Сыновья Болеслава Кривоустого. Мешко III Старый (1202г.) и Казимир Справедливый (1194 г.)

Пример Владислава не удержал третьего брата Мешка, прозванного Старым, от искушения восстановить единодержавие, создавшее некогда столь великую славу Польше и Пястовской династии. Болеслав Кудрявый умер в 1173 г., завещав свой удел (Куявию и Мазовию) своему малолетнему сыну Лешку, оставленному под опекой дяди, уже тогда совершеннолетнего, Казимира. Краковский удел и соединенная с ним велико-княже­ская власть перешли к Мешку, как к старшему в роде. Этот энергичный князь не думал играть роли покорного ору­дия в руках
духовной и светской иерархии, как это было с его слабохарактерным братом, Болеславом. Мечислав решил восстановить надлежащее значение княжеской власти, удержать непосредственную близость с массой населения посредством государственных повинностей и судопроизводства, а вместе с тем и подавить высокомерные поползновения духовных и светских панов, к своей цели он стремился с железной настой­чивостью.
Но такую программу легче было проводить в наследствен­ной «дельнице» Мешка, в Великой Польше, нежели в Кра­ковской земле. Первоначальное гнездо Пястов, Великая Польша, за которой следовали Куявия и Мазовия, была издавна населена гуще других земель и притом главную силу в ней составляли крестьянское сословие и образовавшееся из него рыцарство, а оба эти элемента были самой сильной опорой патриархальной власти. В Малой Польше было другое. Она досталась Пастам значительно позже, не им, а своему союзу с Чехией была она обязана первыми лучами цивилизации, здесь Пясты принуждены были оставить много прежних учреждений, здесь были главные гнезда прежних княжеских, теперь «можновладческих» ро­дов. Малая Польша была менее населена, но, благодаря плодо­родию почвы, в значительной части еще девственной, она была весьма пригодна для колонизации и позволяла «шляхте» все более и более расширять свои владения и усиливаться в экономическом отношении. Нет ничего удивительного, что отсюда вышел первый протест против самодержавия Пястов, что здесь церковь (св.Станислав) первый раз вступила в борьбу с государем. Уже в конце XI века сюда перемещался центр тяжести всего государства, здесь Болеслав Кривоустый основал монаршую резиденцию.
Итак, Мешко по отношению к малопольским панам был князем великопольским, восстановлявшим «великопольскую» традицию. Это и вызвало ожесточенную борьбу между ним и панами. «Можновладство» нашло себе готового претендента на престол в лице самого младшаго сына Болеслава Кривоустого Казимира, который после смерти бездетного Генриха сандомирского (в 1167 г.) получил его «дельницу» и управлял Куявией и Мазовией в качестве опекуна Лешка, сына Болеслава Кудря­вого. Казимир отличался великими качествами души, храбростью и справедливостью столь примерной, что получил название Справедливого, но вместе с тем был покорным слугой церкви и не имел надлежащей энергии для укрощения вельмож. Поэтому его и выдвинуло вперед «можновладство» против Мешка, и таким образом между двумя линиями Пястов, млад­шей и старшей, малопольской и великопольской, началась борьба за первенство на жизнь и смерть, борьба, протянувшаяся вплоть до конца ХШ века. В сущности это была борьба между прин­ципом единодержавия и «можновладством». «Можновладческая» иерархия была несравненно сильнее, поэтому Мешко Старый был обязан своим кратковременным счастьем только раздорам, возникавшим среди её. Уже в 1177 году его изгнали из Кра­кова под предводительством епископа Краковского, Гетка, и Стефана, краковского воеводы. Был призван Казимир, и лэнчицкое вече 1177 года, постановления которого утвердил папа Александр III, признало право первенства за младшей линией Пястов, т.е. за Казимиром и его потомками. Казимир занял Краков и даже Гнезно, и только часть Великой Польши, По­знань, оставил сыну Мешка, Одону.
