Уничтожение привилегий.

Это уже были последние результаты, которых Польша могла и успела достигнуть с помощью своего до сих пор держав­шегося средневекового устройства. Её, как и весь тогдашний цивилизованный мир, ожидали задачи гораздо более трудные, во второй половине XV в. уже пробивался рассвет новых времен, в которые человеческая деятельность должна была вступить в более широкие пределы, а мысль человеческая — стремиться даже за те естественные границы, какие начертало ей Провидение. Хороши и необходимы были средневековые привилегии, пробуждавшие самостоятельность в личностях и обществе и
защищавшие народный труд, но теперь они отжили и утратили свое первоначальное назначение. Пользуясь предоставленным им са­моуправлением, отдельные сословия стали такой большой силой, что государь не мог сохранить между ними надлежащее равно­весие. Некоторые из них и в особенности церковь, расши­рив до вредных размеров свои привилегии, угрожала или пол­ным крушением государства или поглощением его в себе, т.е. теократией. Не на шутку скрипела не только в Польше, но и на всем Западе затейливая машина средневекового устройства, дух сословного эгоизма подавлял мысль об общественном благе; среди всевозможных привилегий исчезала идея права. Хотя в Польше не дошло до полной анархии и кулачного права, как то было в Германии, но пример разбоев и насилий, проникая из-за границы и именно из Силезии, начал приносить все более и более обильные всходы.
В рамках сословного самоуправления развилось земледелие, стали процветать торговля и промышленность, но этот экономи­ческий прогресс заставлял отдельные государства в их взаим­ных сношениях искать выгодных условий и деятельной поддерж­ки. Европейские государства сближались друг с другом гораздо теснее, чем прежде, но от того самого появилось соперниче­ство, возникли столкновения самых жизненных интересов, при­чем, только систематически ведя войну, можно было решать споры. Теперь и Польша должна была с большей, чем когда бы то ни было, силой, очутившись в ряду прежних и новых соперников, вести оборонительную и наступательную борьбу, за­хватывать в свои руки большие торговые дороги, занимать прочное положение на Балтийском и Черном морях. Для этого не были достаточны ни те военные средства, ни та организация, какие имелись до сих пор. Только однообразно объединяя все свои общественные силы, могли народы, а с ними и Польша, приступить к новому труду, к новому соперничеству с надеждой на победу.
Каков будет новый строй, к которому устремятся народы — этого еще никто не был в состоянии отгадать, одно было не­сомненно: в общем сознании утвердился тот принцип, что привилегии должны рушиться, что около государя, в его руках должны сосредоточиться все народные силы. С таким поня­тием рождались равно как и те люди, которым предназначено было занимать трон, так и те, которые должны были повино­ваться данным приказаниям или ожидать их. Более трудную задачу должны были выполнить западные народы, средневековое устройство которых основывалось на феодализме. Там почти не было никакой власти у государя: до такой степени присвоили ее себе могущественные вассалы, которые раздробили великие нации и государства на множество крохотных государств. Однако нашлись государи с очень высоким талантом, с беспримерной энергией, которые коварством и силой одолели сопротивление вассалов, уничтожили привилегии церкви и знати и сосредоточили всю власть в своих руках. Самым блестя­щим образом выполнил это Людовик XI, и потому-то Фран­ция, без всякого сомнения, заправляла событиями новой истории. В Германии и в Италии уже не удалось объединить раздроблен­ное государство, но более могущественные из среды прежних вассалов, усилившись, ввели в пределах своих обширных княжеств новый порядок вещей. Польшу ожидала более лег­кая задача. И в Польше церковь, могущественные паны и го­рода оберегали свою обособленность, ограждались привилегиями, но не было зато феодализма, не было, за исключением части Мазовии, независимых князей и панов, всей страной владел один господин, один король, который в каждый момент мог апеллировать ко всему народу и искоренить упорное сопро­тивление.
