Общественный перевес шляхты.

Казимир I Великий купил мир для Польши путем боль­ших уступок, но тогда это было необходимостью, так как Польша его времени, небольшая по своему обему, истощенная и изнуренная, сильно нуждалась в спокойствии. Теперь, после приобретения Поморья и присоединения Литвы, после столетней работы над внутренним устройством, народ достиг апогея своего развития и мог страдать скорее избытком, чем недо­статком сил. В том случае, если бы силы эти не были организованы, если бы им не было указано великой и привлекательной для них цели, они должны были волноваться внутри страны и тратиться в бесполезных раздорах. Казимир Ве­ликий, заключивши мир с Орденом и Чехией, знал, с какой
целью он делает это, сумел направить всю свою энергию на внутренние дела и достиг в них громадных результатов. Сигизмунд же, отстраняя от народа его великое призвание, и в деле внутренней реформы точно также отступал перед всяким более смелым шагом и жертвовал всем ради спо­койствия.
Относясь недоброжелательно к шляхте, не доверяя ей на поприще политики, король в то же время не имел силы удер­жать ее в пагубном стремлении подчинить себе другие об­щественные классы, до сих пор успевшие сохранить некоторую самостоятельность. Уже в конце ХV века шляхта, не встречая сопротивления в королях, уничтожила самостоятельность духо­венства. Закон 1496 г., возобновленный в 1504 г., запретил принимать в кафедральные капитулы не шляхтичей, за исклю­чением пяти каноничеств, которые были предоставлены докто­рам богословия, права и медицины и могли быть заняты и плебеями. Закон 1505 г. предоставил епископства и прелат­ства исключительно шляхтичам. Обращая таким образом церковные должности в доходные места для своих сыновей, шляхта сделала церковь отголоском своих стремлений и же­ланий. Теперь очередь дошла до сельского населения и городов.
С городами дело пошло легче, так как они были заселены немцами и любовь к отечеству слабо была развита в них, опираясь на своих средневековых привилегиях, они отстра­нялись от новой политической жизни и её тяжестей, от военной службы и податей. Когда Александр призывал и поощрял их к участию в сеймах, они держались в стороне и дошли до того, что не имели своего представителя на сейме, не от­стояли за собой голоса, бесспорно им принадлежавшего. Цар­ствование Сигизмунда составило наконец для немецких горо­дов Польши момент, решивший их полонизацию. Под влия­нием постоянных мирных отношений с окрестным польским населением, под влиянием королевского двора, к которому теснились более зажиточные мещане, наконец под влиянием возродившегося классического просвещения, поднявшего уровень польской цивилизации и сделавшего ее модной и прогрессивной сравнительно с средневековой немецкой, города сперва бросили свой официальный немецкий язык и приняли на его место ла­тинский, а затем начали поспешно учиться по-польски и вво­дить польский язык в свою общественную, церковную и административную жизнь. Но этот польский патриотизм пробудился в городах слишком поздно и не мог уже помочь им прио­брести политическое влияние, шляхта уже завладела исключи­тельно сеймами, давала им чувствовать свое преобладание и начала ради своих выгод вмешиваться в их внутренние дела, в интересы их промышленности и торговли. Мещане имели еще немалое влияние вне своих стен, владели множе­ством имений, держали массу солтыств. К несчастью они не сумели воспользоваться этой и громадной силой, устраняясь от военной службы, они тем самым постановили смертный при­говор самим себе. Шляхта в 1496 г. выставила принцип, что кто не отправляет военной службы, не имеет права вла­деть поземельными имениями, и после нескольких лет упорной борьбы в 1538 г. достигла того, что одних мещан принудила продать имения, другим же закрыла доступ к ним. При этом шляхта употребила очень ловкое средство. Сознавая мо­гущество краковских мещан, их значительные богатства, образование и влиятельное положение при дворе, видя, что Кра­ков, ставши во главе других городов, может оспаривать у неё перевес, она сделала исключение для краковских мещан, позволив им и владеть имениями, и высылать послов на сейм, и это ничего не значившее исключение охладило Кра­ков к интересам других городов и сделало его сторонником шляхты. Краковские патриции: Бонары, Бетманы, Пипаны, Шембеки, Морштыны, на этой скользкой почве даже совсем отрывались от города, приобретали обыкновенно за границей дворянское достоинство и переходили на сенаторские кресла, в ряды вельмож, вместо того, чтобы стоять во главе мещанства и энергично предводительствовать им в борьбе со шляхтой.
Между тем шляхта, исключая города из политической жизни, начала борьбу и с экономическим их положением. Многие законы были направлены к тому, чтобы сломить город­ское самоуправление и передать воеводам решительную власть над всею промышленностью и торговлей. Пали цеховые и ку­печеские привилегии, иностранным купцам открывали доступ в страну, чтобы понизить цену заграничных товаров, а шляхта приобрела за то уже в 1504 г. право вывоза своих произведений без уплаты пошлины. Сельскому населению препятствовали переходить в города, а в 1505 году отношение мещан к шляхте было определено таким образом, что шляхтич, отдающийся мещанским занятиям, в силу того самого теряет шляхетство. Но для осуществления этой намеченной в законах программы ну ясно было более продолжительное время, так как города, не обращая внимания на сеймовые конституции, сохраняли свои права внутри своих стен, а реформируя их в новом духе, успевали даже добиваться их подтверждения королем и готовились к более серьезной борьбе со шляхтой.
