Уже на сеймиках, предшествовавших конвекционному сейму, Чарторыйские
устрашили гораздо более многочисленных протехников своим и русским
войсками и одернули верх на выборах. 7 мая 1764 г. собрался
конвокационный сейм в Варшаве. Обе стороны прибыли на него вооруженные,
однако гетманская партия, видя превосходство отрядов Чарторыйских,
подкрепленных русскими войсками, не осмелилась противиться им и,
предявив протест, оставила Варшаву. Радзивилл с частью войска двинулся
на Литву, Браницкий с другою повернул на юг, и оба, выказавши редкую
неспособность в военных действиях, без борьбы удалились наконец за
пределы страны.
Между тем Чарторыйские, разделавшись с противниками, утвердили на варшавском сейме
конфедерацию, составленную перед тем в Вильне, назначили время выбора короля на 27-е августа, стремясь к уничтожению поголовного избрания, дозволили воеводствам принимать в ней участие только через представителей, склонив к этому шляхту увеличением втрое числа послов, и привели в исполнение предполагавшуюся внутреннюю реформу. Она касалась четырех важнейших вопросов:
1) Для поднятия городов из очевидного упадка им было возвращено их старинное самоуправление, все жители города должны были исправлять городские повинности и платить городские налоги, уничтожены были шляхетские суды (так называемые jurydyki), освобождавшие от городского права и от судебной компетенции городов, что незаконно присвоили себе шляхта и духовенство в городах к ущербу городских властей. Также к выгоде городов состоялась одновременная реформа ассессорских судов, которые составляли последнюю инстанцию для горожан и для крепостного населения королевских имений, за асессорами обеспечили постоянные и частые заседания, а для ограничения произвола канцлера и подканцлера в постановлении приговоров, эти последние были предоставлены всей коллегии ассессоров и большинству их голосов.
2) Подобным же образом было улучшено многочисленными постановлениями шляхетское судопроизводство, земское и гродское, уничтожением в нем вопиющих злоупотреблений, и прежде всего трибуналы. Вместо одного коронного трибунала, который не мог справиться с массой дел, были учреждены два трибунала, один для Малой, другой для Великой Польши, были определены их заседания и порядок деятельности, установлен нормальный способ выбора депутатов и баллотировка простым большинством голосов, с уничтожением таким образом буйных и насильственных сцен. Составление проектов дальнейших реформ в судопроизводстве и кодификации на будущем сейме было поручено особой коммиссии.
3) Издан первый обстоятельный «порядок отправления сейма» (porzadek sejmowania), или регламент сеймовых заседаний, вследствие отсутствия которого сеймы не в состоянии были привести к каким-либо результатам. Так как многие сеймы уничтожались уже при выборе маршалка посольской избы, то было постановлено, что этот выбор изба должна производить большинством голосов тотчас т.е. на первом заседании, из которого исключили «арбитров» (arbitrowie), т.е. публику, которая в прежнее время, вмешиваясь в среду депутатов, играла активную роль в каждом беспорядке.
Отменяя обычай в одно и то же время рассуждать о всех делах, постановили, что каждое дело должно быть обсуждаемо особо до тех пор, пока не состоится решение. Дела должны были представляться на совещания в следующем порядке:
а) отчеты подскарбиев и финансовой коммиссии,
б) правительственные предложения, сделанные в так называемых пропозициях, рассыпавшихся на сеймики,
в) представления сеймиков, заключенные в посольских инструкциях,
г) просьбы частного характера.
Предупреждая поспешную формулировку постановлений, без надлежащего рассмотрения, рекомендовали, чтобы каждое предложение было наперед вручено маршалку и депутатам, которые должны были приготовить его к заседаниям сейма. Осуждая вред стеснительных посольских инструкций, запретили послам давать присягу на них и прежде всего отняли у сеймиков узурпированное ими право наложения податей, возвращая его во всем объеме сейму. Таким образом сеймики начали возвращаться к своей истинной роли местной администрации, а значение сейма необычайно увеличилось через это. Наконец был поколеблен принцип единогласия, так как его оставили только при установлении законов, а в вопросах экономических ввели в сейме голосование большинством. Наконец кондеферация была удержана.
4) Но важнейшей реформой, которую утвердил коронационный сейм, было установление правительственной власти в виде двух комиссий, финансовой и военной. Каждая из них должна была составляться из соответствующих министров (подскарбиев и гетманов), четырех сенаторов и двенадцати шляхтичей, выбираемых на каждом сейме большинством голосов. Комиссии решают дела также большинством голосов и представляют высшую пополнительную власть в делах войска и казны в пределах, означенных постановлениями сейма. Каждая комиссия имеет подчиненных себе платных чиновников. Первою деятельностью финансовой комиссии должно было быть введение важных податных постановлений, касающихся таможенных пошлин, кварты и поголовного налога. При сборе таможенных пошлин были уничтожены старинные изъятия, для определения истинного размера кварты были назначены новые описи (lustracye).
Во всех этих реформах можно указать много недостатков и пробелов. Комиссии, решающие дела коллегиально, не могли развить энергии бюрократического правительства, сверх того, в соответствии с принципом люблинской унии, пришлось установить особые комиссии для Польши, особые для Литвы. Обратив однако внимание на то, в какой степени должны были считаться Чарторыйские и с категорической волей России и с предубеждением невежественной шляхты, мы должны признать, что положениями конвокационного сейма они воздвигли себе памятник необычайного государственного понимания и сослужили хорошую службу родине, потому что отважно и решительно двинули ее на дорогу внутреннего улучшения. Нехороша была коллегиальность в исполнительной власти, но то был, быть может, единственный способ, чтобы привести к соглашению противоречивые до сих пор и независимые элементы: министров, сенат и палату депутатов, чтобы учредить самостоятельную исполнительную власть, узурпированную сеймом.
