Новое движение шляхты.

Благодаря тяжелому труду сельского люда, теперь поднялись и расширились папские фольварки, увеличились доходы, появи­лись пышные усадьбы и таким образом рядом с можновладством встал многочисленный класс зажиточной шляхты, ко­торая, освободившись от забот обыденной жизни, могла уже теперь дать волю своему честолюбию и прежде всего подумать о большем образовании.
До сих пор только духовенство и аристократическая моло­дежь получали высшее образование, теперь же вся шляхта имела средства отправлять своих сыновей в высшие школы, в Кра­ков или за границу, преимущественно в Италию, и свет науки, раньше ограниченный небольшим кружком, разлился теперь по всему народу. Это не была уже заскорузлая схоластическая
средневековая наука, к которой стремилось большинство, но возродив­шаяся древняя литература, мир греков и римлян, полный ча­рующей прелести, полный свободы и поэзии, целиком построен­ный на ощущении законченной классической красоты. Утончен­ное цицероновское красноречие, свободная, не знающая никаких пут, философия, истинная, проникающая в глубочайшие тай­ники общественной и политической жизни история, бессмертные поэтические произведения, недосягаемые создания древней скульп­туры и архитектуры, все это, отрытое из забвения и пыли ве­ков, распространяемое путем книгопечатания, проникшего в Польшу уже в последние десятилетия ХV века, входит в сознание и чувство, действует на воображение, привлекает и ослепляет умы. В академию, равно как и в её многочислен­ные колонии и в высшие школы, содержавшиеся некоторыми епископами и городами, приезжали на места профессоров из-за границы гуманисты, поляки и чужеземцы, у которых не было недостатка в энтузиазме и знаниях для борьбы с схоласти­ческим невежеством. Рядом с высшими учебными заведе­ниями, в Познани (здешнее училище сравнительно с другими особенно расцвело благодаря стараниям епископа Любранского), Пултуске, Львове, Торне, Эльблонге и Гданске, возникает мно­жество низших школ, монастырских и приходских, печа­тается множество учебных книг, составленных в новом духе, и таким образом распространяется просвещение в низших классах народа. Люди, занимающие выдающееся общественное положение (подканцлер Томицкий, познанский епископ Ливанский, воевода краковский Кмита), выступают в роли мецена­тов возродившейся науки и литературы. Всякий сановник под­держивает многочисленные отношения с заграницей, для него важно, чтобы его корреспонденция своим изысканным латин­ским стилем свидетельствовала о его гуманитарном образова­нии, чтобы посвящаемые ему произведения поэзии и литературы распространяли его славу. Он ищет поэтому способных и образованных частных секретарей, ищет поэтов и писателей, не забывает и об учителях-гуманистах для своих детей. В течении первых десятилетий XVI века польский народ изме­нился до неузнаваемости. Исчезла грубая мужиковатость обы­чаев, в общежитии стали придавать громадное значение свет­скому лоску, состязались в прекрасном классическом стиле в публичных речах и в письме, исчез средневековый ми­стицизм, и на его место пробудилось художественное чувство, свобода мысли и слова. Отношения с центром этой новой циви­лизации, Италией, издавна бывшие оживленными, еще увеличи­лись благодаря супружеству Сигизмунда на миланской княжне Боне Сфорца, королевский двор сделался истинным центром и школой гуманизма, наряду с латинским языком при нем в качестве языка модного появился и итальянский, и множество итальянцев, художников, ученых, купцов и ремесленников, приезжало в Польшу. Поднимались промышленность и торговля, строились и переделывались в стиле Возрождения великолепные храмы и здания, начиная с королевского замка и Сигизмундовской часовни в предместье Кракова — Вавеле. Царствование Сигизмунда прославили три поэта, писавшие по-латыни: Андрей Кржицкий, известный своим злостным юмором, и Ян Дантышек, оба употреблявшиеся в дипломатических делах и под конец занявшие епископские кафедры, и более их выда­вавшийся, известный во всей Европе по поэтическому таланту и художественной форме своих произведений, увенчанный в Риме, но к сожалению слишком рано умерший, Яницкий. Издавна процветавшия в Польше математическия наука произвели тогда же гений Николая Коперника, своим сочинением о движениях небесных светил (1543 г.) толкнувшего человеческую мысль на новые пути и открывшего ей неизмеримое пространство.
