты, ибо власть над свобод­ными людьми принадлежала государю и его чиновникам, и само­вольно нельзя было нарушать такой порядок вещей. Поэтому отдельные паны приобретают себе целый ряд специальных привилегий, в силу которых они получают власть над сво­бодным населением, живущим в их поместьях, и право организации немецких гмин, которыя должны быть свободны, если не от всех, то по крайней мере от многих обществен­ных повинностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.