Внутреннее развитие Польши XIII век.

Внешняя политика Казимира свидетельствует о его чрезвы­чайном благоразумии, знании, отношении и мудром употребле­нии собственных сил. Однако, сама по себе она не оправдала бы прозвания: «Великий», которым наделило Казимира уже непо­средственно следовавшее за ним поколение. Великим сделался Казимир лишь потому, что, щадя народные силы и удерживаясь от бесполезных, истребляющих население войн, он умел соединить народ в дружной внутренней работе и в ней руко­водить им, благодаря блеску своего гения и своей непоколеби­мой энергии. Это руководство тем более возвышает его в на­ших глазах, что в то
время польский монарх не был обя­зан иметь попечение о народном труде. Государственное устрой­ство было таково, что общество, разделенное на сословия, труди­лось само по себе и не могло требовать помощи от государя, который должен был только оберегать границы государства и сохранять равновесие внутри. А Казимир Великий умел стать выше своих обязанностей и выше понятий общества, благодаря своей проницательности, он заметил, что помощь, оказанная народ­ному труду, увеличивает силы народа, а через то самое и го­сударства. Великий король не нуждался в изменении основ и средств, на каких утверждался и какие выработал себе этот труд уже с половины ХIII века, но его всесторонний ум успел в каждой области открыть новые сферы для народного труда и при помощи новых побуждений сделать его еще напря­женнее.
Казимир Великий преимущественно покровительствовал процве­тавшим в городах промышленности и торговле, которая ис­кала себе путей не только на Руси и в Германии, но также в Венгрии, Италии, Фландрии, Лифляндии и в отдаленной Москве.
Вся торговля между севером и востоком, с одной стороны, и западом и югом — с другой сконцентрировалась в то время в польских городах. В только что приобретенном и перемещенном на магдебургское право Львове (1356 г.) сходились две большие торговые дороги, одна из Кракова и Бреславля, другая из Плоцка и Гданьска и сливались в одну, шедшую вплоть до генуэзских колоний по берегу Черного моря. Эти города, поль­зуясь данным им «правом склада» (prawo skladu), не про­пускали ни одного чужого купца, но покупали у него привезен­ный товар и сами отправляли его в другую сторону, накла­дывая произвольную цену. Таким именно путем уничтожали для пруссов возможность сбыта их товаров в Польше, преграждали для них торговые пути в Венгрию, на Русь и к берегам Черного моря, платя им этим за притеснения, и при­нуждали их к созданию более благоприятных условий для тор­говли па Висле. Огромные сокровища накоплялись в кладовых краковских, познанских, сандомирских, люблинских и львов­ских горожан. На Руси появились незаменимые в торговле с востоком армяне, которые, будучи гостеприимно приняты и наделены широкими привилегиями, скоро привязались к стране и стали очень полезным для неё.
Вызывая к жизни промышленность и торговлю, король не забыл и о крестьянском населении. В его правление почти завершилось окончательное перемещение польских сел на немецкое право, т.е. организация их в автономные общины. Крестьянское население заняло и очистило от лесов неизме­римые пространства, бывшие дотоле пустыней. Освобожденное от угнетавших его податей и войн, уменьшавших его чи­сленность, оно сильно увеличилось, достигло неслыханнаго перед этим благосостояния и окрестило Казимира «королем хлопов» (krol chlopow). Огромные королевские поместья, в которых хо­зяйство производилось подобным образом, приносили королю такие доходы, что двор последняго отличался необычайным блеском и богатством, не было нужды обращаться к чрезвы­чайным налогам, и вместо прежних деревянных мазанок во многих городах возвышались великолепные костёлы и зда­ния, появились укрепленныя стены, которые могли дать отпор не только нашествиям диких варваров, но позже также и немецкому военному искусству. Примеру короля последовали духовенство и шляхта. Эта шляхта, которая так недавно взя­лась за плуг, теперь, при помощи его, начала успешнее, не­жели прежде оружием, добывать новые дельницы. Ей недоста­вало земли, именно в Великой Польше и Мазовии — она толпами переселялась на восток, в только-что приобретенныя Казимиром владения. Не только Червонная Русь и Люблинская земля, но и все западные прикарпатские взгорья (западная Галиция) обязаны окончательной обработкой и заселением сво­их пространств этому колонизационному движению шляхты в правление Казимира Великого. В еще больших размерах делали это богатые паны, имевшие в своем распоряжении более значитель­ные капиталы. Оставляя западныя страны, они все устремлялись на восток и тут устраивали громадные поместья, ценность которых увеличивалась с каждым днем, вследствие хорошего ведения хозяйства.
Среди шляхетского сословия, члены которого, вследствие раз­делов наследств, уравнялись между собой в имущественном отношении в продолжение XIII века, снова создаются в первой половине XIV магнатские состояния, и они уже не достаются в удел тем родам, которые до сих пор играли самую глав­ную роль. Господствовавшие прежде Грифиты и Лабендзи отсту­пают на второй план, прочнее держаться Одровонжи, но всех их затмевают Топорчики, которые, после долгого перерыва, возвратили себе свою былую славу, на Тенчине в Сецеховские времена, при Локотке появляются Леливиты в Тарнуве и в Мелшнтыне. В доказательство же того, что новые времена тре­буют новых людей, в Великой Польше начинают играть большую роль Зарембы и Борковы, которые прибыли в Польшу в половине ХIII века.
