Реформация. Шляхта терпит поражение в своей борьбе с анархией из-за реформы Речи Посполитой. (1548—1575). Реформация в Польше.

В момент общей слабости, овладевшей обществом и госу­дарством при Сигизмунде Старом, появилось новое историче­ское движение, потрясшее до основания весь народ, вырвавшее его из бездействия, поставившее ему великие и трудные задачи и воодушевившее и толкнувшее его к достижению этих задач. Эту роль сыграла в тогдашней Польше реформация, религиозное движение, для которого давно уже собирались материалы во всей Европе и к вспышке которого подал сигнал Мартин Лютер в Германии (1517 г.).
Мы говорили уже о том сильном религиозном разложении, нравственном и умственном, которое проявилось к концу средних веков, как неизбежное последствие схоластической системы. Великие соборы, Ливанский, Констанцский и Базельский происходившие в течении XV века, доказывают нам, что в рамках этой системы и при помощи её средств не могли быть осуществлены не только дальнейший прогресс человечества, но даже и необходимая реформа церкви. Мы видели затем послед­ствия гуманизма, который принес с собой свободу человеческой мысли, открывал ей новые взгляды, доставлял новые средства, но в то же время, отвращая человечество от христианства, потрясал самые основы его нравственного здоровья, вызывал распущенность мысли и бесплодность действий. Наихудшие про­явления этого средневекового разложения и испорченности есте­ственно представляло учреждение, в котором до тех пор концентрировались высшие культурные задачи человечества, т.е. церковь, а латеранский собор, происходивший в 1512 г. в момент наибольшего расцвета гуманизма, проявил полное свое бессилие в деле реформы.
Только крайние размеры соблазна и зла вызвали естествен­ную и спасительную реакцию, возвращение к христианству, к религии, к Богу. Возвращение к христианству от языческого гуманизма составляет положительную сторону «реформации», понимаемой в самом широком смысле этого слова. Великое религиозное движение старалось на христианской основе исправить то, что издавна испортилось, поднять упавшее и, выделив из гуманизма то, что в нем было прекрасного и хорошего, неразрывно связать это с христианской цивилизацией и восполь­зоваться им для дальнейшего развития. Это движение было об­щим историческим явлением среди обществ, воспитанных в цивилизации римской церкви и затронутых гуманизмом, было стремлением тем более великим, что в конце концов оно достигло своей цели. Оно пробудило угасшее уже религиоз­ное чувство и с ним другие высокие и благородные порывы, вдохнуло в общество энергию воли и действия, возвратило ему здоровье.
Великие исторические задачи разрешались только после дол­гой борьбы и многих ошибок, но без борьбы никогда не бы­вает прогресса, а дорога к истине всего чаще ведет через ошибки. Внутренние междоусобия, нередко разрушительные и кровавые, были проявлением более глубокой мысли, убеждения, возвышавшегося до фанатизма, энергии, доходившей до величайшего самопожертвования и напряжения. Ошибки объяснить легко. Человечество слишком долго ожидало реформы легальной, похо­дящей сверху, и, потеряв терпение, взялось за нее само, взя­лось смело и дерзко. Отдельные народы, области, общины и да­же единичные личности пытались на свой лад исправить цер­ковь, её учение и организацию. Это происходило тем легче, что гуманизм создал полную свободу всех проявлений мысли и чувства. Благодаря этому всеобщему веянию пробудилась однако к новой деятельности и католическая церковь, и легальные её представители уже не заплесневевшим оружием схоластики, но с помощью нового оружия гуманизма и реформами совер­шили на Тридентском соборе великую внутреннюю реформу и разрешили те вопросы, без решения которых христианское общество не могло уже далее успешно развиваться. Эта легаль­ная реформа наступила однако отчасти слишком поздно, так как многие народы и государства, совершивши реформу соб­ственными средствами, не хотели признать легальной и надолго отпали от единства с церковью.
