Славянские народы и племена. Чехи.

Уже в пределах сербского государства византийская циви­лизация Востока встречалась с своей грозной соперницей — за­падной цивилизацией, римской. Но настоящей ареной борьбы и соперничества сделалась территория нынешней Австрии, которую населяли тогда мелкие славянские племена, не соединенные между собой никакими прочными узами. Исход борьбы
долго был со­мнителен. С какой же точки зрения оценивать и сравнивать силы про­тивников? Во всяком случае не с теоретической точки зрения, так как не та сторона должна была победить, принципы ко­торой были лучше, которая, говоря безотносительно, обладала большей жизненной силой. Славянские племена не умели этого оценить и с этой точки зрения не могли сделать никакого вы­бора между соперниками. Они примыкали к той стороне, кото­рая представляла в настоящем для них больше выгод не только в культурном, но и в политическом отношении. На  окончательный же исход борьбы повлияли, как увидим, чисто внешние, случайные обстоятельства.
Рассматривая дело с этой точки зрения, мы легко поймем, почему сначала перевес был на стороне восточной церкви и цивилизации. Восточная церковь в своей апостольской деятель­ности не только не встречала никакого препятствия со стороны слабой византийской империи, но даже деятельную поддержку и, обращая в христианство славянские племена, она вызывала их вместе с тем к самостоятельной политической жизни. Со­всем другое было положение римской церкви, которая вопреки собственной задаче, а может быть, и против воли являлась вполне солидарной с пагубной политической системой, которую ей навязала германская империя. В конце VIII века на Западе развилась теория, гласившая, что верховная власть над целым миром должна принадлежать императору и папе. Император должен быть главой светской власти, папа — духовной, оба должны взаимно поддерживать друг друга. Правда, теория эта помогала некоторое время папам расширять пределы их влияния и одер­жать решительный перевес над константинопольским патриар­хом, но за то предоставляла германскому народу и императору миссию распространения христианства среди языческих племен; миссией этой германцы пользовались, как средством для поко­рения и уничтожения славянских племен, погруженных в язы­чество. Вместо апостолов, которые приходили бы к язычни­кам со словом любви и проповедовали бы учение Христа, славянские племена видели ежегодно в своих землях воору­женные дружины немецких рыцарей, которые под предлогом войны с неверными опустошали их земли огнем и мечем, а население избивали иди забирали в неволю. Император при­соединял к своим владениям земли, таким образом завое­ванные, уже предварительно отданные ему папами; строил в в них укрепленные замки и оставлял сильные гарнизоны. Только тогда уже, среди дымящихся развалин славянских хра­мов и селений, воздвигало немецкое духовенство кресты и церкви, в которых должны были молиться остатки славянских ра­бов и немецкие колонисты. Папы нередко смотрели с ужасом на такое апостольство, они готовы были поддержать всякое добро­вольное стремление славян к принятию христианства, даже со­чувствовали возникновению новых христианских государств, которые освободили бы римскую курию от давления империи, но у них в продолжение долгого времени не хватало сил для испол­нения такой задачи, притом, не имея непосредственных сно­шений с славянскими народами, папы были лишены и влияния на них.
Следовательно, положение славянских племен, граничивших на западе с немцами, было отчаянное. plcoin.ru Им не оставалось ни­чего другого, как в виду общей опасности соединиться для общей защиты и в кровопролитной борьбе учиться у врага, как нужно организоваться, как бороться его собственным ору­жием. Таким путем началось воздействие западной цивили­зации на славян. Западные славянские племена соединились в большой воен­ный союз под предводительством Само в первый раз в VII веке для защиты от немцев, а также от варваров—мон­гольского племени, вторгшигся в древнюю Паннонию. Само (633—662) отразил аваров и нанес решительное поражение франкскому королю Дагоберту при Вогастибурге в 630 г. Однако этот первый опыт обединения не был прочен. Союз после смерти Само распадается, немцы начинают получать перевес над славянскими племенами, действовавшими разрозненно. Сло­венцы (хорутане) первые подчиняются оружию герцогов бавар­ских, которые, присоединив их к своему государству, гер­манизируют их посредством немецкой колонизации и, уничто­жая всякие признаки их политической и общественной самостоя­тельности, пользуются ими для наступательных действий про­тив хорватов. Карл Великий, будто-бы заступаясь за сла­вян, поражает и рассеивает аваров, но вместе с тем в 789 г. переходит с войском Эльбу, побеждает борящиеся между собой подабские племена, несколько позже покоряет чехов, смиряет даже хорватов и везде, начинает дело навя­зывания христианства и германизации.