Еще труднее городов было шляхте подчинить себе сельское население. Население это имело свои вечные аренды, с кото­рых платила небольшие дани и чинши и обладало собственным судом и собственной организацией, охранявшимися наследствен­ным солтысом, стоявшим во главе каждого поселения. Рядом с этими крестьянскими селами, населенными и богатыми, очень скромно выглядели шляхетские фольварки, где хозяйство велось при помощи дворской челяди или посредством выговоренной по контракту работы поселенных в деревне кметей и где часто, когда шляхтич отправлялся в военный поход, прекра­щалась даже запашка полей. Этот резкий контраст, вызывал в шляхте чувство зависти к крестья­нину и желание вполне овладеть им. Поэтому, чем большего влияния достигала шляхта, тем более стремилась она к осу­ществлению этого желания, приобрести решающий голос в сейме, она охотно оставляла королю управление политическими делами, а сама схватилась за социальный вопрос, имевший для неё наи­более жизненное значение. Его вызывал и общий для всей Европы переворот экономических отношений. В ХV в., развилась в широких размерах торговля и сбыт хлеба и вообше сырых продуктов за границу и в силу этого явилась возможность обращать в деньги произведения хо­зяйства, превышающие домашнюю потребность. Для шляхтича рыцаря явилось искушение бросить оружие и взяться за плуг. Военная слуяхба утратила прежнюю привлекательность и зна­чение, исключая разве того случая, когда она производилась за особое жалование, занятие же земледелием приобрело особенную важность и сделалось для шляхты главным, если не единствен­ным призванием.
Желая осуществить его, нужно было однако совершенно изменить средневековую деревню. Прежде всего взялись за солтысов, этих естественных стражей крестьянской свободы, и шляхте дозволено было скупать солтыства, т. е. принуждать солтысов за известное вознаграждение оставлять свои места. Путем присоединения принадлежавших солтысам земель шляхетские фольварки увеличивались и могли увеличиться еще более, бла­годаря разработке пустошей и корчеванию лесов. Но для этого нужна была рабочая сила и следовательно являлась нужда в сокращении свободы крестьян. С тех пор, как шляхтич, владелец деревни, сам делался солтысом, для крестьянского населения исчезало самое прочное ручательство его самоуправления, не было человека, который бы мог и решился защищать его права, обусловленные некогда контрактом с владельцем, последний навязывал свою волю суду крестьянских лавников и налагал все более тяжелые повинности и дани. Крестьяне начали бегать, толпами переселяться на Русь, где, благодаря не прекращавшейся колонизации, им представлялись более легкие условия жизни. Шляхта приходила в негодование, и сеймы 1496, 1503, 1510 и 1520 гг. по очереди постановляют все более строгия запрещения крестьянам оставлять свои места и дают шляхте право преследовать и возвращать беглецов. Не имея опеки государственного закона, крестьянин терял самое доро­гое свое право — личную свободу. После долгой, тихой, но тяже­лой социальной борьбы шляхта при Сигизмунде и окончательно прикрепила крестьянина к земле. Готовясь к прусской войне, она вытребовала у короля на сеймах, происходивших в 1520 г. в Торне и в 1521 г. в Быдгоще, позорные законы, по ко­торым каждый крестьянин, независимо от прежних его прав и привилегий, обязан в знак подданства работать на пан­ской земле по крайней мере один день в неделю. Так была создана принудительная работа, которая с тех пор постоянно увеличивалась и привела сельское население к неволе. Кмети подавали жалобы королю, но Сигизмунд Старый признал себя не компетентным разрешать их и тем самым передал пол­ную судебную власть над крестьянами владельцам: духовным и шляхте. Таким образом только в коронных имениях крестья­не сохранили опеку монаршей власти. Вообще господский суд, принудительная работа, усиление предписаний о преследовании бе­жавших кметей и возобновлявшиеся запрещения принимать их в города придали санкцию крепостной зависимости сельского люда и теперь только обычай и религия могли умерять и смяг­чать ее.
Для оправдания польской шляхты здесь нужно сказать, что подобный переворот происходил тогда на всем Западе и Польша в этом отношении не составляла исключения. Поэтому крепостная зависимость сельского люда не мешала Польше со­хранять политическое существование, как не мешала она в этом Германии или Франции. Была только одна разница: на За­паде дворянин, поработивший крестьянина, сам в то же время подчинялся власти своего монарха. В Польше шляхтич об­ъявлял себя полным господином в своей деревне, но в то же время торжественно протестовал против абсолютной власти своего короля. В этом заключалось противоречие. Свобода на­верху не имела естественной основы внизу, была только пред­логом и становилась средством к тому, чтобы тем прочнее установить абсолютную власть над сельским людом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.