О понятии Польской истории и делении её на периоды.

История Польши — это изображение жизни народа во всем её продолжении и во всех проявлениях. Стремясь сделать это изображение выразительным и понятным, история не мо­жет довольствоваться изложением частных фактов, т.е. про­явлений жизни и развития народа, она должна соединить их, по­казать их взаимодействие, их причины и следствия, одним словом, представить факты в той связи, которая была когда-то между ними в действительности. Одним из важнейших результатов исторического суждения и необходимым условием понимания истории какого бы то ни было народа является раз­деление её на периоды.
У нас имеются основательные причины для такого деления. Именно, мы видим, что каждый народ и государство, под влиянием известных исторических течений и событий, оста­вляет время от времени господствовавшие раньше принципы и направление своих стремлений и развития, вместо их создает себе новые, или принимает готовые от других и продолжает развиваться на этих новых началах. Каждый такой проме­жуток времени, когда народ организуется и развивается на одних и тех же началах, мы называем отдельным перио­дом в его истории иди эпохой в его жизни. Каждую же пере­мену этих принципов мы отмечаем, как переход к дру­гому периоду. Поэтому, необходимым признаком всякого хорошо определенного и правильно понятного периода будет:
1) намечен­ная, неизвестная до того времени цель народной деятельности,
считающаяся с изменившимися условиями, 2) соответствующая этой цели новая организация в самом широком смысле этого слова, 3) вследствие этого изменение морального, интеллектуаль­ного и бытового характера народа. Итак, не желая разрывать естественную связь между отдельными событиями и отношениями, мы стремимся представить их на одном общем фоне, соответ­ствующем действительности, а для этого мы должны каждый исторический период изобразить в особой картине. Следова­тельно, историк не выдумывает периодов и не вносит их в историю искусственным образом; его задача состоит только в том, чтобы уловить ход истории и найти те периоды, на -которые она сама, распадается. Для историка, если он решит эту задачу, получается большая выгода, так как он может дать целому периоду то освещение, какое ему более всего свой­ственно, т.е. изобразить общую картину внутренних отношений и внешних условий и на этом обосновать рассказ о событиях и оценку их *). В противном случае, если он не отметит никаких периодов, или измыслит периоды, несогласные с дей­ствительностью, то его рассказ и суд над историей не будут иметь никакого основания, или основание шаткое и ложное.
Первое можно сказать о школе Арушевича, второе — о школе Лелевеля; впрочем и современная историческая школа не успела придти ни к какому соглашению по вопросу о разделении истории на периоды. Было несколько важных причин этого.
Часто основанием деления брали признак второстепенного значения, чаще всего форму правления и вследствие этого разли­чали периоды: монархический, аристократический и демократический, или перемены династий, что считалось достаточно обосновываю­щим деление на эпохи: Пястов, Ягеллонов и избирательного престола. Теперь этого уже никто не делает, так как вся­кому вполне понятно, что жизнь народа не зависела от такого случайного обстоятельства, как перемена царствующей династии, или учреждение свободного избрания королей, вместо наследствен­ности престола, что изменение формы правления не ведет еще
2) Шуйский, полемизируя со мной в вопросе о делении на периоды, при­знает за этим вопросом только дидактическое и методологическое значе­ние, а сам свою краткую историю Польши издал без всякого разделения на периоды. В этом, по моему мнению, и состоит главная причина, по­чему книга эта, заключающая много ценных данных, не дает никакой группировки фактов и встречает упреки в сухости и нагромождении подробностей.
непременно за собой изменения государственного и общественного строя, в котором протекает народная жизнь. С другой сто­роны, еще не всеми разделяется убеждение в том, что между внутренней и внешней историей народа существует теснейшая связь, что внешняя дедовия оказывают значительное влияние на внутренние отношения и что, в свою очередь, внешняя политика в сущности зависит от внутренней силы.. Не всеми при­знается, что жизнь и деятельность народа, как внутренняя, так и внешняя, составляют одно неразрывное целое; что всякое изме­нение в одном направлении необходимо сказывается и в дру­гом. Между тем некоторые историки, вместо того, чтобы на­ходить и обнаруживать эту связь, ищут возможных различий и готовы принять два, отличающиеся одно от другого деления на периоды: одно—для внутренней истории, другое—для внешней).
