Покушение на переворот со стороны Чарторыйских. Середина XVIII века. (Часть 1)

Тридцатилетнее царствование Августа III занимает собою непрерывная, мучительная и бесплодная борьба Чарторыйских и Потоцких. С тех пор, как общая их деятельность при избрании Лещинского не удалась, эти два можновладческих дома расходятся в своих намерениях и средствах. Тогда как гет­ман Иосиф Потоцкий опирается в будущем на Францию, но­сится с планами увеличения войска, соединения шляхты в кон­федерацию против России и приобретения турецкой и шведской помощи, Чарторыйские: Михаил, подканцлер, а впоследствии канцлер литовский, и Август, воевода русский, вступают на иную политическую дорогу. Рожденные Изабеллою Морштын (1696 и 1697 г.), они были воспитаны и образованы
под фран­цузским влиянием и, с необычайным талантом и искусством поддерживая Августа II, в короткое время успели возвыситься над старинными можновладческими родами. Выдав свою сестру Констанцию за Станислава Понятовского, они сумели привлечь на свою сторону этого необыкновенного человека, который, на­чав с заурядного шляхтича, приобрел себе высокое положе­ние в службе Карла XII, а потом, перешедши на сторону Ав­густа II, в качестве мазовецкого воеводы и коронного главно­командующаго (regimentarz), сделался одной из первых поли­тических сил. Главной причиной их значения была однако только женитьба Августа Чарторыйского на последней представи­тельнице рода Сенявских, которая принесла в их дом гро­мадное богатство, и путем многочисленных родственных свя­зей дала им такое семейное могущество, что всю партию, кото­рою предводительствовали Чарторыйские, называли в Польше «фамилией». С тогдашним можновладством Чарторыйские раз­деляли личную гордость, нравственную испорченность и нераз­борчивость в выборе средств, но превосходили его политиче­ским смыслом, образованием и более широким взглядом на европейския дела. После смерти Августа II они неожиданно очу­тились в лагере Лещинского, за которого стали Франция и Понятовский, но, видя, что дело народного избранника падает, Чар­торыйские заблаговременно переходят на сторону Августа III и содействуя успокоению края, обеспечивают себе при дворе но­вого короля тем более прочное положение, чем грознее время от времени выступала оппозиция Потоцких и их военные планы, направленные против России. Увеличивая свое значение и могущество, Чарторыйские берегут то и другое для дальней­ших и более обширных видов и целей.
Чарторыйские уже воспользовались тем новым направле­нием, начало которому дал Лещинский. Поселившись в Лотарингии, король-изгнанник не забыл о своей отчизне и посвятил ей прекраснейший труд. Его сочинение «Свободный голос» («Glos wolny» 1733 г.) является действительно первым свобод­ным голосом!), т.е. порицающим узы, наброшенные всеоб­щим ослеплением народа, голосом политическим, который осторожно, но решительно изобличает недостатки всего устрой­ства Речи Посполитой и дает указания для возвышения прави­тельства. Король-философ собирал польскую молодежь, чтобы образовать ее посредством настоящей науки, напитать здравыми политическими принципами, и своих учеников отправлял обратно в Польшу, как пионеров просвещения и внутренней реформы. Из этой школы вышли оказавшие услуги распростра­нению науки и литературы в тогдашней Польше Богомольцы и Залуские, из этой же школы вышел пиарист Станислав Конарский (1700—1773), который первый начал успешную борьбу с монополией иезуитского воспитания. Этот великий человек вдохнул в окружавшую его среду новый, прогрессивный дух, воспитал учителей, написал книги для школ и реформиро­вал пиаристския училища (в Варшаве, Львове и Вильне), ко­торые, привлекая к себе самую богатую молодежь, сообщали ей новый дух. Основательно ознакомившись в своих много­численных путешествиях с тогдашним французским просве­щением и литературой, Конарский открыл им обоим ши­рокий доступ в Польшу, а, применяя заимствованное к поль­ским понятиям и потребностям, с помощью его стремился возродить народ умственно и политически. Он выбросил из школы панегирики и литературную смесь (makaronizm), ввел вместо того классические занятия, историю, естественные науки, а прежде всего изучение отечественного языка, поднимал созна­ние личного и национального достоинства в молодежи и откры­вал ей глаза на упадок родины. Его политическое произведе­ние «Об успешном способе советов» («О skutecznym rad sposobie» 1760—1763), борясь с мнением, что «Польша стоит безнарядьем», выставило все ужасающие последствия этого безнарядья и, нападая в конце на способ единогласного решения, и на liberum veto, прокладывало путь для внутренней реформы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.