Первый период борьбы из-за реформы Речи Посполитой. (1548 — 1559 гг).

Но когда весной 1548 г. разнеслась по стране весть о смерти старого короля — шляхту как громом поразила и другая весть, что молодой Сигизмунд уже год назад заключил супружеский союз со своею любовницей, вдовою Гаштольда, женщиной чуд­ной красоты, но не особенно лестной репутации, и что эту Вар­вару Радзивилл он, последний потомок Ягеллонов, решился по смерти отца публично провозгласить в Вильне своей супру­гой и королевой. В одну минуту рухнуло волшебное представле­ние о Сигизмунде, созданное в буйном воображении шляхты. Король, в такую решительную для государства и народа ми­нуту выдвигавший вперед свое личное дело, к тому же такое грязное и оскорбительное для величия королевского сана, король, путем брака на Радзивилл соединявшийся с могущественным аристократическим домом
Литвы, не мог уже быть тем ко­ролем шляхты, который должен был с её помощью уничто­жить губительный перевес вельмож.
Совершенно естественное и понятное негодование возникло во всей стране, и этим негодованием сумели ловко воспользо­ваться паны, враждебные Радзивиллам и опасавшиеся их вос­ходящего могущества. Во главе этих панов стал Петр Кмита, хотя-бы уже по тому одному, что король не ему, но Яну Тарновскому поверил замысел брака и задумал опереться в Польше не на нем, а на гетмане. Кмита тем легче побудил шляхту к оппозиции королю, к громким требованиям уда­лить Варвару, что епископы брались дать развод. Сейм 1548 г. окончился ничем, и Сигзмунд Август, преодолевши крики и настаививши на своем, только почувство­вал отвращение к шляхте. Этого только и хотели паны, а сами они позволили смягчить себя. Льстивое слово короля, по­жалование высшей должности, а более всего щедрая раздача ко­ронных имений проложили Варваре в 1550 году путь к ко­ронации, которую и совершили епископы взамен за подтвержде­ние велюнского эдикта 1424 года. Но, когда Петр Кмита, по­мирившись с королем, приобрел большую его милость и с великой пышностью принимал короля и его супругу в своем замке в Висниче, Тарновский оказался не в состоянии спо­койно смотреть на это. Великий гетман, но в то же время и магнат, выше всего ставящий свое честолюбие, он переходит в оппозицию и стремится показать королю, что он еще лучше Кмиты сумеет взволновать шляхту. Эти раздоры можновладдев имели сверх того и более далекую цель, в стремлении к которой соединялись Радзивиллы, Тарновский и Кмита. Они должны были совершенно уничтожить возможность реформы Речи Посполитой, ожидаемой шляхтой, но опасной для можновладцев, так как она изменяла их политическое положение и чувстви­тельно ослабляла их имущества. Никакой положительной поли­тической программы паны не выставили, но они соединялись в одну большую партию анархии всякий раз, как им грозила реформа и хотя мельчайшее изменение к лучшему существую­щего строя Речи Посполитой. К счастью шляхта, наученная долголетним опытом, в деле Варвары возбужденная панами и потом оставленная ими, наконец прозрела, увидела, к чему ведут ее можновладцы, и с негодованием отстранилась от них.
Памятным стал сейм 1550 года. Послы выступили на нем, рассчитывая исключительно на собственные свои силы, предали забвению дело брака короля на Варваре, прекратили бесплодные жалобы и крики и сами поставили программу вну­тренней реформы Речи Посполитой под лозунгом «исполнения законов» («ехеkucyi рraw»). Это слово наилучшим образом характеризовало путь, избранный шляхтой. Она справедливо рассудила, что в хороших законах у Польши нет недостатка, так как важнейшие из них постановлены уже при Альбрехте, Александре и Сигизмунде Старом, но эти законы, относи­тельно коронных имений, податей, войска, унии и чиновников, до сих пор не могли быть осуществлены благодаря сопротивлению вельмож. Сигизмунд Август, присягнувший при коро­нации, что будет уважать и пополнять существующие законы, должен и может из всего множества законов выбрать те, которые должны быть обязательными, обязан окончательно вы­яснить возможные сомнения и противоречия в этих законах в затем с полной решительностью ввести их в жизнь.
Действительно ли сеймовые послы обладали полным созна­нием той цели, к которой они, казалось, стремились, т.е. уси­ления королевской власти, действительно ли шляхта готова была нести большие, но неизбежные для достижения этой цели жертвы? Этого сомнения и вопроса мы не можем исключить. Несомнен­ным остается однако, что выступление шляхты значительно об­легчало королю образование сильного правительства, что перед королем становился сам народ - шляхта и, указывая ему на обязательные, но поруганные анархией законы, взывал к нему: восстанови их и выполняй, правь и приказывай!