Правда, никто еще не написал истории, где бы проводились такие два различные деления в изложении фактов. Из этого вышло бы столпотворение Вавилонское. Второй важной причиной несогласия является обстоятельство, состоящее в том, что в истории периоды не отделены резко друг от друга одним мо­ментом, или одним каким-нибудь событием; переход между ними медленный и растягивается обыкновенно на один иди не­сколько веков.
4) Так поступает Шуйский. Он соглашается с некоторыми поправ­ками с моим делением, но только внутренней истории, внешнюю же исто­рию он предлагает делить на три периода, разграничивающиеся призванием на престол Ягеллы (1386) и Люблинской унией (1569). Последнему делению он придает большее значение, выходя из своего основного положения, что сущность истории Польши состоит не только во внутреннем её развитии, а в распространении цивилизации дальше на восток. Мне кажется, что, желая распространять цивилизацию, нужно ее себе выработать, а это важнее и труднее первого. Задачу распространения цивилизации мы выполняли хорошо, но это не спасло нас от падения; внутренних же вопросов нашей жизни мы не могли решить и поэтому пришли к падению. Впрочем, и принимая деление Шуйского, пришлось бы сделать следующие поправки:
1) Свою цивилизацию мы стали распространять на восток не с 1386 года, а гораздо раньше, по крайней мере со времени занятия Галицкой Руси, т.е. с 1340 г., а точнее говоря, наше влияние на Русь начинается уже в конце ХII века;
2)  В истории цивилизации Литвы большее значение, чем уния Люблин­ская, уния Мельницкая и вступление на престол Александра, так как тогда исчезает существовавшая прежде обособленность литовского государства. Поляки начинают защищать Литву от Москвы и принимать участие в управлении.
Знаменовав и подготовление нового направления. Сначала это— только единичные исключения, потом они появляются все чаще, производят все большие и большие изменения, пока наконец не совершится решительный перелом. Однако и этот перелом не уничтожает сразу всего прошедшего. Хотя народная жизнь стремится уже по новому руслу, однако много еще остается сле­дов прежнего порядка вещей, лишь медленно они исчезают, постепенно уменьшаясь, и новая программа осуществляется впол­не. Такая постепенность перехода от одного периода к другому заставляет некоторых историков, не могущих решиться на определение момента окончательного перелома, — удлинять пере­ходное время насколько возможно и создавать новые переходные периоды. Однако это только удобный обход затруднения, так как, проводя последовательно эту систему, мы не найдем в истории ни одного момента полного покоя: чуть только исчезли остатки прежнего порядка вещей, уже являются вестники нового порядка. Итак, вместо того, чтобы делить историю на периоды, сообразно с тем, что в известное время господствует и имеет перевес, мы разделили бы ее на одни только переход­ные периоды.
У нас получились бы: 1) период, когда начинают исчезать родовые лехитские отношения и возникает Польша патриархаль­ная; 2) период разложения патриархальных отношений и образо­вания новой Польши; 3) период разложения этой новой Польши. Но ни Польша патриархальная, ни Польша нового времени не получают определенного времени для своего существования, что же касается средневековой Польши, то она совсем исчезнет с наших глаз, как будто её и не было.
Какая же выгода от такого деления?
Плодом всех сомнений и колебаний, возникающих при определении исторических периодов, является обыкновенно иску­шение выделять «подпериоды» (podokresy). Дидактическая цен­ность подпериодов однако более чем сомнительна, потому что они только спутывают самые периоды и стирают их ясные очертания. Притом никто еще, вероятно, не мог показать, чем в жизни народа является подпериод и чем он отличается от периода. Существенной причиной спора о разграничении периодов является вообще еще недостаточное изучение исторических фак­тов и приписывание им то большого, то меньшего значения. Кто придает данным фактам большее значение, чем нужно, тот с них начинает новый период раньше, чем бы следовало; наоборот, кто достаточно не оценивает данных фактов, тот готов продолжить прежний период дальше свойственных ему пределов. Спор о периодах разрешат специальные иссле­дования, результатом которых будет более верная, более едино­гласная оценка действительного значения выдающихся событий.
После этих предварительных замечаний я приступаю к представлению моего деления на периоды, причем укажу взгляды современных историков, не согласные с моим. В польской истории различают три периода:

Первый период
   
НАЧИНАЕТСЯ С МОМЕНТА, КОГДА ГРУППА МЕЛКИХ ЛЕХИТСКИХ НАРОДЦЕВ, поселившихся по Одеру и Висле, соединилась в одно польское госу­дарство, ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО ПОЛОВИНЫ ХIII ВЕКА.