Только лишь в лице князя моравов Моймира является новый спаситель, который не только соединяет соседних сла­вян в большой военный союз, но также ищет более действи­тельного средства против немцев, чем оружие. Победив свое отвращение к христианству, Моймир принимает от рук зальцбургского епископа крещение, и основывает церкви, полагая, что таким путем он лишит немцев предлога к борьбе с сла­вянами, как язычниками, и приобретет для своего народа право самостоятельного существования. Вскоре однако моравы убеди­лись, что подчинение влиянию немецкой церкви приведет их к политической зависимости от немцев, что зальцбургские епископы не столько заботятся об их обращении, сколько под предлогом апостольства деятельно стремятся поработить их; поэтому нет ничего удивительного, что моравы стали в скором времени искать цивилизации, менее для себя опасной. Наследник Мой­мира Ростислав прекратил сношения с немецкой духовной иерархией, пригласил новым апостолов из Константинополя, Кириллами Мелодия и ввел при помощи их славян­ское богослужение. Казалось, Царьград одержал полную победу над Римом. Однако, политические соображения заставили сла­вянские племена обратиться к Риму и для защиты от немцев добиваться унии и торжественной санкции своего христианства. Римская курия встретила с большой радостью это требование, так как оно представляло ей всегда желанный случай к осво­бождению от влияния Германии. Вопреки желанию немецкой ду­ховной иерархии папа Адриан признал славянское богослужение и назначил Мефодия епископом Моравии и Паннонии., Таким оригинальным образом — под санкцией Рима — начала распро­страняться восточная цивилизация среди западных славянских племен, перешла даже за Карпаты и, пустив глубокие корни, существование которых заметно еще спустя несколько веков, принесла спасительные плоды.
Велико-моравский союз, еще более укрепившись благодаря этому и получивши, кроме того, великого вождя в лице Святополка (870—894), победоносно отразил нападения немцев, при­нял в свой состав чехов и полабских сербов, а также, ве­роятно, силезцев и хробатов; все, казалось, предсказывало ему самую блестящую будущность, как вдруг в конце и X века обрушилось на него непредвиденное бедствие, совершенно изменившее историю западнаго славянства. Дикие орды венгров на­пали на славян; уничтожили при содействии немцев, всегда готовых на такое дело, государство велико-моравское, искоре­нили только что привитое христианство и цивилизацию и, посе­лившись по среднему течению Дуная, разделили славянство на две части: западную и южную; спасительная связь чешских и моравских славян с Цареградом прекратилась, и эти племена подверглись исключительному влиянию Германии.
Чешские племена, которые уже - начали объединяться под охраной моравского союза и организоваться под управлением могущественной династии Пржемысловичей, из страха перед венграми принуждены были теперь прибегнуть к покровитель­ству Германии, (Борживой 871 г.) принять богослужение по ла­тинскому обряду и политические учреждения Запада. Немцы, вре­менно оставив политику уничтожения, согласились на эти условия: венгры были опасны и для них, и они хотели оградиться от них вассальным славянским государством. Таким образом, возникшее чешское государство приобрело, правда, возможность внутренне развиваться и этим оберегало славянский элемент от германизации, но, признавши главенство германских импе­раторов, вошедши в состав германской империи, оно уже не могло стать во главе всего западнаго славянства, организовать его в одно государство и вести на борьбу с немцами; оно не могло исполнить ту великую миссию, которая досталась в удел более счастливой Польше.



Slavic peoples and tribes. Czechs.


Even within the Serbian state Byzantine civilization of the East met with his formidable opponent - the western civilization, Rome. But the real arena of struggle and competition became the territory of the present Austria, which was inhabited by Slavic tribes while small, are not interconnected by any strong ties. The outcome of the struggle
long been uncertain. From what point of view, evaluate and compare the strength of opponents? At least not from a theoretical point of view, since it is not the party was to win the principles of which were better than that, saying, whatever, had more vitality. Slavic tribes did not know how this estimate and from this point of view, could not make any choice between the rivals. They adhered to the side, which represented in the present more benefits for them not only culturally but also politically. In the final outcome of the struggle is influenced, as we shall see, purely external, accidental circumstances.
considering dealing with this point of view, we can easily understand why at first the advantage was on the side of the Eastern Church and civilization. The Eastern Church in its apostolic work, not only did not meet any obstacles from the weak Byzantine Empire, but even the active support and turning to Christianity, Slavic tribes, it caused them together in order for an independent political life. Quite another situation was the Roman Church, which is contrary to his own problem, and perhaps even against the will was entirely shared with the pernicious political system, which it imposed on the German Empire. At the end of the VIII century the West has developed a theory which said that the supreme authority over the whole world should belong to the emperor and the pope. The Emperor shall be the head of secular authority, the pope - the spiritual, the two must mutually support each other. However, this theory has helped for a while dads to expand the limits of their influence and gain a decisive advantage over the Patriarch of Constantinople, but provided for the people of Germany and Emperor of the mission of spreading Christianity among the pagan tribes, the mission of the Germans used as a tool for conquest and destruction of the Slavic tribes, immersed in paganism. Instead of the apostles, who would come to the Gentiles with the word love, and preached the doctrine of Christ, the Slavic tribes saw their land each year in the armed squads of German knights, who, under the pretext of war against the infidels of their ravaged land with fire and sword, and go beat people were taken into captivity. The emperor was attached to his holdings of land, thus conquered, it is pre-cast popes, built in the fortified castles in them and left a strong garrison. Only then is, among the smoking ruins of the Slavic churches and villages, erected crosses the German clergy and churches, which were supposed to pray to the remnants of the Slavic slaves and German colonists. Pope is often looked upon with horror at this apostolate, they were ready to support any voluntary commitment of the Slavs to accept Christianity, even sympathized with the emergence of new Christian states, which are released to the Roman curia on the pressure of the empire, but they continued in a long time lacked the strength to fulfill this problem, though, not having direct communication with the Slavic nations, the Pope was deprived of influence on them.