Если однако в силу изменившихся условий должна была измениться также политическая средневековая организация, долж­но было возродиться разлагавшееся общество и государство, то для такого изменения нисколько не могли оказать услугу ни тог­дашняя цивилизация, ни форма, содержание и направление мысли. Это было известное нам схоластическое направление. Основы­вая ягеллонский университет, Польша не могла сразу сделать что-либо иное, кроме усвоения современной западной науки. Итак, Польша ввела  у себя схоластику, и это в тот момент, когда она уже склонялась к упадку на Западе. Привлекшей к ней целую массу свежих сил, создали ей у себя, как о том шла речь выше, эпоху последнего, запоздалого расцвета. Схоластика сблизила нас с тогдашним Западом, создала впервые лите­ратуру, приобрела для нас более прочное положение в «хри­стианской республике», но за всем тем как у нас, так и на Западе, носила в себе зародыши близкого упадка. Средневе­ковое юное общество, пустившись в область самых запутан­ных исследований, не доверяло своим силам, искало руково­дителей в этом труде, искало авторитетов, на которых могло бы безопасно положиться и сосредоточиться. Такими авторите­тами сделались священное писание, творения отцов церкви, ко­дексы канонического и римского права, наконец уцелевшие от гибели сочинения Аристотеля в неверном латинском переводе. Столь разнообразный материал, возникший в иные времена и при иных условиях, старались соединить в одно целое и на основании его построить философскую систему, которая разре­шала бы все вопросы, удовлетворяла бы всем стремлениям человека. Это можно было выполнить, только создавая себе осо­бенную систему понимания, пропуская существенное значение, дух тех сочинений и людей, за которыми признавали достоин­ство научных авторитетов. Такого рода наука отмстила сво­им адептам. Каждое последующее поколение оказываюсь более слабым, чем предшествовавшее. Для ученых ХV века их пред­шественники в XIV столетии были уже непоколебимым авто­ритетом. Вместо того, чтобы разузнавать и исследовать само­стоятельно, цитировали целый ряд авторитетов, говоривших за или против известного положения, затем останавливались на том, на чьей стороне находятся большие авторитеты, и та­ким образом решали вопрос. Вместо того, чтобы развивать науку, расширять объем познаний и искать их практического применения, погружались все более и более в бесплодные умство­вания, в диспуты, которые с полным пренебрежением к предмету сами по себе становились целью. Форма подавляла со­держание, эрудиция — науку. Философские, богословские и астрологические утонченности стояли на первом плане, подвергая все большему и большему пренебрежению медицину и даже право.
Так как эта схоластическая наука составляла опору и основание средневековых политических понятий, то нет ни­чего удивительного, что и эти последние вскоре подпали той-же самой участи. Привилегия, которая сначала была только сред­ством, формой организации, неизмеримо разросшись, стала целью сама по себе. Политический авторитет средних веков, теория о верховной власти папы и императора, вследствие усиленно развивавшейся самостоятельности государств и народов, пере­ходил в пустую формулу, но, господствуя в научной области, препятствовал образованию новых, соответствующих духу времени институтов.
Не лучше впрочем творилось и в недрах самой церкви. Политические привилегии отвлекли духовенство во всей Европе от его действительных задач на арену светских интересов, упадок религиозного духа вследствие этого был очевиден, расстройство дисциплины в церкви и деморализация во всем хри­стианском обществе — беспримерны. Схоластическая наука на Констанцском и Базельском соборах выказывает полное бессилие удержать это гибельное направление.
Итак, для смены политических средневековых учреждений человечество нуждалось в новой побудительной причине, и ее действительно доставило возрождение наук и древней классической литературы. Так называемый гуманизм доставляет но­вые образцы и содержание, новый метод и форму, постепенно вырывается из оков одностороннего авторитета, пробуждает свободу человеческой мысли, делает ее плодотворной и творче­ской во всех областях знания и прежде всего помогает образованию политической организации нового времени. Факт этот слишком известен во всеобщей истории, слишком важен в ней, чтобы нам нужно было разбирать его здесь. За то тем прилежнее должны мы следить, каковы были его проявления в польской истории.