Что же делает Август? Наружность часто сильно обманы­вает. Сигизмунд Август превышал своего отца неоспори­мым талантом. На место благородной, но добродушной откро­венности Сигизмунда Старого он наследовал от матери италь­янскую страстность и скрытность. Никто лучше него не знал людей, с которыми он имел дело, никто не умел лучше воспользоваться ими для своих целей, никто так мало не за­думывался над средствами, ведущими к цели. К сожалению, король умел с несравненным мастерством играть только на грязных, фальшивых струнах человеческого сердца, но ни­когда не мог воспользоваться чистыми, благородными струнами, не мог пробудить их из временного оцепенения, как будто бы сомневался в их существовании. Его искусство управления, пригодное для основания великолепного двора в каком-нибудь маленьком княжестве, не могло быть применено в огромной Речи Посполитой. Королевский двор никогда не мог здесь по­глотить великого народа и государства. Мелкие интриги, уловки и увертки теряли все свое значение в виду громадных рели­гиозных, общественных и политических задач. Решить такие задачи мог только человек с широким взглядом, с возвы­шенным честолюбием, умеющий воодушевить массы и энерги­чно вести их к намеченной цели, обладающий той нравствен­ной силой, тем умственным могуществом, которые возбужда­ют и влекут к великим целям. Этой то нравственной силы и не хватало прежде всего Августу, и его ответственность перед историей увеличивает только то обстоятельство, что он знал, чего нужно стране, предсказывал её упадок, но никогда не мог решительно действовать благодаря слабости своей душл. Он, кого брак с Варварой поставил в зависимость от ми­лости и немилости панов, кем по очереди управляли Кмита, Тарновский и возвышавшийся над ними обоими Николай Черный Радзивилл, не сумел сразу вполне оценить шляхетскую про­грамму, не дал себе отчета в том, что он легко может употребить польскую шляхту для образования абсолютной власти, поверил наговорам панов и считал всю посольскую избу воз­мутителями и своими врагами. Паны советовали ему обратиться к массе шляхты и открыто обвинить перед ней сеймовых послов. Они думали, что путем своего влияния они возстано­вят против последних сеймики и бесповоротно уничтожат выставленную послами программу.
Для сеймовых послов приближалась тяжелая минута. Пред­стояло решение вопроса, будет ли править страной сейм, со­ставленный из послов, людей самостоятельных и образован­ных, или же толпы шляхты на сеймиках, всегда доступные влиянию можновладцев. Последние и теперь доставили не мало хлопот послам, возвращающимся на сейм, но наученные ими, в чем дело, восстановленные против панов во имя шля­хетского равенства, увлеченные смелыми, красноречивыми ре­чами своих послов, они снова передали им неограниченное полномочие и торжественно подтвердили выставленную послами программу реформы Речи Посполитой, как программу всего народа. Сеймовые послы приобрели полный перевес над сеймиками, из которых они вышли, и, тесно соединившись между собою, встали перед королем и сенатом с неизвестным до тех пор авторитетом. Двое знаменитых ученых развили про­грамму шляхты в обширных сочинениях. Яков Пржилуский, юрист, написал проект кодекса (1553 г.), в котором изло­жил новое общественное и политическое устройство и подробно мотивировал его. Андрей Фрыч Модржевский, моралист и по­литик, охватил его с двух других сторон в сочинении о реформе Речи Посполитой (1551 и 1555 гг.) и, пополнив его во многих отношениях, особенно указывал на необходимость улучшений в судьбе сельского люда. Теперь нельзя уже было игнорировать программы реформы Речи Посполитой, обоснованной наукой и принятой всей шляхтой, нельзя было дольше трактовать, как возмутителей, таких послов, как Николай Сениицкий, Иероним Оссолпнский, Рафаил Лещинский, которые, отвращая сейм я шляхту от всяких насильственных шагов, упорно стоя за короля, надеялись своею стойкостью и последовательностью лучше расположить его к себе и наконец склонить на свою сторону. Однако эта тактика не оказала никакого влияния на Сигизмунда Августа. Август признал, что реформа Речи Посполитой нужна и необходима, но решительно заявил, что сам он не при­знает за собой права выбирать и обяснять те законы, кото­рые надлежало выполнить, и потому пусть сам сейм займется этим делом, соберет и объяснит законы, и тогда можно бу­дет приступить к их выполнению. Об унии, которой враж­дебны были Радзивилы, король не хотел и слышать, в деле реформы воспитания сохранял возмутительное равнодушие. В религиозном деле никто не мог отгадать его действительных намерений. Шляхта переходила в другие вероисповедания, за­держивала следующие церкви десятины, сопротивлялась исполне­нию церковных приговоров. Епископы, в значительной части склонявшиеся на сторону реформации в том предположении, что и король выскажется за нее, думали только о том, чтобы в старой или новой церкви им не утратить своего места и сво­их доходов, и в 1551 г. прекратили свое судопроизводство, чтобы не раздражать шляхты против себя, пока не выяснится больше дело веры. Со всех сторон убеждали короля взять решение этого дела в свои руки. Август начал переговоры о народной церкви с Римом и, получивши отрицательный от­вет, прекратил дальнейшие попытки, но с году на год ма­нил шляхту обещанием созвать народный собор. Самое испол­нение законов перешло на поприще долгих парламентских рассуждений, с которого его с самаго начала старались столк­нуть послы, и всякий раз, как после долгих переговоров между посольской избой и сенатом дело доходило до окончательных заключений и король должен был решить их, всякий раз даже, когда нужно было утвердить согласные заключения сената и посольской избы, Сигизмунд Август откладывал дело до завтра и постепенно совсем заглушал его. Таким образом король, прозванный «завтрашником» («dojutrkiem») совершенно уничтожил десятилетнюю работу сеймов и самые благородные усилия народа. Комедия, которую он разыгрывал с сеймами, имела только ту цель, чтобы не раздражить их и склонить к установлению податей. Подати были нужны, так как паны до конца разобрали королевские имения, а Бона, давно уже поссорившаяся с сыном, которым не могла руководить, в 1556 г. уехала из Польши со своими сокровищами, и Август, нерассудителыю отпустивши ее, увидел себя без всяких доходов.
