Тридцатилетнее царствование Августа III занимает собою непрерывная, мучительная и бесплодная борьба Чарторыйских и Потоцких. С тех пор, как общая их деятельность при избрании Лещинского не удалась, эти два можновладческих дома расходятся в своих намерениях и средствах. Тогда как гетман Иосиф Потоцкий опирается в будущем на Францию, носится с планами увеличения войска, соединения шляхты в конфедерацию против России и приобретения турецкой и шведской помощи, Чарторыйские: Михаил, подканцлер, а впоследствии канцлер литовский, и Август, воевода русский, вступают на иную политическую дорогу. Рожденные Изабеллою Морштын (1696 и 1697 г.), они были воспитаны и образованы
под французским влиянием и, с необычайным талантом и искусством поддерживая Августа II, в короткое время успели возвыситься над старинными можновладческими родами. Выдав свою сестру Констанцию за Станислава Понятовского, они сумели привлечь на свою сторону этого необыкновенного человека, который, начав с заурядного шляхтича, приобрел себе высокое положение в службе Карла XII, а потом, перешедши на сторону Августа II, в качестве мазовецкого воеводы и коронного главнокомандующаго (regimentarz), сделался одной из первых политических сил. Главной причиной их значения была однако только женитьба Августа Чарторыйского на последней представительнице рода Сенявских, которая принесла в их дом громадное богатство, и путем многочисленных родственных связей дала им такое семейное могущество, что всю партию, которою предводительствовали Чарторыйские, называли в Польше «фамилией». С тогдашним можновладством Чарторыйские разделяли личную гордость, нравственную испорченность и неразборчивость в выборе средств, но превосходили его политическим смыслом, образованием и более широким взглядом на европейския дела. После смерти Августа II они неожиданно очутились в лагере Лещинского, за которого стали Франция и Понятовский, но, видя, что дело народного избранника падает, Чарторыйские заблаговременно переходят на сторону Августа III и содействуя успокоению края, обеспечивают себе при дворе нового короля тем более прочное положение, чем грознее время от времени выступала оппозиция Потоцких и их военные планы, направленные против России. Увеличивая свое значение и могущество, Чарторыйские берегут то и другое для дальнейших и более обширных видов и целей.
Чарторыйские уже воспользовались тем новым направлением, начало которому дал Лещинский. Поселившись в Лотарингии, король-изгнанник не забыл о своей отчизне и посвятил ей прекраснейший труд. Его сочинение «Свободный голос» («Glos wolny» 1733 г.) является действительно первым свободным голосом!), т.е. порицающим узы, наброшенные всеобщим ослеплением народа, голосом политическим, который осторожно, но решительно изобличает недостатки всего устройства Речи Посполитой и дает указания для возвышения правительства. Король-философ собирал польскую молодежь, чтобы образовать ее посредством настоящей науки, напитать здравыми политическими принципами, и своих учеников отправлял обратно в Польшу, как пионеров просвещения и внутренней реформы. Из этой школы вышли оказавшие услуги распространению науки и литературы в тогдашней Польше Богомольцы и Залуские, из этой же школы вышел пиарист Станислав Конарский (1700—1773), который первый начал успешную борьбу с монополией иезуитского воспитания. Этот великий человек вдохнул в окружавшую его среду новый, прогрессивный дух, воспитал учителей, написал книги для школ и реформировал пиаристския училища (в Варшаве, Львове и Вильне), которые, привлекая к себе самую богатую молодежь, сообщали ей новый дух. Основательно ознакомившись в своих многочисленных путешествиях с тогдашним французским просвещением и литературой, Конарский открыл им обоим широкий доступ в Польшу, а, применяя заимствованное к польским понятиям и потребностям, с помощью его стремился возродить народ умственно и политически. Он выбросил из школы панегирики и литературную смесь (makaronizm), ввел вместо того классические занятия, историю, естественные науки, а прежде всего изучение отечественного языка, поднимал сознание личного и национального достоинства в молодежи и открывал ей глаза на упадок родины. Его политическое произведение «Об успешном способе советов» («О skutecznym rad sposobie» 1760—1763), борясь с мнением, что «Польша стоит безнарядьем», выставило все ужасающие последствия этого безнарядья и, нападая в конце на способ единогласного решения, и на liberum veto, прокладывало путь для внутренней реформы.