Схоластическая наука господствовала еще официально в Ягеллонском университете, но частые отношения поляков с Италией, равно как и дипломатические и научные путешествия на Базельский собор и в итальянские университеты для науч­ных занятий были причиной того, что классические науки, воз­родившиеся в Италии, во второй половине ХV века все сильнее и сильнее проникали в Польшу, прежде всего очевидно в из­бранный круг людей, стоявших на самой высоте тогдашнего просвещения. Сбигнев Олесницкий и Длугош уже ввели неизвестных перед тем римских классиков, последний в своей истории взял руководителем себе Ливия, Григорий из Санока с огромным успехом излагал древних авторов в университете и называл схоластическую мудрость мечтаниями, появился в Польше известный, бывший в то время в моде, итальянский гуманист, Филипп Каллимах Буонакорси, были брошены вымышленные средневековые формулы, начинали за­ботиться о чистоте и изяществе латинского языка в разговоре и письме, было дано более простора мысли, уже не связанной схоластическими авторитетами, и, что было самым важным обстоятельством, наука распространилась за пределами духов­ного сословия.
Вскоре новое поколение окружает короля. То не была про­стая шляхта, но потомки знаменитых фамилий: Рытвянские, Остророги, первое магнатское поколение в Польше, которое, не вступая в духовное сословие, в итальянских университетах усвоило себе тогдашнюю науку во всем её объеме и стреми­лось воспользоваться ею для блага народа. Гуманисты не при­носили с собой нравственности в обыкновенном значении этого слова: древняя, языческая литература не могла возвысить их в этом отношении, напротив, она создавала в них извест­ную легкость нравов, свободу и отсутствие моральных прин­ципов в выборе средств, легче всего ведших к цели. И однако небольшой избранный круг людей, тесно связанный ме­жду собою общим направлением своего образования, выступив­ший с солидарностью во имя известной идеи, стремившийся с искренним жаром к её осуществлению, являлся великой моральной силой в средневековом обществе, которое уже совер­шенно разложилось в области своих религиозных и полити­ческих принципов. Польские первые светские гуманисты были политиками-правоведами, которые из долгих и утомительных занятий прославленным римским правом выносили новую идею античного государства, возвышенного до величайшей гармонии и могущества на счет общественной свободы, и прежде всего вы­носили сознание необходимости сильной власти государя, беспре­кословных распоряжений его и полной последовательности в образе действий. Подобным людям средневековое государство, основанное на сословных привилегиях, не могло представляться идеалом, им было тесно и душно в узах схоластицизма, который обосновывал автономию сословий, политическая система средних веков, верховная власть папы и императора — была невыносима для них, потому что «над польским королем нет выше никого, кроме Бога», собравшись вокруг короля, они ревностно помогали ему во всем, что имело целью уничто­жение привилегий и возвышение правительственной власти. Один из этих новых людей, Ян Остророг, даже представлял план для новых стремлений в трактате, который заключает в себе целую реформаторскую программу и по силе своей поли­тической мысли составляет собой один из прекраснейших памятников нашей литературы. «Отцы» негодовали на эту мо­лодежь, проникнутую новым духом, выступившую с редкою беззаветностью и сознанием своего превосходства, отзывавшуюся на мысль о необходимости совершенного изменения существовав­ших до тех пор отношений, от направления этой молодежи, неприязненнаго для церкви, приходило в негодование духовенство, против опасных новаторов поднимала крик толпа, и все-таки Казимир Ягеллончик этой именно молодежью замещал должности гродских старост и тем обеспечил себе беспре­кословное исполнение своей воли, других, таких-же, он при­зывал к двору и в свой совет. Весьма любопытно то об­стоятельство, что даже в рядах духовенства король нашел людей новой чеканки, в роде например Яна Грущинского, который, достигнув самых высших церковных должностей, во имя нового принципа отважился вступить в борьбу со всей цер­ковной иерархией.
И для короля дело не обошлось без борьбы. Если один Олесницкий для защиты личного своего положения, которому гро­зила опасность, приготовил Казимиру столь тяжелые испытания, то на сколько же большие перевороты должны были начаться с того момента, когда король отважился напасть на юридиче­ское положение всего можновладческого класса!
