Коронация Пржемыслава Великопольского.

Это новое политическое устройство стало непосредственным побуждением и причиной, принуждавшей отдельные дельницы, на которые распалась Польша по смерти Кривоустого, соеди­ниться в одно могущественное государство.
Самоуправление и вольности, которые получили церковь, немец­кие колонии и шляхта, должны были однако служить для той цели и для того им были даны, чтобы под их охраной лучше и успеш­нее могла развиваться общественная деятельность. Но этой цели нельзя было достигнуть
до тех пор, пока край подвергался по­стоянным нападениям врагов, которым удельные князья не могли оказывать сопротивление, до тех пор, пока сами эти князья, ссорясь между собою, производили и друг у друга, и в своих землях грабежи и опустошения, более ужасные, чем те, кото­рые производились внешними неприятелем. Обществу, уже на­учившемуся ценить плоды своего заботливого труда, должна была быть в тягость слабость разъединенных князей, которые не умели дать отпор врагам, должны были сделаться ненавистными их ссоры и распри. Это общество сильно желало единого и мо­гучего властителя, под покровительство которого оно могло бы отдаться с полезными результатами для себя.
Поляки имели чрезвычайно важную причину, побуждавшую их стремиться к государственному единству. Они видели посреди себя множество многолюдных, богатых немецких колоний, которые начали делаться бременем для польского населения и гро­зили ему опасностью германизации и немецкого завоевания. Поль­ская шляхта пришла к убеждению, что только соединением страны в одно государство удастся отвратить эту опасность и доста­вить надлежащий перевес польскому элементу.
С концом ХIII века во всей Польше возникло сильное движение, стремившееся к соединению дельниц, движение поли­тическое и вместе с тем чисто народное. Весь народ разыскивал князя, который стал бы во главе этого движения и закончил великое дело.
Первый, кто взялся за эту великую мысль был сын Пржемыслава I, Пржемыслав II, который в 1272г., по смерти дяди Болеслава Благочестивого, соединил в своих руках всю Великую Польшу. Беспрерывно борясь с беспокоившими его онемечившимся силезскими князьями, именно с Генрихом Пробу­сом, этот мужественный князь соединился с Мествином или Мщугом, сыном Святополка, князем поморским, и, допущен­ный им еще при жизни (в 1282 г.) к совместному правлению, после его бездетной смерти в 1294 г. получил во владение По­морье, в течение долгих лет бывшее утраченным для Поль­ши, а временно захватил в свою власть даже Краков в 1290 г. Однако более, чем всем этим, Пржемыслав увековечил свое имя тем, что первый возобновил мысль о един­стве государства 1295 в  г. торжественно венчался польским королем с разрешения апостольского престола. Хотя в сле­дующем году Пржемыслав погиб от рук тайных убийц, подосланных бранденбургскими маркграфами, однако мысль его уже нельзя было уничтожить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.