Вместе с развитием немецкой колонизации развились также и красовались в полном блеске искусства, занесенные ею в Польшу: живопись, скульптура, архитектура и ювелирное дело. В великолепных королевских печатях, в миниатюрах, со­хранившихся в рукописных кодексах, в церковных памят­никах видно животворное веяние искусства. Мнение, что Кази­мир Великий «застал Польшу деревянной, а оставил ее ка­менной» (zastal Polske drewniana, а zostawil ja murowana) — со­вершенная правда. Только лишь при Казимире и по его деятельной инициативе начали воздвигать из камня укрепленные замки, королевские и рыцарские дворцы, башни, ворота, ратуши гостиные дворы (sukienince) и даже частные дома в городах, старинные костёлы превращались в огромные храмы, и роман­ский стиль уступил первенство готическому. Заботясь об об­щем благосостоянии, Казимир обращал внимание также и на духовные нужды народа. Церковь, бывшая в то время предста­вительницей не только нравственности, но и просвещения, нашла в нем ревностнаго защитника и благодетеля. По всей стране распространились школы, именно такие приходские школы, какие существовали в стольных городах. В них преподавались так наз. свободныя науки во всем их объеме (квадривиум), подготовлявшие к слушанию богословия и права. В стране уже находились светские люди, которые устно и письменно владели латинским языком и могли исполнять обязанности нотариев в городских и земских судах. Многие поляки отпра­влялись также за границу, одни, чтобы при иностранных дворах набраться рыцарской благовоспитанности и присмотреться вблизи к чужому искусству управления, другие, чтобы в заграничных университетах, именно в парижском, болонском или праж­ском, познать тайники тогдашней правоведной и богословской науки и, возвратившись на родину, блистать там своими зна­ниями. Впрочем наука, покровительствуемая Казимиром Вели­ким, отличалась ясно определенным практическим направле­нием. Она вовсе не создала литературы, так что от всего XIV века сохранилась только одна хроника, написан­ная, правда, с большим политическим смыслом и живо, обнимающая правление Казимира и его преемника Людовика до 1384 года (автор Янко из Чарнкова), архидиакон гнезненский и королевский подканцлер. Зато тогдашние доктора и ма­гистры римского и канонического права занимают самые почет­ные места в польской церковной иерархии, находятся возле ко­роля, наполняют его канцелярию и, приходится ли вести труд­ные дипломатические переговоры или процесс с орденом или устраивать внутренние дела — выручают короля с честью для себя и родины. Стремясь расширить в стране это благодетель­ное влияние науки, главным образом правоведной, Казимир основывает наконец, с разрешения папы Урбана V, универ­ситет в Кракове в 1364 году, по образцу болонского. Богословие еще не преподавалось в нем, но зато наука права была выдвинута на первый план. Её должны были преподавать семь профессоров, сперва, очевидно, вызванных из-за границы. Для открытия философского факультета нашлись готовые основы в городской приходской школе, в которой преподавание стояло на высоком уровне; нужно было только реорганизовать ее и придать ей характер университета, что не стоило особого труда.
Таким образом в средней Европе пробился источник знания, значение которого еще более усиливалось вследствие того, что и сами немцы, кроме основанного в 1347 г. пражского университета, не обладали другим подобным учреждением.
Около сорока лет продолжалась эта животворная деятель­ность, но уже через некоторое время обнаружились её плоды. Не смотря на оскорбительный вышегродский мир, Польша немедленно заняла почетное положение в Европе, папы, короли императоры наперерыв друг перед другом старались при­обрести дружбу польского короля, и голос Казимира Великого имел большое решающее значение в каждом политическом вопросе, волновавшем тогдашний свет. Чужеземцы чувство­вали, что имеют дело с народом, который мог бы не только выдержать одно или два сражения, но и вести войну с той же самой энергией и неутолимостью, какою до сих пор отличался в своем труде. Жизненная сила Польши и цивилизующее зна­чение её обнаружились лучше всего в присоединении Червонной Руси. Некогда поляки умели сражаться, делать набеги, опусто­шать, теперь они уже научились прочно присоединять к себе добытые земли. Вместо грабежей и насилия Казимир окружил приобретенный край самыми тщательными попечениями, оставил ему его законы и учреждения и только посадил в нем своих наместников, старост, а польский народ, помогая королю, переселялся на Русь, колонизовал её пустыни, распространял в ней польские обычаи, просвещение и речь. Казимир не мог помириться с мыслью о потере Мазовии и Силезии, но по край­ней мере добился того, что чешский король отступился от вер­ховных прав над Мазовией. В 1356 году Земовит, князь мазовецкий, торжественно присягнул Казимиру, и таким образом эта давняя польская дельница неразрывно скрепила связи, соединявшая ее с Польшей. В 1365 году добровольно возвратились к Польше Санток и Дрезденко, захваченные бранденбургскими маркграфами. Однако сильнее всего обнаружилось значение Кази­мира в 1363 г. на конгрессе, состоявшемся в Кракове и имев­шем целью примирить императора Карла IV с могуществен­ным венгерским королем Людовиком, сыном Карла Роберта. Кроме императора и Людовика в Краков сехались датский и кипрский короли, баварский герцог, почти все князья Пястовичи из Силезии и мазовецкий князь, наконец Богуслав, князь Щетинский (штетинский), на дочери, которого, Елизавете, тут же, в Кракове, женился император Карл IV, дав пир по этому случаю. Польша расточила тут такие сокровища, с которыми, без всякого сомнения, не мог равняться прием, сделанной когда-то Оттону Болеславом храбрым. Там только государь блистал пышностью, теперь весь народ, во всех его слоях, мог себя показать. Пир, заданный гостившим у Казимира монархам краковским мещанином, Вержинком, превосходил королев­ские приемы своим великолепием и розданными на нем подарками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.