Помимо религиозной и культурной реформация имела и свою политическую сторону. Католическая церковь в средние века была стражем прав и свободы как единичных личностей, так и целых обществ перед своеволием монархов и их гне­тущим перевесом. Церковь постоянно защищала тот прин­цип, что папа, как наместник Христов, получил всю власть на земле непосредственно от Бога. Монархи же получают часть этой власти, т.е. светскую, только из вторых рук, от папы, поэтому церковь всегда и везде занимала первое место в борьбе сословий с государями из-за самоуправления и привилегий. По­тому то теперь протестанты, видя, что сила церкви не сломлена, и сознавая, что сами они не могут с ней сладить, выставили принцип, что каждый государь получает власть непосредственно от Бога, что он может решать в своей стране вопрос о вере подданных (cujns regio, illins religio) и, стремясь к раз­рыву с Римом, ставили королей и князей во главе народных церквей. В этом заключался мудрый расчет, что те, кто издавна желал освободиться от власти Рима и своего духо­венства, не станут теперь сопротивляться искушению решать вопросы веры, что они не замедлят воспользоваться возмож­ностью так легко увеличить свою власть и в силу этого са­мого введут народные церкви, в которых им предоставля­лось первое место. В виду такой опасности и католическая церковь изменила прежнюю свою точку зрения и охотно жертво­вала своими привилегиями и политическим значением, лишь бы государи поддержали ее и охранили от полного поражения. Ре­лигиозное дело выступало на первый план, устраняя на долгое время всякие другие стремления, во всяком народе образовыва­лись две партии: католическая и протестантская, а религиозная рев­ность доходила до такой степени, что всякая партия давала госу­дарю безусловную поддержку и абсолютную власть, лишь бы он за эту цену унизил и сломил противную партию. Начались страш­ные религиозные войны, среди этих войн безвозвратно исчезли привилегии отдельных личностей и общественных классов, и государь, который после кровавой борьбы одерживал победу со своей партией, делался абсолютным владыкой и легко мог употребить свою власть на уничтожение возможного сопротивления собственной партии. Тому, кто решал вопрос о вере народа, никто не смел отказать в праве решения земных дел п за­дач его, никто не мог помешать в построении сильной правительственной власти. Таким образом на дымящихся разва­линах религиозных войн и преследований достраивалась силь­ная администрация нового государства, которая, собрав в сво­их руках все силы народа, обращала их на поддеряхку даль­нейшего всестороннего его развития. Так воспользовались реформацией для образования сильной правительственной власти князья саксонские и бранденбургские, Христиан в Дании, Густав Ваза в Швеции. Генрих VIII и Елизавета в Англии. Точно также послужила реформация для образования сильной прави­тельственной власти тем, которые решительно воспротивились разрыву с Римом и кровью заглушили протестантизм, как Филипп II в Испании, а Фердинанд II в Чехии, Венгрии и Австрии, и не что иное, как смертоносные войны гугенотов укрепили окончательно абсолютизм французских монархов. Такая же задача ожидала реформацию и в Польше.
Издавна соединенная с церковью и цивилизацией Запада, переживавшая все движения, путем которых эта цивилизация шла вперед, Польша не могла остаться чуждой и запереться перед религиозным потрясением, заключавшемся в реформами. Она должна была пройти через него, должна была его пережить и извлечь из него выгоды для дальнейшего своего развития. Иначе она порывала связь с Западом и сближалась или прямо падала в объятия Востока. Вопрос заключался следовательно в том: успеет ли Польша и каким именно образом восполь­зоваться реформацией?
Реформация появилась в правление Сигизмунда Ста­рого вскоре после первой вспышки своей в Германии и нашла благоприятные для себя обстоятельства и в сильной испорчен­ности духовенства, особенно епископов, и в присутствии густого немецкого населения в польской Пруссии и в городах Польши, и в памяти гуситских симпатий, которые еще не задолго перед тем церковная иерархия только с большим трудом успела подавить в шляхетском обществе. Самым же сильным союзником нового движения были споры из-за десятин и из-за церковной юрисдикции, которые уже с XIII в. велись в Польше между шляхтой и духовенством и в которых духовенство не хотело и не умело умерить своих при­тязаний и отступить во время. Всего этого однако недостаточно было для того, чтобы вызвать грозный взрыв или переворот. К концу второго десятилетия XVI века гуманизм не охватил еще и не проник достаточно большинство шляхты и не подго­товил тем самым почвы для реформации. Польское земледельческое, а потому и спокойное, общество, как раньше, так и теперь не оказалось само по себе способным к более глубокому и страстному отношению к политическим, а тем менее рели­гиозным вопросам. Поэтому нужно считать заслугой Сигизмунда Старого, что, решительно выступив против разрозненных реформационных попыток, он охранил страну от беспоряд­ков. Ему впрочем не трудно и досталось уничтожение «нов­шеств», приходивших из за границы, он издал строгие указы (без сейма) против иноверцев, но не нуждался в исполнении их, так как зло не принимало более широких раз­меров. Раз только король употребил суровое наказание, именно в 1525 г. против Гданска, но в этом случае дело было скорее в подавлении социальных и политических замешатель­ству чем религиозных. Только во второй половине царствования Сигизмунда, когда гуманизм уже распространился среди шляхты и пробудил в ней более живое умственное движение, реформация начинает действовать на её воображение. Молодежь, несмотря на запрещения, все чаще и чаще выезжает в заграничные университеты, особенно в немецкие, зараженные протестантским духом, протестантские книги появляются в стране, продаются во дворах краковского университета, разбираются нарасхват, и не прошло нескольких лет, как вся польская шляхта, ме­щанство и даже значительная часть духовенства начали скло­няться к новому направлению.