Прусская война дала для того непосредственный повод, и по этой причине мы должны признать за ней исключительное положение в истории польского внутреннего развития. Мы уже упоминали, что эта война была ведена при помощи наемных войск, и знаем, что исход её был обусловлен теми миллио­нами гривен, которые Польша сумела выставить против орденской казны. Но откуда же взяться этим деньгам, раз ду­ховенство, могущественные паны и города ограждали себя при­вилегиями, освободившими их от чрезвычайных податей? Вот в это-то время среди молодежи, окружавшей короля, возник новый принцип, что привилегии там, где дело идет об обще­ственном благе, о спасении отечества, не имеют никакого зна­чения, что король в случае крайней необходимости имеет право налагать подати и взыскивать их, имеет право отобрать у каждой личности её имение и даже забирать церковную казну, сосуды и вклады, принадлежащие церкви, и обращать все это в деньги. Это принцип добровольного пожертвования личности ради общественнаго блага, принцип любви к родине, и однако, когда он появился в первый раз, то встретил самое упор­ное сопротивление. Паны заседавшие в королевском совете, вы­ставляли его опасным, революционным шагом, духовенство кричало о нарушении Божеского права и грозило Божьим гне­вом. Но Казимир, видя, что все эти крики и угрозы не попол­няют пустой казны, не отступил перед решительным обра­зом действий, в 1456 г. в Грауденце (Grudziadz) удалил из своего совета сопротивлявшихся аристократов, призвал в него людей молодых, приверженцев новаго принципа, соста­вил роспись податей, опубликовал ее во всех общественных местах под страхом конфискации всего имущества и вверил сбор податей старостам, всегда оказывавшимся надежными. Это произвело магическое действие. Прежние советники возвра­тились и, хотя не без воплей, предпочли уже сами подумать о высоте налога и о способе его доставки по требованию короля.
Никто также не умел лучше энергичного Казимира смирять высокомерие своих вельмож, никто не умел лучше его низ­вести их с присвоенной ими себе роли представителей народа и контролеров короля на скромное положение его советников и чиновников.
Легче было справиться с светскими сановниками, потому что их назначал сам король и знал, кого должен был назна­чить, умел также и постращать грозной речью и лишить долж­ности, а если бы кто-либо из них, подобно гордому каштеляну накельскому Влодку из Домаборжа, попробовал упорно сопро­тивляться, голова его без всякой жалости падала под топором палача. Более трудное дело предстояло относительно духовен­ства, относительно епископов, которых выбирали капитулы, и которым поэтому не нужно было ни страшиться короля, ни добиваться его благосклонности. Переносить это мог Ягелло, но не Казимир Ягеллончик. Раз епископ заседает в королев­ском совете, его должен назначать король, чтобы человек, дурно расположенный или изменник, протершись до епископ­ской кафедры, не наделал бед стране. Так понимал дело король, его канцелярия и придворная партия, предводителем ко­торой был маршалок Ян Рытвянский. Первым шагом со стороны короля к достижению этой цели было оставление ней­тралитета, которого до сих пор держались, и признание в 1447 году папского достоинства за Николаем V, преемником Евгения, вопреки Феликсу V. Польские епископы утрачивали свою независимость, но не могли противиться воле ко­роля и правительства, не смотря на все свое нерасположение и на громкие протесты со стороны краковского университета. Между тем Казимир Ягеллончик в признании папы преследовал свои собственные виды, надеясь при помощи папы завладеть польскими епископами, и поэтому потребовал от Николая V признания за ним права раздавать всякие бенефиции, т.е. цер­ковныя должности, и вместе с тем уступки части десятяннаго сбора и дани св. Петра на нужды страны. Но когда папа только отчасти склонился на эти требования, король обманулся в своей надежде — приобрести законное влияние на польскую церковь, об­ратился к силе. Всякий раз как епископская кафедра делается вакантной, и капитул собирается для выбора, перед ним появляется королевское посольство и приказывает выбрать епи­скопом того, а не другого кандидата. Капитулы повиновались приказам, наконец один из них, краковский, в 1460 году оказывает решительное сопротивление и вместо указаннаго ему Яна Грущинского выбирает Лютка из Бржезя, королевского подканцлера, думая, что король отступится от своего распоряжения ради любезного ему лица. Король понял коварство, и его решительное слово принудило Лютка отказаться от кандидатуры. Между тем папа, пользуясь предоставленным ему правом и не ожидая выбора капитула, назначил епископом третьяго кан­дидата, Якова Сененского, и капитул, довольный, что может отговориться папой, поддерживает Сененского. Дело было пере­несено на съезд, но король поклялся, что он предпочтет по­терять королевство, чем допустить Якова до епископства. Сененский оказывает сопротивление, но Шафранец и Пенёнжек гродские старосты краковский и сандомирский, нападают на Пинчовский замок в котором тот укрепился, секвеструют епи­скопские поместья и отдают их Грущинскому, разгоняют ка­питул и грабят его имущества. Против папского проклятия появляется королевский приказ, грозящий смертной казнью вся­кому, кто осмелится поддерживать Сененского. Перед такою ре­шимостью короля склоняется духовенство, Сененский и папа. С тех пор польские короли сами назначают епископов. Церковная иерархия утратила свою политическую самостоятельность и вследствие этого надежду, что она когда-либо снова захватит в свои руки управление государством.
