Единственной силой, на которую еще мог опираться государь независимо от кого бы то ни было, было сельское население, жившее на его землях. Эти земли (patrimonium), не смотря на многочисленные пожалования церкви и шляхте, не смотря на немецкие колонии, были все еще обширны, а увеличение народонаселения и улучшение способов хозяйства прибавило доходов князьям. Из этих доходов государь удовлетворял нуждам своего двора и нуждам общественным, а во время войны прибегал к военной службе, которой ему были обязаны шляхта и солтысы.
Важным деятелем в увеличении доходов княжеской казны стала та часть народонаселения, которая исторически находилась в Польше уже с самых давних времен, но только лишь теперь начала прибывать более многочисленными толпами и приобретать постоянную оседлость в княжеских поместьях. Это были евреи. Преследуемые в то время на Западе, они нашли в Польше убежище, безопасность жизни, имущества и веры, которое впервые оффициально утвердил за ними Болеслав, князь калишский, привилегией 1257 года. Они исключительно зависели от князя, состояли под его покровительством и распоряжением, принадлежали к его наследству (patrimonium), к его казне, в которую они действительно вносили многочисленные подати.
Если мы представим себе теперь зараз это изменение политических и общественных отношений, то убедимся, что с концом ХIII века идея первоначального польского государства с патриархальным характером уничтожилась, а вместо неё создалась новая. Она отличалась тем, что народ состоял из трех сословий, совершенно обособленных и самоуправляющихся, тогда как прежде он составлял единое целое, что князья опирались главным образом на доходы от своих земель и, не мешаясь во внутренние дела сословий, только защищали их от внешних врагов и заботились о сохранении между ними равновесия и согласия, тогда как прежде они прямо и непосредственно ведали все дела своего народа, что отношения между князем и сословиями основывались на взаимном договоре, изложенном в многочисленных привилегиях, тогда как прежде эти отношения основывались на признании государя, как главы большого семейства, на патриархальных связях.
Привилегии составляют внешний признак для периода средневекового развития польского государства. Их дарует государь, но на основании предварительного соглашения с частным лицом, городом, костёлом, епархией, областью. Привилегии являются самым древним письменным законодательством политического содержания. Это новое средневековое устройство называется патримониальным государством по имуществу князя, которое называлось patrimoniuim и играло в нем важную роль, можно назвать его также сословным государством, т.е. основанным на нескольких самоуправляющихся сословиях. Патриархальный порядок уже сделал свое дело, образовал из элементов, находившихся в хаотическом состоянии, народ и государство, теперь нужно было пробудить общество к самостоятельному экономическому и цивилизаторскому труду, а такой труд без облегчения от тяжестей княжеского права, без самоуправления, без привилегий был прямо невозможным. И так хотя правителя потеряли часть власти, за то общество выиграло вдвое, и народ приобрел необходимые условия для дальнейшего, обильного результатами развития.
Важным деятелем в увеличении доходов княжеской казны стала та часть народонаселения, которая исторически находилась в Польше уже с самых давних времен, но только лишь теперь начала прибывать более многочисленными толпами и приобретать постоянную оседлость в княжеских поместьях. Это были евреи. Преследуемые в то время на Западе, они нашли в Польше убежище, безопасность жизни, имущества и веры, которое впервые оффициально утвердил за ними Болеслав, князь калишский, привилегией 1257 года. Они исключительно зависели от князя, состояли под его покровительством и распоряжением, принадлежали к его наследству (patrimonium), к его казне, в которую они действительно вносили многочисленные подати.
Если мы представим себе теперь зараз это изменение политических и общественных отношений, то убедимся, что с концом ХIII века идея первоначального польского государства с патриархальным характером уничтожилась, а вместо неё создалась новая. Она отличалась тем, что народ состоял из трех сословий, совершенно обособленных и самоуправляющихся, тогда как прежде он составлял единое целое, что князья опирались главным образом на доходы от своих земель и, не мешаясь во внутренние дела сословий, только защищали их от внешних врагов и заботились о сохранении между ними равновесия и согласия, тогда как прежде они прямо и непосредственно ведали все дела своего народа, что отношения между князем и сословиями основывались на взаимном договоре, изложенном в многочисленных привилегиях, тогда как прежде эти отношения основывались на признании государя, как главы большого семейства, на патриархальных связях.
Привилегии составляют внешний признак для периода средневекового развития польского государства. Их дарует государь, но на основании предварительного соглашения с частным лицом, городом, костёлом, епархией, областью. Привилегии являются самым древним письменным законодательством политического содержания. Это новое средневековое устройство называется патримониальным государством по имуществу князя, которое называлось patrimoniuim и играло в нем важную роль, можно назвать его также сословным государством, т.е. основанным на нескольких самоуправляющихся сословиях. Патриархальный порядок уже сделал свое дело, образовал из элементов, находившихся в хаотическом состоянии, народ и государство, теперь нужно было пробудить общество к самостоятельному экономическому и цивилизаторскому труду, а такой труд без облегчения от тяжестей княжеского права, без самоуправления, без привилегий был прямо невозможным. И так хотя правителя потеряли часть власти, за то общество выиграло вдвое, и народ приобрел необходимые условия для дальнейшего, обильного результатами развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.