Самая насущная цель внешней политики состоит в том, чтобы удержать бассейны Эльбы и Одера и самые реки, как охрану границу.
Эта тяжелая и трудная борьба, увенчанная победой, при Болеславах Храбром и Кривоустом, начинает принимать невы­годный для Польши оборот со времени возникновения уделов. Князья западного Поморья признают в 1181 г. ленную зави­симость от императора, на земле лютичей образуется бранден­бургская марка. Однако Польша теряет пограничную линию Одера окончательно лишь в половине ХШ века, так как тогда падает то прикрытие, которое представляли для Польши полабские славяне, тогда же мы теряем часть земли лютичей, и опять- таки тогда (с 1241 года, т. е. со смерти Генриха Благочести­ваго на полях Легницы) силезская дельница (удел) делается добычей германизации и разрывает фактически связь с Поль­шей, хотя факт этот только лишь в 1335 году получил юри­дическую санкцию.
Цель внутренней политики—поднятие полудиких лехитских племен к уровню высшей организации. Из обособленных племен должен образоваться один народ, заботящийся о своем политическом существовании, из языческого населения должно образоваться христианское общество, способное к самостоятель­ной деятельности и развитию.
К этим целям приспособлена вся государственная орга­низация. На понятиях о патриархальной власти опирается па­триархальная, самодержавная монархия. Земля и население нахо­дятся в безусловном распоряжении власти. Монарх соединяет в своих руках все силы народа. Он—единственный источ­ник власти и права, он заведывает как внешней защитой, так и внутренней организацией, не только организацией военной и судебной, но также и церковной и экономической. Пока однако удалось достигнуть этих целей, т.е. в продолжение всего пер­вого периода польское общество отличается резким признаком детского возраста, оно не в состоянии проявить самостоятель­ный почин, всем своим развитием обязано суровой школе, в которую попало.
Вся цивилизация ему навязана сверху, как христианство, так и новый юридический и экономический порядок и романское искусство. Эти факторы только лишь постепенно пробивают твердую кору древнего язычества, древних юридических обы­чаев и древнего способа хозяйства. То, чего не тронули эти факторы, держится с древних времен крепко в обычаях, в образе жизни, в мире чувств, воображения и поэзии.
По мере успеха цивилизаторской деятельности образуются и постепенно возрастают в количестве факторы и отношения подготовляющие следующий период, но они все еще составляют исключение до тех пор, пока им не удастся устранить преж­ний порядок вещей. Этот переворот не был произведен ни убийством св. Станислава, ни завещанием Кривоустого, хотя следствием их и было ослабление монархической власти и уси­ление аристократии, так как аристократия, стремясь к участию в управлении, не умела назначить государственной деятельности иные цели и способы их осуществления.
Патриархальное правление перестало существовать лишь тогда, когда появились обособленные, автономные сословия. Прежде всего в такое сословие организовалось духовенство, которое про­вело программу своей автономии, высказанную в привилегии от 1210 года, в частных привилегиях в промежуток времени между 1230 — 1260 годами. Немецкие общины, составляющие в первой половине ХIII века еще редкое исключение (главным образом в земле силезской), в сороковых и пятидесятых годах ХIII века организуются по всей стране в таком числе, что делаются особым сословием, особым фактором в госу­дарстве. Медленнее всего исчезает патриархальное управление
рыцарского сословия. Окончательная организация его автономии происходит в начале XV века. Итак, если мы возьмем среднее время автономной организации отдельных сословий гра­ницей между периодами, то момент этот придется в половине ХIII века. Это мы можем сделать с тем большей смелостью, что именно в это время мы замечаем совершенную перемену как в целях, так и в средствах тогдашнего государства— перемену насильственно ускоренную монгольским нашествием в 1241 году. То, что осталось после этого года из отношений первоначальной Польши, было исключением, обломком прошлого периода, осужденным на более или менее скорое вымирание.

Второй период

НАЧИНАЕТСЯ С ПОЛОВИНЫ ХIII, ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО КОНЦА XV ВЕКА.
