Сбигнев Олесницкий руководит польской политикой в церковном направлении. (1423 — 1454 гг). Гуситское движение в Польше. Первое выступление Олесницкого.

Масса польского народа несомненно вовсе неблагосклонно от­носилась к церковной иерархии. Эта масса с завистью смотрела на те немногочисленные личности, которые под покровительством своих родственников откармливались на хлебе духо­венства, громко роптала на вольности, на основании которых духовенство выгораживало себя от исполнения общественных обязанностей, негодовала и протестовала против чрезмерных поборов в форме церковной десятины, против вмешательства духовных судов в светские дела, против
ябеднического и убыточного в материальном отношении вызова шляхты на пап­ский суд, чем более беднела эта масса, тем с большею за­вистью смотрела она на громадные богатства духовенства, на­конец, она не могла понять церковной политики, которая не раз переходила за пределы узко-народных интересов. Однако оппозиция могла проявиться только со стороны политически зре­лого можновладства, и действительно оттуда и вышла. Нашлись люди. сначала очень незначительная горсть, потом все более и более многочисленные партии, которые открыто порвали связь с политикой церкви, выступили против её перевеса и космополи­тического направления и, имея на своей стороне мнение низших слоев народа, старались выставить программу более народной, как им казалось, политики и взять правление в свои руки. Такая положительная программа была нелегкой вещью, потому что при двух великих задачах, соединении с Литвой и борьбе с орденом, которые захватила себе церковная иерархия, можно ли было бы выдумать что-нибудь новое. Итак, следовало ожи­дать удобного случая, который представился только лишь благо­даря новому историческому и религиозному движению, вышедшему из Чехии и потрясшему всю Европу — гуситству.
Блеск Польши, её соединение с Литвой, её грюнвальденский триумф тем чувствительнее заставили чешский народ ощутить тяготевшее над ним немецкое господство. Поэтому в Чехии готовилась борьба славянства против онемечивания, и эта борьба вспыхнула тем сильнее, что к ней примешался религиозный элемент вместе с национальным. Это были времена печального раздвоения в лоне католической церкви: двое пап, один в Риме, другой в Авиньоне, уже с 1378 г. осыпали друг друга взаимными проклятиями, духовенство, предавшись политическим делам, забывало о своих церковных обязанностях, алчность к богатствам побуждало его к лихоимствам и зло­употреблениям. Более рассудительные люди с трепетом смо­трели на это, во всей церкви слышались требования реформы, состоялся всеобщий собор в Пизе, но без всяких результа­тов, был обявлен Констанцский собор. Более нетерпеливые головы не хотели однако ожидать постановлений собора, не веря в их действительность, они начали самовольно провозглашать реформу и мыслью о ней разжигать умы толпы. Сильнее всего раздался такой голос в процветавшем тогда пражском уни­верситете из уст Яна Гуса, а когда Гус, обличенный на со­боре в ереси, защищая свои положения, умер на костре, восстала вся Чехия и в неудержимом порыве снесла вместе с своей церковной иерархией и все влияние немецкой империи, под­держивавшей эту иерархию. Под лозунгом гуситства чешский народ одержал самые блестящие триумфы над угнетавшим его до сих пор немецким миром, высоко поднял знамя сла­вянской независимости, а не имея отечественной династии, кому другому должей был он предложить трон, как не победи­телю при Грюнвальдене, Ягелле? Под покровом его могуще­ства должны были улечься разъяренные страсти чешского на­рода, закончиться новая организация, и два братских народа в самом сердце Европы должы были соединиться в одно славян­ское государство.
Слишком важна была эта мысль, слишком увлекательны перспективы, чтобы они не могли найти доступа к чувству и мысли поляков. Сознание близкого родства с чехами живо сохранилось в народной памяти, чешский язык был еще так близок к польскому, что польский народ совершенно понимал чешских проповедников. Ненависть к немцам объединяла лучше, чем что-либо другое, оба народа, а на полях Грюнвальдена чешская кровь лилась вместе с польской. Гуситство делало устрашающие успехи в рядах низшего духовенства и между рыцарством, за него ухватились наконец некоторые польские паны, не расположенные к церковной иерархии, и под лозунгом соединения Чехии с Польшей организовали особую партию, все яснее и яснее выказывавшую свою приязнь гуситам.