под французским влиянием и, с необычайным талантом и искусством поддерживая Августа II, в короткое время успели возвыситься над старинными можновладческими родами. Выдав свою сестру Констанцию за Станислава Понятовского, они сумели привлечь на свою сторону этого необыкновенного человека, который, начав с заурядного шляхтича, приобрел себе высокое положение в службе Карла XII, а потом, перешедши на сторону Августа II, в качестве мазовецкого воеводы и коронного главнокомандующаго (regimentarz), сделался одной из первых политических сил. Главной причиной их значения была однако только женитьба Августа Чарторыйского на последней представительнице рода Сенявских, которая принесла в их дом громадное богатство, и путем многочисленных родственных связей дала им такое семейное могущество, что всю партию, которою предводительствовали Чарторыйские, называли в Польше «фамилией». С тогдашним можновладством Чарторыйские разделяли личную гордость, нравственную испорченность и неразборчивость в выборе средств, но превосходили его политическим смыслом, образованием и более широким взглядом на европейския дела. После смерти Августа II они неожиданно очутились в лагере Лещинского, за которого стали Франция и Понятовский, но, видя, что дело народного избранника падает, Чарторыйские заблаговременно переходят на сторону Августа III и содействуя успокоению края, обеспечивают себе при дворе нового короля тем более прочное положение, чем грознее время от времени выступала оппозиция Потоцких и их военные планы, направленные против России. Увеличивая свое значение и могущество, Чарторыйские берегут то и другое для дальнейших и более обширных видов и целей.
Чарторыйские уже воспользовались тем новым направлением, начало которому дал Лещинский. Поселившись в Лотарингии, король-изгнанник не забыл о своей отчизне и посвятил ей прекраснейший труд. Его сочинение «Свободный голос» («Glos wolny» 1733 г.) является действительно первым свободным голосом!), т.е. порицающим узы, наброшенные всеобщим ослеплением народа, голосом политическим, который осторожно, но решительно изобличает недостатки всего устройства Речи Посполитой и дает указания для возвышения правительства. Король-философ собирал польскую молодежь, чтобы образовать ее посредством настоящей науки, напитать здравыми политическими принципами, и своих учеников отправлял обратно в Польшу, как пионеров просвещения и внутренней реформы. Из этой школы вышли оказавшие услуги распространению науки и литературы в тогдашней Польше Богомольцы и Залуские, из этой же школы вышел пиарист Станислав Конарский (1700—1773), который первый начал успешную борьбу с монополией иезуитского воспитания. Этот великий человек вдохнул в окружавшую его среду новый, прогрессивный дух, воспитал учителей, написал книги для школ и реформировал пиаристския училища (в Варшаве, Львове и Вильне), которые, привлекая к себе самую богатую молодежь, сообщали ей новый дух. Основательно ознакомившись в своих многочисленных путешествиях с тогдашним французским просвещением и литературой, Конарский открыл им обоим широкий доступ в Польшу, а, применяя заимствованное к польским понятиям и потребностям, с помощью его стремился возродить народ умственно и политически. Он выбросил из школы панегирики и литературную смесь (makaronizm), ввел вместо того классические занятия, историю, естественные науки, а прежде всего изучение отечественного языка, поднимал сознание личного и национального достоинства в молодежи и открывал ей глаза на упадок родины. Его политическое произведение «Об успешном способе советов» («О skutecznym rad sposobie» 1760—1763), борясь с мнением, что «Польша стоит безнарядьем», выставило все ужасающие последствия этого безнарядья и, нападая в конце на способ единогласного решения, и на liberum veto, прокладывало путь для внутренней реформы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.