Целью внешней политики является удержание устья Вислы, теперь единственного великого пути вывоза через Балтийское море. Для осуществления этой цели—необходимо подчинение прус- сов, владеющих правым берегом Вислы; для этого Польша в ХШ веке пользуется услугами Тевтонского ордена, когда же союзник сделался врагом, обращает против него все свои силы. Эту цель преследуют войны Локотка, Ягеллы и Кази­мира Ягеллончика. Торунский мир увенчал успехом вековые .усилия, и совершенное устранение ордена кажется вопросом не­далекого будущего. Ради того, чтобы одолеть орден, Польша отрекается от намерения возвратить потерянную Силезию; ради того же укрепляется в 1340 году в Червонной Руси и успеш­но защищает ее от татар; имея в виду ту же цель, заклю­чает унию с Литвой и распространяет на нее благодеяния своей цивилизации.
Цель внутренней политики—развитие посредством самостоя­тельной деятельности общества. Цивилизация, принявшаяся до сих пор только на поверхности, должна проникнуть в глубь общественной жизни и дать не существовавшие до того времени результаты.
К целям этим приспособлена и организация государства и общества: эти два фактора являются уже отдельно. Общество состоит из трех сословий, почти вполне автономных в об­ласти законодательной, судебной и административной, а именно: из клира, немецких общин и «земянства» (шляхты). Сосло­вия обеспечивают свое самоуправление отдельными договорами с государем в форме привилегий. Государь или совсем не вмешивается во внутренняя дела сословий, или пользуется только незначительным влиянием на них. В привилегиях точно опре­делены и доведены до минимума государственная повинности, ко­торых может требовать государь от сословий. Если государь требует больше определенного, то должен получить на это разрешение сословий. Задача монархов весьма ограничена: со­хранение равновесия между сословиями и внешняя политика. Сред­ства для исполнения этих задач монарх почерпает главным образом из доходов с огромных имущества короны (Огромный прогресс цивилизации является результатом самостоятельной общественной деятельности, таким образом организованной. На изменение нравов влияет и ученость духо­венства, и промышленность городского сословия, и рыцарский лоск шляхты.
Пробуждается латино-польская схоластическая литература, от­ражается в организации государства и обосновывает полити­ческие принципы. В искусстве стиль романский переходит в готический, получающий широкое применение в постройке ко­стелов, городов и замков.

Третий период

С КОНЦА ХV ВЕКА
Целью внешней политики является сохранение государства в борьбе за существование, в которую вступают европейские го­сударства в конце ХV-го века. Ради этого сливается Польша в одно политическое целое с Литвой посредством уний Мель­ницкой, в 1501, п Люблинской, в 1569 г., ради этого уже с начала ХV и века ведет войны на Двине и Днепре, вне своих более тесных границ. Она ведет их до конца своего поли­тического существования, хотя и падает в них окончательно.
Целью внутренней политики поставлены высший задачи ци­вилизации, для которых было недостаточно усилий каждого со­словия, взятого отдельно. Цель эта была выдвинута естествен
ной силой вещей, когда отдельные сословия достигли уже того, чего могли достигнуть собственными силами. Церковь была не в состоя­нии одна двигать народное просвещение. Торговля, промышлен­ность, земледелие нуждались в могущественной опеке для того, чтобы завоевать новое поприще для развития — новые рынки сбыта. Этим целям должна соответствовать новая организа­ция, не лишающая общество самостоятельности в его деятель­ности. но делающая возможным сосредоточение всех сил в руках государства, что является необходимым для защиты высших интересов. Средневековые привилегии должны рух­нуть, сила государственная должна опереться на общих нало­гах и на постоянной армии. Эгоизм и сословная обособлен­ность должны уступить место патриотизму и чувству государ­ственной гражданственности, без чего народ не мог бы ре­шиться на тяжелое напряжение своих сил.
Задачи государства значительно расширяются; его ведению подлежит не одна только внешняя политика, но также и охра­нение общественного порядка, понимаемое очень широко; создается целый ряд государственных функций, неизвестных средним векам, заключающихся в понятиях администрации нового вре­мени, просветительной и экономической политики. Все это совершается среди потрясающих Польшу вместе с западной Европой движений, вызванных открытием Америки, гуманизмом, реформацией и теорией естественного права; каждое из движений проникает до самых низких слоев общества и отражается на его нравственном и умственном состоянии. Гуманизм и реформация резко изменяют направление просвещения и вызывают к жизни национальную польскую литературу; готический стиль уступает место стилю Возрождения; итальянский, а позднее фран­цузский светский лоск стирают различие между сословиями и кладут совершенно новый отпечаток на нравы. Чужие элементы, которых столь много заключала в себе Речь Посполитая, опо­лячиваются, по крайней мере в высших сословиях: в шля­хетском и городском.