Итак гуманизм, когда он вполне уже развился в Польше, принес с собою неисчислимые выгоды. Поднимая в культур­ном отношении общество, придавая ему яркий блеск, он сближал Польшу с Западом, от котораго она начала было уже отдаляться, благодаря слишком долго продолжавшемуся схо­ластическому направлению. Неразрывно связывая поляков с Западом, гуманизм сверх того давал им в руки светоч знания, с которым они смело могли идти на Русь и Литву. Прежняя схоластическая наука только с трудом могла бороться с господствовавшей в Литве русской цивилизацией. Краковская академия, в которой существовала особая коллегия для литви­нов, высылала, правда, известное количество ксендзов в ту Литву, которая приняла католичество, но этим должно было и ограничиваться все её влияние в XV веке. Только гуманизм начинает отвращать литовских панов от русской культуры и сближать с польским обществом, его языком и цивилиза­цией. Множество ученых поляков ездит в Литву и живет там, двор Сигизмунда в Литве делается центром гуманизма и вместе польской культуры, возникают первые высшие учи­лища с гуманистическим направлением. Под влиянием гуманистической науки римского права совершается кодификация ли­товских законов, утвержденная Сигизмундом I в 1530 г. Литовский статут, представляющий громадный шаг в разви­тии Литвы, переносит в нее множество польских учреждений и пишется уже не только на русском п латинском языках, но и на польском.
Но наряду с хорошими результатами гуманизм привел в польском обществе и к дурным. Действуя главным обра­зом путем возрождения древней литературы, он приводил к рабскому почитанию её, к образованию, для которого являлась слишком трудной самостоятельная работа. Такой недостаток могло устранить направление, исходящее сверху от ученого учреждения, которое предприняло бы научную работу на новой почве, но предприняло бы серьезно, нужны были университеты, органи­зованные в новом духе. Этому мешал краковский универси­тет: его магистры, защищая свой кусок хлеба и свое значение, отстаивали как схоластику, так и ту монополию науки для всей Польши, какая была признана за ними привилегией. Уже в конце XV века гуманизм под влиянием Калимаха начинает ярый штурм стен университета, на время добывает себе в нем влияние, по вместе с тем вызывает против себя сильную реакцию и оказывается вынужденным отступить. Приглашенный из-за границы в качестве реформатора университета, славный гуманист Цельтес оставляет Польшу и едет в Вену исполнить эту великую задачу. При Сигизмунде I борьба повторяется. На стороне реформы стоит сам король, стоят приглашенные им гуманисты, Иоанн Сильвий — сицилианец, и Гарсиа — испанец, стоит просвещенный епископ краковский и канцлер универ­ситета Конарский, но университет под предводительством пе­чальной памяти схоластика Николая из Быстржикова апелли­рует к соборам и к папе и побеждает. Сигизмунд I забыл, что он сын Казимира Ягеллона. В бесполезной борьбе, которую могло пресечь одно слово короля и один гродский ста­роста, тратятся лучшие силы университета, и он, парализуя все, сам быстрыми шагами идет к полному упадку. Упадок этот яснее всего проявляется в отстранении от уни­верситета того общественного класса, который занимал первен­ствующее положение в народе, шляхты. Большинство профес­соров и студентов, за редкими исключениями, сыновья мелких мещан и крестьян и самый университет замыкается в мещанской сфере и вне её не оказывает решительного влияния. В связи с понижением научного уровня в университете и отсутствием к нем опеки и центра для истинной науки стоит и то, что гуманистическое образование в Польше делается все более бесплодным и энциклопедическим. Такой характер про­свещения проявляетсяыа поприще литературы. Произведения загра­ничной литературы пользуются в Польше широким сбытом, польские ученые поддерживают близкие отношения и корреспонденцию с са­мыми славными представителями иностранной науки, мы встре­чаем напечатанные в Польше издания древних авторов, сталкиваемся с искусными подражателями классической поэзии, но вместе с тем такие жалкие историки, как Ваповский или Дециус, недостойны и приблизиться к Длугошу, а вместо мо­гучих по своей мысли политических сочинений в роде записки Остророга, политическая литература представляет только бес­численный ряд сатирических стихотворений и насмешливых пасквилей. Королевский шут Станчик, который не увлекся наружным блеском и настойчиво бросал в глаза королю и сильным панам горькую правду, приобрел себе большую славу и перешел в народное предание.