Между тем Чарторыйские, разделавшись с противниками, утвердили на варшавском сейме
конфедерацию, составленную перед тем в Вильне, назначили время выбора короля на 27-е августа, стремясь к уничтожению поголовного избрания, дозволили воеводствам принимать в ней участие только через представителей, склонив к этому шляхту увеличением втрое числа послов, и привели в исполнение предполагавшуюся внутреннюю реформу. Она касалась четырех важнейших вопросов:
1) Для поднятия городов из очевидного упадка им было возвращено их старинное самоуправление, все жители города должны были исправлять городские повинности и платить городские налоги, уничтожены были шляхетские суды (так называемые jurydyki), освобождавшие от городского права и от судебной компетенции городов, что незаконно присвоили себе шляхта и духовенство в городах к ущербу городских властей. Также к выгоде городов состоялась одновременная реформа ассессорских судов, которые составляли последнюю инстанцию для горожан и для крепостного населения королевских имений, за асессорами обеспечили постоянные и частые заседания, а для ограничения произвола канцлера и подканцлера в постановлении приговоров, эти последние были предоставлены всей коллегии ассессоров и большинству их голосов.
2) Подобным же образом было улучшено многочисленными постановлениями шляхетское судопроизводство, земское и гродское, уничтожением в нем вопиющих злоупотреблений, и прежде всего трибуналы. Вместо одного коронного трибунала, который не мог справиться с массой дел, были учреждены два трибунала, один для Малой, другой для Великой Польши, были определены их заседания и порядок деятельности, установлен нормальный способ выбора депутатов и баллотировка простым большинством голосов, с уничтожением таким образом буйных и насильственных сцен. Составление проектов дальнейших реформ в судопроизводстве и кодификации на будущем сейме было поручено особой коммиссии.
3) Издан первый обстоятельный «порядок отправления сейма» (porzadek sejmowania), или регламент сеймовых заседаний, вследствие отсутствия которого сеймы не в состоянии были привести к каким-либо результатам. Так как многие сеймы уничтожались уже при выборе маршалка посольской избы, то было постановлено, что этот выбор изба должна производить большинством голосов тотчас т.е. на первом заседании, из которого исключили «арбитров» (arbitrowie), т.е. публику, которая в прежнее время, вмешиваясь в среду депутатов, играла активную роль в каждом беспорядке.
Отменяя обычай в одно и то же время рассуждать о всех делах, постановили, что каждое дело должно быть обсуждаемо особо до тех пор, пока не состоится решение. Дела должны были представляться на совещания в следующем порядке:
а) отчеты подскарбиев и финансовой коммиссии,
б) правительственные предложения, сделанные в так называемых пропозициях, рассыпавшихся на сеймики,
в) представления сеймиков, заключенные в посольских инструкциях,
г) просьбы частного характера.
Предупреждая поспешную формулировку постановлений, без надлежащего рассмотрения, рекомендовали, чтобы каждое предложение было наперед вручено маршалку и депутатам, которые должны были приготовить его к заседаниям сейма. Осуждая вред стеснительных посольских инструкций, запретили послам давать присягу на них и прежде всего отняли у сеймиков узурпированное ими право наложения податей, возвращая его во всем объеме сейму. Таким образом сеймики начали возвращаться к своей истинной роли местной администрации, а значение сейма необычайно увеличилось через это. Наконец был поколеблен принцип единогласия, так как его оставили только при установлении законов, а в вопросах экономических ввели в сейме голосование большинством. Наконец кондеферация была удержана.
4) Но важнейшей реформой, которую утвердил коронационный сейм, было установление правительственной власти в виде двух комиссий, финансовой и военной. Каждая из них должна была составляться из соответствующих министров (подскарбиев и гетманов), четырех сенаторов и двенадцати шляхтичей, выбираемых на каждом сейме большинством голосов. Комиссии решают дела также большинством голосов и представляют высшую пополнительную власть в делах войска и казны в пределах, означенных постановлениями сейма. Каждая комиссия имеет подчиненных себе платных чиновников. Первою деятельностью финансовой комиссии должно было быть введение важных податных постановлений, касающихся таможенных пошлин, кварты и поголовного налога. При сборе таможенных пошлин были уничтожены старинные изъятия, для определения истинного размера кварты были назначены новые описи (lustracye).
Во всех этих реформах можно указать много недостатков и пробелов. Комиссии, решающие дела коллегиально, не могли развить энергии бюрократического правительства, сверх того, в соответствии с принципом люблинской унии, пришлось установить особые комиссии для Польши, особые для Литвы. Обратив однако внимание на то, в какой степени должны были считаться Чарторыйские и с категорической волей России и с предубеждением невежественной шляхты, мы должны признать, что положениями конвокационного сейма они воздвигли себе памятник необычайного государственного понимания и сослужили хорошую службу родине, потому что отважно и решительно двинули ее на дорогу внутреннего улучшения. Нехороша была коллегиальность в исполнительной власти, но то был, быть может, единственный способ, чтобы привести к соглашению противоречивые до сих пор и независимые элементы: министров, сенат и палату депутатов, чтобы учредить самостоятельную исполнительную власть, узурпированную сеймом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.