Перелом между средневековым и новым периодом заме­тен в Польше также, как и на Западе; вопрос только в том, произошел ли этот перелом у нас в то же время, т.е. в конце ХV и в начале ХVи века. Вопрос возни­кает по тому, что организация польского государства несомненно осталась позади в сравнении с развитием других государств. У нас уже во второй половине ХV века уничтожались средневековые привилегии; в 1505 году создана верховная госу­дарственная власть — Сейм, имевший абсолютное право установливать налоги и учреждать новые общественные порядки, но Сейм не сделал из своего права надлежащего употребления; сильной центральной власти не было создано; разные средневе­ковые отношения продолжали существовать эти facto и эти jure дольше, чем на Западе. Однако все это не дает права удли­нять средневековую эпоху в нашей истории. Если бы мы взду­мали ее продолжить, то не могли бы решить, до какого соб­ственно предела, так как правительственной власти, отвечаю­щей вполне новым задачам, Польша не выработала вплоть до потери политической самостоятельности, притом она была ближе к этой цели в XV и ст., чем в следующих. То, что пре­пятствует у нас новой организации, не столько средневекового, сколько нового происхождения — личный эгоизм и анархические стремление шляхты. Средневековые институты, по скольку они сохранились, уже с конца XV века являются у нас таким же анахронизмом, как и за-границей, разница в том, что у нас их, может быть, осталось больше. Решающим момен­том в определении начала новой Польши в конце XV века должны считаться условия и задачи внутренней и внешней поли­тики, решительно изменившиеся в то время, и те изменения, которые произвел гуманизм в области просвещения и нра­вов.

Приложение, славянские даты:
1699 СЗ
1700 АΨ
1701 АΨА
1702 АΨВ
1703 АΨГ
1704 АΨД
1705 АΨЕ
1706 АΨS
1707 АΨЗ
1708 АΨИ
1709 АΨӨ
1710 АΨI
1711 АΨАI
1712 АΨВI
1713 АΨГI
1714 АΨДI
1715 АΨЕI
1716 АΨSI
1717 АΨЗI
1718 АΨИI
1719 АΨӨI
1720 АΨК
1721 АΨКА
1722 АΨКВ


On the concept of Polish history and its division into periods.

History of Poland - the image of the people around her to continue in all forms. To make this image expressive and clear, the story can not be satisfied out the particular facts, that is, manifestations of life and development of people, it must connect them to show their interaction, their causes and consequences, in a word, to present the facts in that regard that was once between them in reality. One of the most important results of historical judgment, and a necessary condition for understanding the history of any people has been a division into periods.
We have good reasons for this division. That is, we see that every nation and state, under the influence of well-known historical trends and events, leaving time to time prevailed before the principles and direction of their aspirations and development, instead of creating a new, ready-made or take from others and continues to evolve in these new basis. Each time, when people are organized and developed on the same footing, we call particular period in its history, go to the epoch of his life. Each of these principles is the change we celebrate as the transition to the next period. Therefore, a necessary feature of any well-defined and well understood by the period will be:
1) planned, unknown until that time the purpose of folk activities
deemed to be the changed conditions,
2) corresponding to this end a new organization in the broadest sense of the word,
3) as a result of this change in moral , intellectual and domestic character of the people. So, not wanting to break the natural connection between the individual events and relationships, we strive to present them on the same general background, corresponding to reality, and for this we need to represent every period of history in a special picture. Consequently, the historian makes up periods and introduces them to the history of artificial means, and its only purpose is to capture the course of history and to find those periods, for which she splits. For the historian, if he will solve this problem, get a great benefit because it can give you a whole period of coverage, which it is most peculiar, ie, draw a general picture of internal relations and external conditions and to justify this account of events and evaluate them *). Otherwise, if he does not celebrate any period or periods invented, disagreeing with reality, his story and the court of history will have no foundation, or base precarious and false.
first thing we can say about the school Arushevicha, the second - about the school Lelewel , and indeed the modern historical school did not have time to come to any agreement on the division of history into periods. There were several important reasons for this.
