Уже в начале ХIII века обнаружилось сильное движение в монгольских ордах, кочевавших в Средней Азии. Все эти орды соединил под своею властью Чингисхан и решил завоевать весь мир с своими бесчисленными полчищами. Уже в 1224 году Русь под начальством князя Мстислава потерпела страшное поражение в битве на Калке, которая уничтожила её самостоятельность и подвергла ее вековому монгольскому игу. В 1237 году все мелкие русские князья после непродолжительного сопротивления подчинились преемнику Чингисхана, Батухану (Батыю), и монгольская орда устремилась на Венгрию тремя путями, из которых один шел через
Польшу. Польша, ослабленная разделением, не могла противостоять ей. Рыцарство малопольское защищало каждую пядь своей земли с отчаянной храбростью. После двух менее значительных поражений, оно собралось еще раз, и в битве под Хмельником погибло почти все геройской смертью за веру и отечество. Татарские орды, сжегшие Сандомир, Краков и Вроцлав, задержались только под Легницей, где их поджидал князь Генрих Благочестивый с собранным со всех сторон войском. Татары одержали победу, и хотя главные силы их направились на Моравию и Венгрию, тем не менее память о поражении при Легнице и близкое соседство с татарами на Руси внушали еще долгое время польскому населению страх при мысли о новом нашествии, которому никто не в состоянии дать отпор, от которого спастись можно только бегством. Одни укрывались в княжеских «гродах» и укрепленных монастырях, но под влиянием паники сдавались, часто не пытаясь защищаться, другие бежали в недоступные леса и болота, но и там их выслеживали отдельные татарские отряды. И тех и других ожидала смерть или еще хуже — неволя («яссыр»). К счастью, дальнейшие нападения татар были слабее и не простирались дальше Малой Польши.
Папы провозглашали крестовые походы на помощь Польше и христианству, но Европа, занятая своими внутренними раздорами, больше думала об них, чем о защите религии и цивилизации. Геройская Польша защитила ее своей грудью, выдерживая самые страшные погромы, она не уступила ни шагу, не продалась врагам ради собственного спокойствия, не увеличила собой их полчищ. Никогда Польша не заслуживала более название оплота христианства, как именно тогда, когда, после вековой борьбы с поморскими и прусскими язычниками, она выкопала на своей земле могилу монгольской силе. Но эта высокая миссия пагубно влияла на внутреннее развитие её. Весь Запад во время крестовых походов и в Испании боролся с магометанским миром, который в деле хозяйства, образованности и внешнего лоска стоял во многих отношениях выше его, поэтому из этой борьбы он выносил поучительные примеры и средства для собственного развития. Польша, напротив, в то же время принуждена была бороться с варварами в полном смысле, от которых нельзя было ничему научиться; оставленные Западом, мы должны были смотреть беспомощно, как эти варвары уничтожат и плоды польской вековой деятельности.
Польшу. Польша, ослабленная разделением, не могла противостоять ей. Рыцарство малопольское защищало каждую пядь своей земли с отчаянной храбростью. После двух менее значительных поражений, оно собралось еще раз, и в битве под Хмельником погибло почти все геройской смертью за веру и отечество. Татарские орды, сжегшие Сандомир, Краков и Вроцлав, задержались только под Легницей, где их поджидал князь Генрих Благочестивый с собранным со всех сторон войском. Татары одержали победу, и хотя главные силы их направились на Моравию и Венгрию, тем не менее память о поражении при Легнице и близкое соседство с татарами на Руси внушали еще долгое время польскому населению страх при мысли о новом нашествии, которому никто не в состоянии дать отпор, от которого спастись можно только бегством. Одни укрывались в княжеских «гродах» и укрепленных монастырях, но под влиянием паники сдавались, часто не пытаясь защищаться, другие бежали в недоступные леса и болота, но и там их выслеживали отдельные татарские отряды. И тех и других ожидала смерть или еще хуже — неволя («яссыр»). К счастью, дальнейшие нападения татар были слабее и не простирались дальше Малой Польши.
Папы провозглашали крестовые походы на помощь Польше и христианству, но Европа, занятая своими внутренними раздорами, больше думала об них, чем о защите религии и цивилизации. Геройская Польша защитила ее своей грудью, выдерживая самые страшные погромы, она не уступила ни шагу, не продалась врагам ради собственного спокойствия, не увеличила собой их полчищ. Никогда Польша не заслуживала более название оплота христианства, как именно тогда, когда, после вековой борьбы с поморскими и прусскими язычниками, она выкопала на своей земле могилу монгольской силе. Но эта высокая миссия пагубно влияла на внутреннее развитие её. Весь Запад во время крестовых походов и в Испании боролся с магометанским миром, который в деле хозяйства, образованности и внешнего лоска стоял во многих отношениях выше его, поэтому из этой борьбы он выносил поучительные примеры и средства для собственного развития. Польша, напротив, в то же время принуждена была бороться с варварами в полном смысле, от которых нельзя было ничему научиться; оставленные Западом, мы должны были смотреть беспомощно, как эти варвары уничтожат и плоды польской вековой деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.