Изображая историю последних ста лет, мы не пропустили ни одного случая, чтобы не отдать должной похвалы этому уп­равлению церковной иерархии, чтобы хорошие стороны его не выставить в надлежащем свете, однако мы не будем жалеть о нем теперь, потому что дальнейшее его существование было прямо не возможно. Церковная иерархия умела править как сле­дует, но только на чужой счет, вела широкую политику, поль­зуясь королевскими поместьями, которые она отдавала внаймы на покрытие издержек, соединенных с каждым военным предприятием. Однако такой источник доходов должен был исчерпаться, поход под Варну почти что поглотил его остатки. Править Польшей мог теперь только тот, кто умел указать новые источники доходов — общественные подати — кто был го­тов смелым поступком открыть этот источник, задержан­ный привилегиями. Церковная иерархия никоим образом не хо­тела сделать это, предпочитала упустить из своих рук пра­вление государством и устами Олесницкого поднять протест про­тив прусской войны, чтобы только свои громадные имения со­хранить свободными от общественных повинностей. Один из наиболее безупречных людей среди тогдашнего духовенства, Длугош, искренно радуется возвращению прусских земель, но не в состоянии освободиться от узкой точки зрения церковных привилегий и словом и делом борется против обложения на­логом церковных поместий для прусской войны. Однако па­триотические тирады Длугоша не пополнили пустой казны, привилегии церкви должны были рухнуть и уничтожиться в нерав­ной борьбе с нуждами государства, а с этими привилегиями, по неумолимой необходимости, уничтожилась также и та поли­тическая самостоятельность, которою осмелилась злоупотреблять церковная иерархия ради анархических целей.
Уничтожение церковных привилегий повлекло за собой отмену и других, светских привилегий, и было необходимым условием для реформы общественных повинностей, которая занимает собою все правление Казимира Ягеллончика. До сих пор имеется слишком мало источников и исследований, чтобы представить весь ход этой реформы, мы отметим здесь только военное по­становление 1477 года, в котором Казимир Ягеллончик, опре­деляя обязанность военной службы, провел тот принцип, что каждый обладатель поместий, безразлично духовный ли или свет­ский, обладал ли он поместьями по праву наследства или в виде духовной бенефиции — обязан был выставить на войну рыцарский отряд, действительно соответствовавший доходам от его поместий, а города должны были доставлять пехоту.


---

Шуйский, признавая за гуманизмом известные достоинства, однако считает его, с первого момента его появления в Польше, фактом прямо отрицательным, вообще говоря. Гуманизм будто бы произвел в Польше тот упадок религиозного духа и нравственное разложение, о котором пишет Длугош под 1466 г. Отсюда могло бы казаться, что перед возрождением классических наук в Польше и Европе господствовал золотой век для нравственности и религии. Однако польская и всеобщая история прямо противо­речит тому, на каждом шагу доказывая, что средневековая цивилизация, как относительно своего содержания, так равно и формы, уже совершенно разложилась в XV в. и не только в области государственной, но даже и церковной (доказательство тому — соборы) не сумела удовлетворить суще­ственным нуждам человечества. Невозможно также относить слова Длу­гоша под 1466 годом к влиянию гуманизма, раз только, по словам Шуйского, гуманизм в то время проник в Польше только в самые высшие слои общества. Впрочем, можно заметить также и дурные последствия гуманизма, но вообще нужно приветствовать его, как положительный и творческий фак­тор, который после многих переворотов и борьбы привел человечество к настоящему  «возрождению».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.