Often the basis of division took a sign of secondary importance, most often a form of government and, therefore, distinguish between the periods: the monarchical, aristocratic, and democratic, or a change of dynasties, which was considered sufficient for justifying the division of the era: Piast, Jagiellonian and election to the throne. Now that no one does, because everyone is quite clear that people's lives did not depend on such accidental circumstances, such as a change of dynasty, or the establishment of a free election of kings, instead of inheritance to the throne, that a change in the form of government is not even
2) Shumsky, arguing with me on the question of the division into periods, recognizes that this issue only to didactic and methodological value, and the its brief history of Poland issued without any division into periods. This, in my opinion, is the main reason why this book, enclosing a lot of valuable data that does not give any group of facts and meet accusations of dryness and the conglomeration of details.
definitely a change of state and social system, which takes people's lives. On the other hand, have not all shared the belief that between the internal and external history of the people there is a close relationship that foreign grandparents have a significant impact on domestic relations, and that, in turn, foreign policy is in effect depends on the inner strength .. Not everyone recognizes that the life and work of the people, both internal and external, are one indivisible whole, that any change in one direction to effect in the other. Meanwhile, some historians, rather than to find and locate the link, look for possible differences and are willing to take the two differ from one another division into periods: one for the inner-stories, the other for external).
However, no one has written a history of wherever these were two different divisions in the statement of facts. From this came a pandemonium of Babel. The second major cause of disagreement is the fact, which consists in the fact that in the history of the periods are not sharply separated from each other one moment, or some one event, the transition between slow and usually extends to a go a few centuries.
4) It comes Shumsky. He agreed with some amendments to my division, but only the internal history, foreign same story he proposes to divide into three periods that demarcate the vocation to the throne of Jagiello (1386) and the union of Lublin (1569). The latter division he attaches more importance, from the comfort of his main thesis that the essence of the history of Poland is not only its domestic development and civilization in spreading further east. It seems to me that in order to spread civilization, we must develop its own, and it is more important and difficult first. The problem of the spread of civilization, we were doing well, but it did not save us from falling, domestic same questions of our life we could not decide and so came to fall. However, even accepting the division of Shuya, would make the following corrections:
1) His civilization, we have to extend to the east, not from 1386 but much earlier, at least from the time of employment Galich, ie to 1340, and more specifically, our influence on Russia begins in the late twelfth century,
2) the history of civilization in Lithuania more important than the Union of Lublin, Melnitskaya union and accession to the throne of Alexander, since then disappears existed before the isolation of the Lithuanian state . The Poles are beginning to defend Lithuania from Moscow and participate in management.
marked and prepared a new direction. First, it is only a single exception, and then they show up more often, producing more and more changes until it finally accomplished a decisive turning point. However, this change does not destroy the right of the past. Although the life of the people already seeking a new direction, but much still remains traces of the old order of things, but slowly they disappear, gradually decreasing, and the new program is implemented fully. Such a gradual transition from one period to another makes some historians are not able to decide on the date of final determination of the fracture - lengthen the transition time as possible and create a new transitional periods. However, this is just a convenient bypass difficulties, since, performing consistently this system, we do not find in the history of a single moment of complete rest: as soon vanished remnants of the old order of things are already heralds a new order. So, instead of dividing history into periods, consistent with the fact that at a certain time dominates and has the advantage, we would divide it into one of the transitional period.
We would be obtained:
1) the period when they begin to fade lehitskie ancestral relationships and Poland there is patriarchal, and
2) during the decomposition of patriarchal relations and the formation of a new Poland, and
3) during the decomposition of the new Poland. But neither Poland patriarchal, no new time Poland did not receive a certain time for their existence, as to medieval Poland, it is completely gone from our eyes, as if it was not.
What is the benefit of such a division?
The fruit of all the doubts and hesitations that arise in the determination of historical periods, the temptation is usually to provide "subperiods» (podokresy). The didactic value of sub-periods but is more than doubtful, because they just confuses most periods and wash their clear outlines. While no one has probably could not show what the people in my life is subperiod and how it differs from the period. An important reason for the dispute on the delimitation of periods is generally still insufficient study of the historical facts and attributing them to a large, then the smaller value. Who makes these facts more important than you need, one of them starts a new period earlier than it should have: on the contrary, those who are not sufficiently evaluate these facts, he is ready to continue the previous period, more typical of his limits. The dispute over the periods allowed special investigations, which resulted to be more loyal, more unanimous assessment of the real value of outstanding events.