Однако и теперь не было повода к суровому обузданию но­вого движения, которое проявлялось на поприще убеждений и чувств и за редкими исключениями не переходило в область действий, т.е. насильственного изменения существующих церков­ных учреждений, к тому же это движение во многих отноше­ниях оказывало благотворное влияние, обращало польское обще­ство от гуманистического язычества к христианству, от испор­ченности к исправлению нравственности, от неверия и отсут­ствия принципов к религии и глубоким убеждениям. Оживленное великим и трудным делом, новое поколение поднима­лось из помещичьей апатии и анархии, в какую впало преж­нее поколение при Сигизмунде Старом, соединялось, вступало в союзы для проведения церковной реформы. Большинство шляхты не касалось основ католической веры и опасалось на­рушить их, не пылало немецкой ненавистью к духовенству и желало сохранить прежнюю церковную иерархию в лице еписко­пов, и прежде всего католический обряд, такой поэтический и так живо говоривший её чувствам и воображению. Но это большинство издавна привыкло считать апостольскую столицу чуждой и тяжелой властью, находившеюся в руках итальян­цев, и потому теперь точно так же, как и во времена Сбигнева Олесницкого, желало известной независимости для польской церкви и охотно представляло себе высшей церковной властью в го­сударстве польский церковный собор под председательством короля. Следовательно в польском реформационном движении не было первоначально бурных анархических элементов. Никто не думал о свободе вероисповедания, о терпимости, же­лали и впредь церкви единой, господствующей безусловно, под­держиваемой государством и карающей отступников рукой светской власти. Много рассуждали о догматах веры, так как во время Тридентского собора до окончания его работы не было никого, кто бы не говорил и не думал об этом, но заду­манную реформу в Польше представляли себе совершающуюся только на легальном пути, через посредство польского духовен­ства и правительства, с участием и согласием, насколько это возможно, апостольской столицы. В лоне самой церкви на общем соборе не решился еще вопрос: пойдет ли даль­нейшее её развитие путем автономии народных церквей или же путем церковной централизации, поэтому проявлявшиеся в Польше требования реформы казались не только не противными католической вере, но и легко осуществимыми в пределах католицизма и организации католической церкви. Это религиоз­ное стремление шляхты тем смелее вообще могло развиваться в Польше, что к нему с недвусмысленной благосклонностью относилось и духовенство. Наибольшего сопротивления можно было еще ожидать от епископских капитулов, которые, по­стоянно ссорясь с епископами, искали против них защиты в Риме и потому стремились к увеличению его власти, но низшее духовенство составляло один лагерь со шляхтой, а тогдашние епископы, креатуры Боны, не имевшие никакого духовного призвания, смотрели на народную церковь с точки зрения своих лич­ных выгод. Эта церковь освобождала их из-под тяжелого контроля Рима, вручала им почти самостоятельную власть, обеспечивала доходы, и не должны ли были они поэтому желать её и стремиться к ней? К тому же в руках шляхты находи­лось весьма действительное средство против епископов и тогдашнего духовенства, погрязшего в страшном материализме: отказ в десятинах, одном из важнейших доходов церкви. Шляхта перестанет их платить, старосты перестанут испол­нять церковные приговоры, и так ценой признания и возвраще­ния десятин надеялись склонить к мысли о народной церкви наиболее упорных духовных. Шляхту поддерживало в этом направлении и можновладство, магнаты, как Гурко и Фирлей, Тарновский и Кмита, Радзивиллы и Ходкевичи, частью по убеждению, частью для того, чтобы приобрести себе большую популяр­ность в народе и никаким образом не дать превзойти себя соперничавшим до той поры с ними епископам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.