Это была решительная минута для шляхты в смысле воору­женного насильственного выступления, в смысле поддержки этим путем программы, которая не могла быть осуществлена путем легальным. Во всей стране говорили о вооруженной конфедера­ции, но ограничились рассуждениями и криками. В земледельче­ском народе, который, сам владея обширной страной, еще беспрестанно тратил свои силы на колонизацию и цивилизацию громадных пространств востока, убеждения еще не обострились, страсти не разгорелись до такой степени, чтобы он мог во имя своих принципов прибегнуть к насильственным мерам и выставить на произвол судьбы свое домашнее спокойствие и земледельческую лень.
Дойдя до конца первого периода правления Сигизмунда Авгу­ста и желая окончательно оценить его поведение, мы должны предварительно поставить еще один вопрос: разве король, ми­нуя все выгоды союза со шляхтой, теперь уже политически зрелой, не имел перед собой другого пути, кроме того, каким он пошел? Несомненно имел. История других народов учит, что короли достигали главной цели, организации сильного правительства и уничтожения анархии, также и путем решительного и стойкого сопротивления протестантизму. Сигизмунд Август мог воспользоваться пробужденным реформацией религиозным движением в интересах католичества, а вместе с тем и государства. Он мог сделать это из глу­бокого католического убеждения, а так как такового он не имел, то, по крайней мере, из политических видов. Высту­пив сразу и решительно против всякой самовольной реформы церкви, высказавшись со всем авторитетом своей власти за Рим, король отнимал у идеи народной церкви всякую надежду на успех и тем самым лишал ее значительного количества сторонников. Духовенство, хотя и очень испорченное, ради со­хранения своего положения должно было стать за короля, более здоровые его элементы сделали бы это и по убеждению, а влия­ние апостольской столицы посредством первого нунция докон­чило бы остальное. Большинство светского общества, всегда ко­леблющееся и неуверенное, перешло бы на сторону короля и ду­ховенства и дало бы ему в руки власть для подавления упор­ного меньшинства, точно так же как это делала победоносная реформация для разрыва с Римом. Без борьбы, без репрес­сивных мер дело не обошлось бы, конечно, как не обходи­лось оно без этого во всех других государствах, в Польше же, благодаря мягкому характеру народа, эти меры не приняли бы даже особенно широких размеров, как не приняли оне их пред вступлением на трон Сигизмунда Августа. Так или иначе нужно было извлечь выгоду из великого исторического движения, реформами, для блага народа и государства.
Но ничего этого не сделал Сигизмунд Август. Он не пошел с Римом точно так же, как не пошел с народной церковью. Для первого он издавал эдикты без исполнения, в интересах второй отправлял посольства в Рим. Шляхту он оттолкнул окончательно, но, охотно поддерживая отношения с иноверцами, принимая вид сторонника реформами, сурово обращаясь с нунцием Липпоманом (1555 г.), он самым активным образом помогал усилению реформами, поставил духовенство в самое фальшивое положение и собирал бурю, которой не хотел или не умел успокоить.
В Поморье распространилось лютеранство и, создавши себе главный центр при дворе прусского герцога Альбрехта, забро­сило свои сети в великую Польшу. Но это вероисповедание, специально немецкое, не пробуждало к себе симпатий в польских умах, которым гораздо более нравился кальвинизм, Кальвинисты соединились с бежавшими из Чехии моравскими братьями и в 1556 г. пригласили в Польшу прославившегося уже за границей реформатора, Яна Лаского (племянника примаса). Дружелюбно принятый Сигиизмундом Августом, Лаский энерги­чно старался привести все протестантские секты к единению, выработать одно исповедание веры и таким образом облегчить задачу короля, от которого ожидали, что он скоро возьмет реформу церкви в свои руки. Тем временем занимали като­лические церкви, обращая их в протестантские соборы, осно­вывали школы с ярким протестантским направлением, и вся эта реформа происходила под защитой имени короля. Народ терял единство своей религии и церкви, а государство не полу­чало от этого никакой выгоды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.