Правление панов от имени короля венгерского Людовика (1370—1382 гг).

По смерти Казимира в 1370 году Людовик без препятствий получил власть над Польшей, но не осуществил возлагавшихся на него надежд. Вместо того, чтобы стать во главе на­рода и в соединении с Венгрией сокрушить Тевтонский орден, Людовик занимался главным образом венгерскими делами и обходясь с Польшей как вотчим, считал ее лишь богатой кладовой, которая должна была увеличивать его богатства и зна­чение в Европе. Управление Червонною
Русью, которую он стремился обособить от Польши, он сначала (в 1372 г.) от­дал своему верному стороннику Владиславу, князю опольскому, переведши его позже в Куявию, он сам занял Русь венгер­скими войсками и захватил ее в пользу Венгрии. Это было вопиющим вероломством. Раздражен был народ, и прежде всего шляхта, издавна неблагосклонно относившаяся к Людовику, начались смуты. Но Людовик оперся на можновладство. Поста­вив регентшей в Кракове мать свою Елизавету (дочь Влади­слава Локотка), он отстраняет старинных советников Кази­мира, как то: Янка из Чарнкова, подкандлера, Януша Суховолка и многих иных и собирает около регентши свою соб­ственную партию, в которой выдавались паны Порап из Курозвенк, Добеслав, воевода краковский, и сын его Завиша, подканцлер, а с 1380 г., благодаря влиянию Людовика, епи­скоп краковский, далее паны Топорчики: Отто из Пильцы, генерал-староста великопольский, и Сендзивой из Шубина, вое­вода калишский, позже, по смерти Яська Кмиты, староста кра­ковский, наконец, паны Гржималиты: Януш, архиепископ гроз­ненский, Домарат, каштелян познанский, Петраш из Мала­хова, староста куявский. Росла ненависть шляхты, преимуще­ственно великопольской, во главе которой стали Налэнчи, был вызван (в 1373 и 1375 гг.) Владислав Белый из Дижонского монастыря, и в Куявии вступили в борьбу ради его за­щиты, на улицах Кракова совершались избиения венгров, Литва проникала смелыми набегами в глубь страны, но могуществен­ные малопольские паны, держа правление в своих руках, из­влекали из этого большую пользу для себя и составляли себе громадные состояния.
Снова начались переговоры с королем Людовиком. Людо­вик, не имея сыновей, желал передать польский трон одной из своих дочерей. Это предположение было в высшей степени противно рыцарскому настроению поляков, которые даже в частных поместьях не допускали женщин до наследства, и все-таки польские паны согласились на это в 1373 и 1374 гг. в Кошицах, король дал им достопамятную привилегию, на основании которой точно определялось отношение правитель­ственной власти к шляхетскому сословию. Подтверждая за шлях­той все её, существовавшие до этого права и вольности, и особенно самоуправление земель, король освободил ее от податей и по­винностей за исключением:
1) ежегодной уплаты двух грошей с каждаго лана, называвшейся поплужным (poradlne);
2) воен­ной службы для отражения неприятельских нашествий, причем эта служба отправлялась шляхтой на собственный счет;
3) ис­правления замков. От духовенства король потребовал сначала по шести грошей с лана и по корцу ржи и овса, но позже, в 1381 г. согласился на то, чтобы белое духовенство платило еже­годно по два гроша с лана, а в случае войны — потребован­ный побор, монашество же — по четыре гроша, корец жита и овса.
Новые привилегии для той же самой цели были получены и городами в 1375 г.
Чем более, однако, вследствие этих привилегий вырабаты­валось и росло самоуправление отдельных сословий, тем более требовалось у кормила правления могучая рука. Между тем Людовик постоянно жил в Венгрии, и поэтому споры за власть доходили в Польше до ужасающих размеров. Им нисколько не был положен конец в 1381 г. назначением трех наместников в лице Завиши и Добеслава Курозвенцких и Сендзивоя из Шубина. Каждое замещение вакантной должности служило причиной смут, всякий поступал по своему произволу и начинал усобицу с ближайшим соседом, Бартош из Одолянова, из рода Налэнчей, вел борьбу за свое староство, литвины нападали на восточные поветы, наконец князь мазовецкий Земовит занял Лович, и всюду настали страшные смуты.
Видя это, Людовик, еще при жизни, решил отдать Польшу своей старшей дочери Марии и её мужу Сигизмунду, маркграфу бранденбургскому, сыну императора Карла IV люксембургского,
и действительно отправил их в Польшу, как в 1382 г. его постигла внезапно смерть.

---

Людовик венгерский родился в 1326 г. от Карла Роберта анжуйского, короля Венгрии, и Елизаветы, дочери Владислава Локотка. От жены Елизаветы, княжны боснянской, племянницы Владислава Белjго, князя гневковского, имел трех дочерей:
1) Екатерину (1374),
2) Марию, жену Сигизмунда Люксембургского,
3) Ядвигу, род. в 1371 г., вышедшую замуж за Ягелло в 1386 и скончавшуюся в 1399 г,


Привилегии 1355 и 1374 годов служат ясным подтверждением тех отношений, которые уже выработались предварительно между королем я сословием земян. Однако не они создали это отношение, не они только те­перь уничтожили патриархальную королевскую власть над земянским со­словием. Между тем многие историки до сих пор думают, что княжеское право оставалось в принципе неповрежден­ным вплоть до 1374 г., и принимают кошицкую привилегию за акт, в котором новое договорное отношение между народом и верховной властью имеет свое начало и источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.