Therefore, the position of the Slavic tribes that bordered on the west by the Germans, was desperate. plcoin.ru They had no choice, as in the form of common danger to unite for the common defense and in a bloody struggle to learn from the enemy, how to organize, how to deal with its own weapons. In this way, the impact of Western civilization began on the Slavs. Western Slavic tribes united in a great military alliance under the leadership itself for the first time in the VII century to protect against the Germans, as well as from the barbarians of the Mongol tribe, vtorgshigsya the ancient Pannonia. Self (633-662) reflected the Avars and inflicted a decisive defeat Frankish king Dagobert in Vogastiburge in 630, however, this first experience obedineniya was not robust. Union after the death itself breaks down, the Germans are starting to get the advantage over the Slavic tribes, acting separately. Slovenes (horutane), the first subject of the Dukes of Bavaria weapons, which, attaching them to your state, germaniziruyut them by the German colonization by destroying all signs of their political and social autonomy, use them for offensive action against the Croats. Charlemagne, though, would be interceding for the Slavs, Avars strikes and scatters, but at the same time, the 789 goes with an army of Elba, Boris wins each podabskie tribes, later wins the Czechs, Croats, and even the humble whenever it begins to impose Christianity and Germanization.
It is only in the person of Prince Mojmír Moravians is the new savior, which not only connects the neighboring Slavs in a large military alliance, but also looking for a real money against the Germans than the arms. After winning his aversion to Christianity, taking the hands of Mojmír Salzburg bishop baptized, and founded the church, believing that in this way, he would deprive the Germans an excuse to fight the Slavs, like the heathen, and will get to its people the right to independent existence. Soon, however, Moravians convinced that the subjection of the German influence of the church will lead them to political dependence on the Germans, that the bishops of Salzburg is not so much concerned about their treatment, many under the guise of apostolic activities seek to enslave them, so it is not surprising that the Moravians were soon to find civilization less dangerous for themselves. Heir Mojmír Rostislav ceased contact with the German spiritual hierarchy, invited the new apostles of Constantinople, Cyril melody and brought with them a Slavic liturgy. It seemed as Constantinople won a landslide victory over Rome. However, political considerations forced the Slavic tribes to apply to Rome for protection from the Germans pursue the union and the official sanction of his Christianity. The Roman Curia has met with great joy that requirement because it represented her case to the always welcome liberation from the influence of Germany. Against the wishes of the German spiritual hierarchy of Pope Adrian declared the Slavic liturgy and appointed Methodius, bishop of Moravia and Pannonia., Such an original way - under the sanction of Rome - began to spread east of the western civilization of the Slavic tribes that moved even the Carpathian Mountains and has deep roots, there are considerably more After several centuries, brought the fruits of salvation.
Great-Moravian Union, the more entrenched because of this, and having received, in addition, the great leader in the face of Svyatopolk (870-894), victoriously repulsed the German attack, has in its membership the Czechs and Serbs Polabian and probably also Silesians and hrobatov, all seemed to him the most predicted a brilliant future, when at the end of X century and struck him on the unexpected disaster, completely changed the story zapadnago Slavs. Wild hordes of Hungarians attacked the Slavs destroyed with the assistance of the Germans, always ready for such a case, the state high-Moravia, eradicated just grafted Christianity and civilization, and settled along the middle reaches of the Danube, the Slavs divided into two parts: the western and southern, saving us Czech and Moravian Slavs and Constantinople ceased, and these tribes were the exclusive influence of Germany.
Czech tribes that have - have begun to unite under the protection of the Moravian Union and to organize themselves under the control of a powerful dynasty Přemyslid, out of fear of the Hungarians were obliged now to resort to the patronage of Germany (Borivoj 871) adopted by the Latin rite liturgy and political institutions of the West. The Germans, temporarily leaving the politics of destruction, have agreed to these terms: the Hungarians have been dangerous for them, and they wanted to guard against their Slavic vassal state. Thus arose the Czech state has become, however, the ability to internally develop and guarded it from the Slavic element Germanization, but recognizes the primacy of the German emperors, joined the German Empire, it could no longer stand at the head of zapadnago Slavs, organize it into a single state and lead the fight against the Germans, it could not fulfill the great mission which went to the lot happier Poland.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.