Из всех гуманистических наук польской шляхте больше всего нравилось право, которое могло ее подготовить к судо­производству, к исправлению должностей и к политической жизни. Родное польское право не было еще научно обработано, поэтому брались, как и прежде, за науку римского и канони­ческого права, но за науку возродившуюся, отбросившую уже схоластическую форму, при помощи этой науки, путем её ме­тода начали рассматривать польские законы, заключавшиеся в сборнике Лаского, объяснять их, реформировать и кодифициро­вать эти законы на сеймах, и шляхетские умы приобрели то юридическое направление, ту юридическую окраску, какие оста­лись характерной их чертой уже до конца Речи Посполитой. К несчастью юридический ум не есть еще ум политический, который ясно видит положение, отыскивает спасительные сред­ства и не останавливается перед личными жертвами. Наука римского права, если бы хорошо был понят основной прин­цип её, что государь стоит выше закона, могла бы, правда, спасительно повлиять на умы шляхты, но большинство этой шляхты, довольствуясь энциклопедическим образованием, не вникало, как это делала аристократическая молодежь XV века, достаточно глубоко в науку римского права, чтобы дойти до убеждения, что сила правительства была главною основой древ­него права и государства. Из греческой и римской литературы гораздо легче усваивались понятия и фразы о губительных след­ствиях «тирании», о гражданском равенстве и свободе, чем понятия обязанностей по отношению к власти и послушания ей, выбиралось только то, что легко могло служить для оправдания тогдашнего направления шляхты: существовавшим в Риме и Греции рабством оправдывали угнетение польского крестьянина, гражданским равенством в Спарте, Афинах и Риме объяс­няли свою зависть к можновладству. Если же и возникала мысль о том, что свобода легко может выродиться в своеволие, то на помощь являлся аргумент из Цицерона: откуда же в таком случае гражданские добродетели? Характерной по­дробностью является то, что в Польше не печатали сборников римского права, но зато в течении царствования Сигизмунда I два раза была издана книга Цицерона о гражданских доброде­телях (De officiis) и четыре раза подобная же книга Сенеки.
Другим несомненно вредным последствием гуманизма было ослабление в народе религиозности и последовавшая затем порча нравственности. Из вновь открытой древней литературы средневековые общества брали не только прекрасное и возвышенное, но и все то, что в них было дурного и уродливого. Жизнь гуманистов была распутная. Но если на Западе государи поль­зовались этим отсутствием твердых нравственных убеждений для усиления своей власти, и политика их воспитывала людей испорченных, но ловких и смелых, то в Польше при не­достатке такого направления сверху выступили только невыгоды этой испорченности без её временных удобств. Духовное и светское можновладство все сильнее стало гнаться за богат­ством, не питая уже широкого политического честолюбия, среди политических деятелей появился не прикрытый никакими пред­логами подкуп, среди них стало господствовать отсутствие принципов и истинного политического честолюбия. Разительным примером перваго был Шидловецкий, второго — Томицкий. И однако из воспитанных Сигизмундом политиков они были, пожалуй, еще самыми выдающимися.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.