Государь и государство.

Единственной силой, на которую еще мог опираться государь независимо от кого бы то ни было, было сельское население, жившее на его землях. Эти земли (patrimonium), не смотря на многочисленные пожалования церкви и шляхте, не смотря на не­мецкие колонии, были все еще обширны, а увеличение народона­селения и улучшение способов хозяйства прибавило доходов князьям. Из этих доходов государь удовлетворял нуждам своего двора и нуждам общественным, а во время войны при­бегал к военной службе, которой ему были обязаны шляхта и солтысы.
Важным деятелем в увеличении доходов княжеской казны стала та часть народонаселения, которая исторически находилась в Польше уже с самых давних времен, но только лишь те­перь начала прибывать более многочисленными толпами и при­обретать постоянную оседлость в княжеских поместьях. Это были евреи. Преследуемые в то время на Западе, они нашли в Польше убежище, безопасность жизни, имущества и веры, которое впервые оффициально утвердил за ними Болеслав, князь калишский, привилегией 1257 года. Они исключительно зависели от князя, состояли под его покровительством и распоряжением, принад­лежали к его наследству (patrimonium), к его казне, в кото­рую они действительно вносили многочисленные подати.
Если мы представим себе теперь зараз это изменение по­литических и общественных отношений, то убедимся, что с концом ХIII века идея первоначального польского государ­ства с патриархальным характером уничтожилась, а вместо неё создалась новая. Она отличалась тем, что народ состоял из трех сословий, совершенно обособленных и самоуправляю­щихся, тогда как прежде он составлял единое целое, что князья опирались главным образом на доходы от своих зе­мель и, не мешаясь во внутренние дела сословий, только защищали их от внешних врагов и заботились о сохранении ме­жду ними равновесия и согласия, тогда как прежде они прямо и непосредственно ведали все дела своего народа, что отношения между князем и сословиями основывались на взаимном договоре, изложенном в многочисленных привилегиях, тогда как прежде эти отношения основывались на признании государя, как главы большого семейства, на патриархальных связях.
Привилегии составляют внешний признак для периода средне­векового развития польского государства. Их дарует государь, но на основании предварительного соглашения с частным лицом, городом, костёлом, епархией, областью. Привилегии являются са­мым древним письменным законодательством поли­тического содержания. Это новое средневековое устройство назы­вается патримониальным государством по имуществу князя, ко­торое называлось patrimoniuim и играло в нем важную роль, можно назвать его также сословным государством, т.е. осно­ванным на нескольких самоуправляющихся сословиях. Патри­архальный порядок уже сделал свое дело, образовал из эле­ментов, находившихся в хаотическом состоянии, народ и го­сударство, теперь нужно было пробудить общество к самостоя­тельному экономическому и цивилизаторскому труду, а такой труд без облегчения от тяжестей княжеского права, без самоуправления, без привилегий был прямо невозможным. И так хотя правителя потеряли часть власти, за то общество выиграло вдвое, и народ приобрел необходимые условия для дальнейшего, обильного результатами развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.