Владислав Герман (1080—1102 гг.)

Царствование Владислава Германа, кажется, говорит против этого предположения. Его призвала на престол после бегства Болеслава Смелого аристократическая иерархия духовная и свет­ская и, пользуясь слабостью и несамостоятельностью его харак­тера, правила при нем свободно. Внешние дела этого правления не были блестящи. Приобретение Болеслава Смелого — червенские города были потеряны, с поморянами началась кровопролитная, но
бесплодная борьба, немцам оказывалась полная покорность и поэтому, вероятно, Владислав Герман отказался от раздра­жавшей их коронации. В народе правление панов также не было популярно. Народ вспоминал времена могущественных королей и все свои надежды полагал на молодого Мешка, сына Болеслава Смелого, жившего при венгерском дворе и очень много обещавшего. Поэтому, когда Мешко в 1086 году при по­мощи венгров вступил с войском в страну, Владислав Герман, осажденный в Кракове, принужден был отдать ему часть Польши в управление. К счастью для короля и для «можновладства», молодой Мешко уже в 1089 году покинул этот мир. Печаль всего народа сопровождала его до могилы, смерть его приписывали отравлению.
Такая привязанность к династии в массе населения не удер­жала «можновладства» от новой борьбы за власть. Не доволь­ствуясь должностями мелких «гродских» чиновников в «по­весе», стремясь к высшим и более властным постам, «паны» разделили всю страну на «дельницы» (уделы), соответствовав­шие прежним племенным территориям, и во главе каждой такой «дельницы» поставили чиновника из своей среды, кото­рый начальствовал над "каштелянами" и таким образом уменьшал непосредственное влияние короля на «гродских» каш телянов. Самую важную роль между всеми "панами" играл воевода Сецех. Воевода всегда имел громадную власть, как наместник короля, но насколько значение его умалялось при короле великом и деятельном, настолько усиливалось при сла­бом и неспособном, каким был Владислав Герман. Тогда воевода был настоящим наместником короля, заведовал всей политикой, объявлял войны, заключал мирные договоры, засе­дал в суде, назначал и сменял чиновников по своему усмо­трению. Представим себе, что таким воеводой был Сецех, глава «можного» рода Старшей, очень богатый «пан», человек большого таланта, энергии и мужества, пользовавшийся неогра­ниченным доверием Владислава Германа, и мы легко поймем, что власть его была грозной не только для всех панов и чиновников, но даже опасной для самой династии Пястов. Пястам грозило то же, что некогда при таких же условиях сде­лали с династией Меровингов воеводы, называемые во Франции маиордомами, — Каролинги. Тем, что в XII веке в Польше не царствовали потомки Сецеха, она обязана не столько распре, возникшей среди «можновладства», сколько необыкновенной ре­шительности сыновей Германа, Сбигнева от наложницы, и Бо­леслава Кривоустаго, от первой жены Юдифи, они сумели пе­ретянуть на свою сторону народ и разделить "смежных панов".
В 1095 году Сбигнев появился у ворот Вроцлава, домогаясь от отца признания своих прав, «каштелян» Силезии Магнус, ненавидевший Сецеха, становится на его сторону, а Владислав Герман, удовлетворяя требования Сбигнева, отдает ему Силезию. Но Сецех не помирился с случившемся фактом, до тех пор раздражал Сбигнева и бунтовал против него поддан­ных, пока последний не взялся за оружие. Сецех разбил его в кровопролитной битве, отнял у него Силезию, самого его за­ключил в тюрьму в своем замке Сецехове, а на место Ма­гнуса назначил своего родственника Войслава. Гордость Сецеха дошла до зенита, но враги его сомкнулись в одну тесную ше­ренгу. К двору Германа собираются все епископы и много светских панов и заставляют слабого князя удалить Сецеха, освободить заключенного Сбигнева и выделить известные «сдель­щицы» (уделы) как ему, так и законному сыну, Болеславу Кривоустому, подававшему блестящие надежды.
Однако Сецех успел опять забрать в руки слабого князя. Между князем, которого водил на помочах Сецех, и его сы­новьями началась предосудительная междоусобная война. После многих превратностей Болеслав и Сбигнев осадили отца в Плоцке и, заключив наконец в 1097 году с ним мир при посредничестве Мартина, епископа грозненского, оставили ему Мазовию, изгнали Сецеха, а остальную страну разделили между собой. До смерти Германам 1102 г., продолжалась мрачная ти­шина, среди которой рос, подготавливался к правлению и упражнялся в военном деле в войнах с поморянами великий ге­рой - Болеслав Кривоустый.


---

Владислав и Герман, младший сын Казимира и, занял престол после удаления Болеслава Смелаго, умер в 1102 г. У него было две жены: 1) Юдифа, дочь Братислава чешского, 2) Юдифа, дочь императора Генриха III бывшая прежде за Соломоном Венгерским. От первой жены родился в 1085 г. сын Болеслав Кривоустый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.