Лэнчицкое вече (colloquium) представляет собою важное явле­ние в тогдашней истории. Хорошая сторона его состоит в том, что оно соединяет для общего дела князей и «можных» панов со всей Польши и хоть таким образом обнаруживает идею государственного единства. За то место прежнего самодер­жавного монарха теперь занимает собрание, состоящее из кня­зей и «можновладцев», духовных и светских, и издает основные законы для государства и династии. Постановление веча сделано без участия законнаго монарха-сениора, Мешка, и направлено против него. Лэнчицкое вече утверждает недавнюю революцию, но составившие его лица чувствуют, что власть, узурпированная ими, незаконна и поэтому они обращаются к папе, первый раз признав теорию верховной власти папы не только в духовных, но и в мирских делах. Лэнчицкое вече полагает начало ограничения государственных повинностей («перевода» и «стана»), уничтожает право государя на на­следство после епископов, но и эти постановления отдает под санкцию церкви, за нарушение их грозит церковное отлучение. Однако постановления лэнчицкого веча — это только первая про­грамма будущего, до осуществления которой было еще далеко.
Постановления эти осуществились уже без Мешка Старого, который уже в 1182 г. возвратил себе Великую Польшу и не только не помирился с совершившимися фактами, но добивался своего права постоянными интригами и даже оружием. При дворе Казимира главную роль играл воевода Николай, что вы­зывало зависть и ненависть к нему в части малопольских панов. Пользуясь отсутствием князя и воеводы к 1191 г., они призвали на краковский престол Мешка, но не могли про­тивостать Казимиру, возвратившемуся с войском и со вспомигательной силой русских. После усмирения мятежа, Казимир усилился более, чем когда бы то ни было, но в 1194 г. он внезапно умер. Пользуясь малолетством его сыновей, Лешка Белого и Конрада, Мешко вторично попытался захватить власть и хотя встретил непримеримое сопротивление со стороны малопольского «можновладства», душой которого были епископ Пэлка и воевода Николай, однако только кровавая битва на Мозгаве заставила его отступить. Но между Николаем, воеводой кра­ковским и сандомирским Говорком начался спор из-за опеки над малолетним сыном Казимира, Лешком Белым и ма­терью его, Еленой, вследствие чего Мешко, поддерживаемый те­перь самым заклятым своим врогом, воеводой Николаем, занял таки наконец краковский престол. Вся Польша, за исклю­чением Силезии и Поморья, досталась ему, но этот факт не имел более значительных последствий, так как Мешко дер­жался на престоле благодаря договорам, которые он заклю­чал с «можными» панами и которые принужден был со­блюдать. Соперничество между воеводами обеспечило также престол после смерти Мешка в 1202 г. за его сыном Влади­славом Тонконогим. Когда однако Владислав начал отстаи­вать старинные права монарха против новых стремлений церкви и подвергся отлучению, то краковская «дельница» была отдана в 1206 году Лешку Белому.
Теперь осуществилось главное постановление лэнчицкого веча, с которым вел всю жизнь отчаянную борьбу представитель старой традиции Пястов. Трудно относиться без глубокого сочувствия к неутомимой, непреклонной личности Мешка Старого, но нельзя однако не видеть, что принцип абсолютной, патриар­хальной княжеской власти, представителем которого он был, уже отжил свое время в умах народа. Лэнчицкое вече — это другой поворотный пункт того направления, первым проявле­нием которого была сто лет назад смерть св. Станислава. Под влиянием церкви, под руководством духовной иерархии общество пробуждалось к самостоятельной жизни.


---

Мечислав (Мешко) Старый, третий сын Кривоустого. родился от Саломии в 1131 г., имел три жены:
1) Елизавету, дочь Белы венгерского,
2) Евдокию, княжну русскую,
3) Аделаиду, княжну брабантскую.
У него было пять сыновей:
1) Одон,
2) Стефан,
3) Болеслав,
4) Мечислав,
5) Владислав.

Казимир Справедливый, пятый сын Кривоустого, родился в 1138 г. от Садомии, имел от княжны русской Елены двух сыновей: Лешка Белого и Конрада Мазовецкого. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.