 After these preliminary remarks, I proceed to the submission of my division into periods, and point out the views of modern historians do not agree with mine. In Polish history distinguish three periods: First period begins at the moment when the Group SMALL LEHITSKIH narodtsem who settled along the Oder and Vistula merged into one Polish state, CONTINUES TO HALF OF THE XIII CENTURY. most urgent foreign policy goal is to keep the Elbe basins and Oder rivers, and most, like the protection of the border. This is hard and difficult struggle, crowned with victory, when Boleslaw the Brave and the Krivoustom, begins to take an unfavorable turn in Poland since the inception of principalities. The princes of Western Pomerania in 1181 recognized lennuyu dependence on the emperor, on the ground lyutichey formed Brandenburg mark. However, Poland is losing the final boundary line Oder only half of the thirteenth century, since then it falls off the cover, which is represented in Poland Polabian Slavs, but then we lose a piece of land lyutichey, and then, again, (with 1241, ie, with Henry's death in the fields Blagochestivago Legnica) Silesian delnitsa (inheritance) is prey to Germanization, and actually breaks the link with Poland, but this fact only in 1335 received legal sanction. goal of domestic policy-lift semi lehitskih tribes to the highest level of organization. From the isolated tribes to form one people, taking care of his political existence, from the pagan population should form a Christian society, capable of independent activity and development. suited to these goals the entire state organization. In terms of patriarchal authority rests patriarchal, autocratic monarchy. The land and the people are in absolute possession of power. Monarch joins in his hands all the forces of the people. He is the only source of power and law, he was in charge of both the external protection and internal organization, not just the organization's military and judiciary, but also of the church, and economic. So far however, managed to achieve these objectives, ie during the whole first period of Polish society is distinguished by a sharp sign of childhood, it will not be able to demonstrate independent initiative, through its development required a harsh school, which is horrible. whole civilization imposed upon him from above, like Christianity, and the new legal and economic order and romance arts. These factors are only gradually penetrate a solid crust of ancient paganism, the ancient legal customs and ancient way of farming. That which does not touch these factors is kept firmly in ancient times in the customs, lifestyles, in the world of the senses, imagination and poetry. With the success of the civilizing formed and gradually increase in the number of factors and relations of preparing for the next period, but they still an exception as long as they can not eliminate the old order of things. This change was not made ​​or murder Saint. Stanislaus, nor the will Krivoustogo, although the result was the weakening of monarchical power and the strengthening of the aristocracy, the aristocracy as an effort to participate in the management, did not know how to assign the state of the different goals and ways of their implementation. patriarchal rule ceased to exist only when there were separate and autonomous estates. First of all class organized itself in such a clergy, who conducted a program of its autonomy, as stated in the franchise from 1210, private privileges in the period between 1230 - 1260 years. German communities that make up the first half of the thirteenth century, yet few exceptions (mainly in the Silesian land), in the forties and fifties of the thirteenth century are organized across the country in a number that made ​​a particular estate, a special factor in the state. Most slowly disappears patriarchal control of knightly class. The final organization of its autonomy is at the beginning of the XV century. So, if we take the average time an autonomous entity separate estates abroad between periods, then the time it will have half of the thirteenth century. This we can do so much courage, that it is the time we notice a change in perfect order, and the means of the then state-change violently accelerated by the Mongol invasion in 1241. What is left after this year of the original relations of Poland, was an exception, a fragment of the past period, convicted on more or less imminent extinction. second period STARTS WITH HALF XIII, continued to the end of the XV century. foreign policy goal is to keep the mouth of the Vistula River, is now the sole great ways to bring across the Baltic Sea. To achieve this goal-to subjection Prussian-owls, owning the right bank of the Vistula, Poland for that in the thirteenth century, uses the services of the Teutonic Order, became an ally when the enemy drew against him all his strength. This is the purpose of war, elbows, and the Casimir Jagiello Jagiellonian. Torunsky secular world is a success. Effort, and a perfect elimination order seems to question the near future. In order to overcome the Order of Poland renounces his intention to return the lost Silesia, in order also strengthened in 1340 in Russia and Chervonnaya successfully defended it against the Tatars, referring to the same goal, concludes union with Lithuania and spreads her blessings of their civilization . goal of domestic policy-development through self-employment society. A civilization that has adopted up to now only on the surface, to penetrate deep into the social life and to not existed before that time results. By this suited the purposes and organization of state