Польская церковь очутилась в трудном положении, но если она могла поколебаться и выбрать нерешительный образ действий, то не поколебался ни на минуту, не отступил от про­граммы ни на один шаг новый вождь всей церковной партии, Сбигнев Олесницкий. Ягелло, будучи обязан ему своим спа­сением в грюнвальденской битве, сделал его своим секрета­рем и открыл ему дорогу к почестям. Но честолюбие моло­дого секретаря простиралось дальше самых почестей, он по­мышлял только о том, как бы уничтожить влияние Витовта, управлять Польшей и завладеть Ягеллой. Достигнуть этой цели он мог лишь в том случае, если ему удастся стать един­ственным представителем церкви в Польше, если он поста­вит интересы церкви выше интересов государства и, захватив власть во имя этого высшего могущества, потребует покорности от панов, князей и от самого короля. Такое смелое предприя­тие сокрушило бы каждого человека, не имеющаго той неумолимой последовательности и беззаветности, того дара господствовать над людскими помыслами, каким обладал сам Олесницкий. Он нисколько не побоялся отвратить от себя Ягеллу, реши­тельно выступив за перевес церкви, он знал честолюбивое, а в сущности бесхарактерное настроение короля, знал, что тот будет владеть им, кто лучше и решительнее будет импони­ровать ему. А что могло лучше импонировать Ягелле, как не могущество церкви? Он будет ненавидеть его, будет жало­ваться и сетовать, но будет бояться и слушаться. Среди тяже­лой борьбы уничтожил Олесницкий намерения противного лагеря и, войдя в 1423 г., как краковский епископ, в ближайший круг короля, уже не упускал польской политики пз-под сво­его влияния.
Велика несомненно была идея соединения Чехии с Польшей, но какие же жертвы должно было принести ей! Переходя на сто­рону гуситов, Польша в один момент тратила свое важное по­ложение в католическом мире, затемняла блеск, который покры­вал ее на Константном соборе, благодаря её епископам, ли­шалась самой надежной обороны против Тевтонского ордена. Исполняя доселе апостольскую миссию на Литве, указывая на её результаты, деятельно возвышая голос в вопросе о легаль­ной реформе церкви, Польша морально губила орден, лишала его помощи со стороны христианского мира и обрекала на ме­дленную смерть. Между тем, заподозренная в гуситской ереси, она обратила бы на себя крестовые походы Запада и помогла бы возродиться ордену, сокрушенному, но не в конец еще по­бежденному. Далее, мешаясь в чешские дела, разве не должна была бы Польша отвратить свое внимание от Литвы, только что обращенной и находившейся в слабой связи с Польшей? Разве могла бы она с успехом обуздывать стремления Витовта к полной самостоятельности, становившиеся все более и более ясными? Польская церковная иерархия отлично чувствовала это и имела в этом обстоятельстве второй важный повод к от­странению себя от гуситского вопроса. Однако оба эти повода не могли окончательно решить дело. Сознавая свою силу, Польша могла не страшиться войск всей Европы и вместе с тем не выпускать литовского вопроса из своих рук. А соединению с чешскими гуситами не подрывало ли собственно той силы, на которую опиралось польское правительство? Разве гуситское движение не сообщилось бы Польше и не обратилось бы против церковной иерархии? Польша не имела достаточно силы, чтобы одолеть страшные общественныя смуты, ареной которых была несчастная Чехия, потому что среди польского народа существо­вали те-же самые разрушительные элементы, открыто благоприятствовавшие гуситскому движению и ожидавшие только сигнала. Между тем, пусть пройдет в Чехии момент первого возбу­ждения, пусть улягутся страсти, исчезнут крайние партии — и тогда, в момент всеобщего утомления, возвращения к мирному труду и необходимых сделок с Римом настанет время, когда Польша, сильная и сохраненная, с успехом выполнит свою роль. Ведь и в то время элементы порядка в Чехии должны опереться на консервативную и родственную Польшу.
Вот те важные и благоразумные причины, которые удер­жали польскую иерархию от того, чтобы принять к сердцу гуситское дело.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.