Победа можновладства во время бескоролевья (1382—1386 гг).

Назначение Марии или скорее её мужа на польский престол заключало в себе очень глубокую политическую идею, потому что оно соединяло Польшу с Бранденбургом, в котором поль­ский элемент не совсем еще уничтожился, открывало виды на запад и угрожало Тевтонам. Но венгры неожиданно расстроили эти планы, призывая на свой трон не младшую дочь Людовика, Ядвигу, как это было решено, а именно старшую, Марию. А дальнейшее соединение польской короны с венгерской не могло улыбаться полякам, ведь оно недавно, при Людовике, было соединено с такою невыгодой для них. Поэтому тотчас же, в 1382 г. великопольская шляхта составила в Серадзи конфе­дерацию, в которой поставила
обязательным, чтобы дочь Лю­довика, которая вместе с мужем получит польский престол, имела постоянную резиденцию в стране. Между тем, вслед­ствие отсутствия какого бы то ни было правления, порвались всякие отношения, закипела междоусобная война, которая велась враждебными друг другу родами Налэнчей и Гржималитов, эти последние шли за Бранденбургом. Шляхетская партия, нашедшея себя предводителя в лице самого архиепископа Бодзанты, получила перевес, выставила кандидатуру популярного в на­роде Земовита мазовецкого и в 1383 году созвала всеобщее собра­ние в Серадзи, чтобы провести эту кандидатуру.
Но не бездействовали между тем малопольские паны. Они хорошо знали, что допущение Земовита к трону было бы по­бедою шляхты, уничтожающею на долгое время их перевес. Поэтому они воспротивились Земовиту и напомнили народу о торжественном договоре, заключенном с Людовиком в Кошицах в 1374 г. Только одна из венгерских королевн могла быть законной польской королевой. Упорно настаивать на Марии и Сигизмунде было бы безрассудством — они вполне убедились в том, да кроме того, великопольская политика, толкавшая Польшу на запад, никогда не имела в них сторонников. И так, они принудили мать королевн Елизавету отправить по­сольство на серадзский съезд, и это посольство, освобождая поляков от подчинения Марии, объявило им о близком при­бытии её младшей сестры, Ядвиги. Не смотря на крики, поднятые за Земовита, Ясько из Тенчина, каштелян войницкий, склонил собрание твердо стоять на данном Людовику слове и терпеливо ожидать приезда Ядвиги. Из-за опасений Елизаветы этот приезд затянулся вплоть до осени 1384 г. Еще в тече­нии целого года Польша была подвержена страшным междо­усобиям, среди которых Сигизмунд бранденбургский и Земо­вит мазовецкий пытались вооруженной рукой добиться успеха, произошел еще один бурный сезд в Радомске, пока нако­нец приезд Ядвиги и её торжественная коронация в Кракове не положили предела страшным смутам.
Малопольские паны одержали славную победу. Им помогало право, на которое они ссылались, помогало то необычайное по­стоянство, какое они умели выказать в осуществлении своего плана. Чтобы однако обеспечить себе постоянный перевес в народе и воспользоваться плодами своей победы, им нужно было выказать еще высший политический такт в выборе мужа для юной Ядвиги. В исполнении этого были неизмеримые трудности. По обычаю, практиковавшемуся очень часто в средних ве­ках, король Людовик выдал Ядвигу, когда она была еще ребенком, за мало чем превосходившего ее по возрасту Виль­гельма, сына Леопольда, герцога австрийского. Дети заключили между собою формальный церковный брак. Он принимал дей­ствительное значение с той минуты, когда Ядвига и Вильгельм, став взрослыми и вступив в супружескую жизнь, тем са­мым закрепили этот брак. Увидав Ядвигу на троне, Виль­гельм приехал в Краков, своею мужественною прелестью по­корил её юное сердце при первом же взгляде и, пользуясь временной неосмотрительностью панов, жил вместе с нею в замке, как законный супруг.
Этот день был торжественно отпразднован в Кракове, потому что Краков, как немецкий город, был рад видеть на польском троне немецкого князя, среди общего веселья освобождены были даже узники, заключенные в ратуше, и о том было записано в актах. Поздно спохватились польские паны, но для людей ХIV века никогда не было не во-время. Краков­ский каштелян, Добеслав из Курозвенк, не обращая внима­ния на то, действителен или недействителен заключенный между Ядвигою и Вильгельмом брак, силой вырывает его из обятий Ядвиги и принуждает удалиться из краковского замка. Ядвига, в припадке отчаяния, пытается топором пробить себе дорогу к мужу, Димитрий из Горая отклоняет ее от того убежде­нием, за которым скрывалась сила. Плененная таким обра­зом и заботливо сторожившаяся в Кракове, Ядвига пала тра­гической жертвой высшей цели, для которой готовили ее духовные и светские паны.
Этою целью была женитьба на Ядвиге - Ягеллы, великого князя литовского, присоединение и обращение языческой еще Литвы и борьба с Тевтонским орденом. Ученики Казимира Великого не могли поступить иначе, не могли сделаться неверными той за­даче, которую великий король оставил им в наследство. Не удалась одна попытка, не пришлось в Венгрии найти союзницу для борьбы со смертельным врагом — они принялись за другую попытку, искали союзницу в Литве. Сверх того, не было без­различным для польских панов и то обстоятельство, что по смерти Казимира Великого литовцы захватили Владимир и ок­рестные города, бросая жадные взгляды и на остальную Червон­ную Русь. Призвание Ягеллы и присоединение Литвы устранило эти опасения и без борьбы открывало Польше обширные земли южной Руси, куда малопольские паны издавна стремились напра­вить всю деятельность государства и общества. По соглашению с польскими панами, Ягелло отправил послов просить руки Ядвиги, и большой съезд панов в Кракове принял это пред­ложение. Ягелло, получивши ответ, вместе с остальными ли­товскими князьями издал в Креве 14 сентября 1385 года торже­ственный документ, которым обязался принять со всем наро­дом христианскую веру, соединить Литву с Польшей и всту­пить в борьбу ради возвращения земель, потерянных Польшей.
Ядвига, чувствуя отвращение к дикому Ягелле, умоляла о помощи мать, но Елизавета отстранилась от всего, Ядвига обра­тилась к апостольскому престолу, но церковь расторгла её брак с Вильгельмом. Когда и эта последняя надежда обманула Яд­вигу, она должна была подчиниться необходимости, 15 февраля 1386 г. совершилось крещение Ягеллы с братьями, 18 февраля женитьба на Ядвиге и 4 марта торжественная коронация в Кракове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.