and society: these two factors are already separated. Society is divided into three classes, almost completely independent of the legislative, judicial and administrative, namely, the clergy, the German community and "zemyanstva" (nobility). Estates pursue their individual self-government agreements with the monarch in the form of privileges. Sovereign or not interfere in the internal affairs of the estates, or uses only a small influence on them. The privileges are precisely defined and communicated to the minimum public service, which may require the sovereign of the classes. If the emperor requires more specific, you must obtain permission to do the classes. The problem is very limited monarchs: a balance between the preservation of estates, and foreign policy. Funds for the execution of these tasks, the monarch derives mainly from the huge revenues from the Crown Property (Huge progress of civilization is the result of an independent social activities, organized in such a way. Effect on the change of manners and learning of the clergy, municipal and industrial estates and chivalric veneer gentry. awakens Latin Polish scholastic literature is reflected in the organization of the state and justify political principles. In the art of the Romanesque style goes into the Gothic, which received wide application in the construction of churches, towns and castles. third period since the end of the fifteenth century foreign policy goal is to keep the state in the struggle for existence, which enter the European states in the late fifteenth century. For the sake of Poland merged into a single political entity with Lithuania by uny Melnitsky, in 1501, n Lublin, in 1569, for the sake of this since the beginning of the fifteenth century, and wages war on the Dvina and Dnepr outside its borders closer. It leads them to the end of his political existence, although it falls into them completely. goal of domestic policy objectives set the highest civilization, which was not enough effort for each class taken separately. purpose of this was put forward by the natural force of things, Noah when some estates have already reached what could achieve on its own. church was not able to move a public education. Trade, industry, agriculture is in need of a powerful ward to conquer a new field for development - new markets. These goals should be meet the new organization, not depriving society of independence in its activities. but makes it possible to concentrate all power in the hands of the state, which is necessary to protect the higher interests. Medieval privileges should fail, the power of the state must rely on general taxation and a standing army. Selfishness and estate isolation must give way to patriotism and a sense of national citizenship, without which the people could not decide on a heavy strain of his powers. tasks of the state is greatly enhanced, subject to its jurisdiction is not only a foreign policy, but also guarding public order, understood very well, creating a number of government functions that are unknown to the Middle Ages, consisting of a new administration in terms of time, education and economic policy. All this takes place in the incredible Poland with western Europe, movements caused by the discovery of America, humanism, the Reformation and the theory of natural law, each of the motions penetrate to the very lower strata of society and reflects on his moral and intellectual condition. Humanism and the Reformation dramatically change the direction of education and brings to life a national Polish literature, the Gothic style gives way to the Renaissance style, the Italian and later French secular gloss blur the distinction between classes and put a brand new imprint on morals. Alien elements are so contained a lot of Rzeczpospolita, opolyachivayutsya, at least in the upper classes: the gentry and city. fracture between the medieval and the new period marked in Poland, as well as in the West, the only question is, Does this change occurred, we at the same time, ie at the end of the fifteenth and the beginning of the century HVi. question arises from the fact that the organization of the Polish state certainly left behind in development compared to other states. We are already in the second half of the fifteenth century destroyed the medieval privileges, and in 1505 established the supreme state power - the Seimas, which had an absolute right to establish taxes and are installing new social order, but the Diet did not make proper use of his right, a strong central government was not created, various medieval relations continued to exist, these facto jure and those longer than in the West. However, this does not extend the right medieval era in our history. If we continue heads to her, then could not decide to what the actual limit, as the governmental authority responsible entirely new challenges, Poland has not worked out until the loss of political independence, though it was closer to that goal in the XV and Art. than in the following. What prevents us from a new organization, not so much medieval as the new origin - personal selfishness and desire anarchist gentry. Medieval institutions as much as they are preserved, since the end of the XV century are we in the same anachronistic, as well as for the boundary, the difference is that we have them, maybe more left. decisive factor in determining the start of the new Poland in the late XV century should be the conditions and problems of domestic and foreign policy, strongly altered at the time, and the changes that humanity has made ​​in education and morals.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.