В Великой Польше жизнь была более оживленной. Это была вполне консервативная «дельница», она упорно держалась прежних Пястовских учреждений, не давала доступа новшествам и «можновладству» и старалась удержать церковь в первоначальном её положении. Сын Мешка Старого, Владислав Тонконогий унаследовал старые предания Плотов. Получив власть в 1202 г., он совсем не думал отказываться ни от права назначения епископов, ни от судопроизводства в церковных владениях, ни от различных податей и повинностей, которым подлежали эти владения. Но стремление к независимости все яснее и
яснее обнаруживалось в польской церкви. XII век, частые визитации папских легатов, более близкие отношения к Риму, лэнчицкое вече, наконец ревностная деятельность новых монашеских орденов, цистерцианцев и премонстрантов — все это не осталось без влияния. Уже среди польского духовенства появились люди, которые не столько заботились о своем аристократическом положении в государстве, сколько о проведении реформ в духе Григория VII, в духе полной независимости церкви и преобладания её над государством. Число и сила их стали возрастать особенно с того времени, когда на папский престол вступил великий папа Иннокентий III. В Польше ими руководили краковский епископ Пэлка и архиепископ гнезненский Генрих Кетлич. Между ними и Владиславом Тонконогим началась ожесточенная борьба. Архиепископ предал князя анафеме, и хотя сам принужден был удалиться из Великой Польши, не нашедши сначала в ней поддержки, тем не менее Владислав Тонконогий, благодаря церковному отлучению, потерял великокняжеский престол и краковский удел, а в Великой Польше принужден был вести долгую борьбу с церковью. Уже 1209 г. вернулся Генрих Кетлич, в качестве папского легата, вторично предал проклятию Владислава и после многих превратностей принудил его к соглашению и уступам. В этом соглашении приняли участие также и другие князья, а именно Лешко Белый, Конрад мазовецкий и Казимир опольский, уступая многократным воззваниям папы и настояниям собственного духовенства.
Таким образом состоялось установление памятной привилегии от 1210 года, данной названными князьями в пользу польской церкви. Важны и содержание и форма этой привилегии. Сущность её состоит в принципиальном признании автономии церкви как в пределах её организации, так и в пределах её владений, т.е. в признании за ней права суда над подданными и освобождение последних от государственных повинностей. Что же говорить о форме этого акта, это — совсем не добровольный акт монаршей милости, которой до того времени нередко бывала взыскана церковь, это, очевидно, договор, контракт, заключенный между церковью и государством, как равнозначащими силами. Результаты привилегии 1210 года должны были привести к совершенному изменению государственного строя. Принципы, выраженные в этом акте, представляли программу, которую еще нужно было провести в жизнь, но для этого было достаточно нескольких десятилетий и последовательности в действиях духовенства как в целом государстве, так и в каждой его дельнице.
Труднее всего было справиться с последним эпигоном патриархальных самодержцев, Владиславом Тонконогим. Однако духовенство нашло поддержку в самой Великой Польше в лице внука Мешка Старого, калишского князя, Владислава Одонича, который вел с переменным счастием постоянную борьбу с своим дядей, Владиславом Тонконогим. Они изгоняли друг друга из своих владений, призывали на помощь Лешка Белого и Святополка поморского, пока, наконец, после смерти Владислава Тонконогого в 1231 г., не оставившего потомства, Одонич не соединил под своей властью всей Великопольской «дельницы».
Владислав Одонич отдался под покровительство папского престола, обязавшись платить по десяти гривен золота через каждые три года, он первый в Польше признал независимость церкви и наделил ее самыми большими вольностями и пожалованиями. Этот поступок, вполне противоречивший Пястовской традиции, вызвал вооруженное восстание светских панов. На престол был призван Генрих Бородатый из Силезии, и кровопролитное междоусобие кончилось тем, что Владислав Одонич принужден был уступить Генриху большую часть Великой Польши, примыкавшую к Силезии.
---
После смерти Мешка Старого в 1201 г. Великая Польша была разделена между его сыном Владиславом Тонконогим и внуком от второго сына, Одона, Владиславом Одоничем.
яснее обнаруживалось в польской церкви. XII век, частые визитации папских легатов, более близкие отношения к Риму, лэнчицкое вече, наконец ревностная деятельность новых монашеских орденов, цистерцианцев и премонстрантов — все это не осталось без влияния. Уже среди польского духовенства появились люди, которые не столько заботились о своем аристократическом положении в государстве, сколько о проведении реформ в духе Григория VII, в духе полной независимости церкви и преобладания её над государством. Число и сила их стали возрастать особенно с того времени, когда на папский престол вступил великий папа Иннокентий III. В Польше ими руководили краковский епископ Пэлка и архиепископ гнезненский Генрих Кетлич. Между ними и Владиславом Тонконогим началась ожесточенная борьба. Архиепископ предал князя анафеме, и хотя сам принужден был удалиться из Великой Польши, не нашедши сначала в ней поддержки, тем не менее Владислав Тонконогий, благодаря церковному отлучению, потерял великокняжеский престол и краковский удел, а в Великой Польше принужден был вести долгую борьбу с церковью. Уже 1209 г. вернулся Генрих Кетлич, в качестве папского легата, вторично предал проклятию Владислава и после многих превратностей принудил его к соглашению и уступам. В этом соглашении приняли участие также и другие князья, а именно Лешко Белый, Конрад мазовецкий и Казимир опольский, уступая многократным воззваниям папы и настояниям собственного духовенства.
Таким образом состоялось установление памятной привилегии от 1210 года, данной названными князьями в пользу польской церкви. Важны и содержание и форма этой привилегии. Сущность её состоит в принципиальном признании автономии церкви как в пределах её организации, так и в пределах её владений, т.е. в признании за ней права суда над подданными и освобождение последних от государственных повинностей. Что же говорить о форме этого акта, это — совсем не добровольный акт монаршей милости, которой до того времени нередко бывала взыскана церковь, это, очевидно, договор, контракт, заключенный между церковью и государством, как равнозначащими силами. Результаты привилегии 1210 года должны были привести к совершенному изменению государственного строя. Принципы, выраженные в этом акте, представляли программу, которую еще нужно было провести в жизнь, но для этого было достаточно нескольких десятилетий и последовательности в действиях духовенства как в целом государстве, так и в каждой его дельнице.
Труднее всего было справиться с последним эпигоном патриархальных самодержцев, Владиславом Тонконогим. Однако духовенство нашло поддержку в самой Великой Польше в лице внука Мешка Старого, калишского князя, Владислава Одонича, который вел с переменным счастием постоянную борьбу с своим дядей, Владиславом Тонконогим. Они изгоняли друг друга из своих владений, призывали на помощь Лешка Белого и Святополка поморского, пока, наконец, после смерти Владислава Тонконогого в 1231 г., не оставившего потомства, Одонич не соединил под своей властью всей Великопольской «дельницы».
Владислав Одонич отдался под покровительство папского престола, обязавшись платить по десяти гривен золота через каждые три года, он первый в Польше признал независимость церкви и наделил ее самыми большими вольностями и пожалованиями. Этот поступок, вполне противоречивший Пястовской традиции, вызвал вооруженное восстание светских панов. На престол был призван Генрих Бородатый из Силезии, и кровопролитное междоусобие кончилось тем, что Владислав Одонич принужден был уступить Генриху большую часть Великой Польши, примыкавшую к Силезии.
---
После смерти Мешка Старого в 1201 г. Великая Польша была разделена между его сыном Владиславом Тонконогим и внуком от второго сына, Одона, Владиславом Одоничем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.