Возрождение в упадке. Четырехлетний сейм (1788—1791 гг).

Как у кормила государства, так равно и в недрах поль­ского общества нашлись элементы, ждавшие только удобной ми­нуты, чтобы приступить к делу реформы, обеспечивающей здоровое развитие и народную самодеятельность. Такая минута на­ступила в 1788 г. Упрочив за собой при первом разделе верховную власть в Польше, Россия обратилась против Тур­ции, с этою целью заключила союз с Австрией в 1781 г., в 1783 заняла Крым, а в 1787 начала вместе с Австрией новую решительную войну, в которой Турция сверх ожидания выказала большую стойкость и силу. Новый союз России оче­видно повлиял на ослабление её связи с Пруссией, продолжав­шейся уже с 1764 г. Россия с Австрией стремились к увели­чению своих владений на востоке без участия Пруссии, доста­точный повод для этой последней, чтобы стать в неприязнен­ные отношения к ним и, вызывая в Польше новые волне­ния, добыть себе новый
выкуп в Польше. Эту жажду к за­хватам заметили Россия и Австрия и поэтому взаимно обязались помогать друг другу в отражении возможных прусских домогательств, имеющих в виду новый раздел Польши.
Эта новая опасность для Польши имела однако ту выгоду для неё, что, пробуждая несогласие и соперничество между сосе­дями, уменьшала внешнее давление и открывала ей поприще для более самостоятельных действий. Польша имела для выбора три дороги: или союз с Россией, или союз с Пруссией, или на­конец полный нейтралитет по отношению к обоим госу­дарствам. Несомненно самым худшим и прямо опасным был прусский союз, потому что прежде всего Польша могла заключить его только ценой Гданска, Торна и части Великой Польши, а затем не имела еще никакого обеспечения в том, что Пруссия, получив эти приобретения, не натолкнется на же­стокую борьбу с Россией за удержание остальной Польши. В случае войны Россия, конечно, могла уступить Пруссии еще боль­ший кусок Речи Посполитой и тем успокоить ее. Союз Польши с Пруссией должен был привести поэтому к соглашению между Пруссией и Россией на счет Речи Посполитой, т.е. к новому её разделу. Гораздо выгоднее представлялся союз Польши с Россией, потому что одна Россия имела жизненный интерес в том, чтобы не допускать увеличения Пруссии и Австрии на счет Польши. Этот союз, очевидно соединенный с полным отре­чением от самостоятельной иностранной политики со стороны Польши, упрочивал её зависимость от России, но зато обесцв­ечивал границы и открывал поприще для мирной внутрен­ней реформы. Впрочем Россия не могла противиться усилению зависимой Польши, потому что таким образом приобретала себе в ней стража на западе в тот момент, когда напрягала все свои силы к разрешению великого восточного вопроса.
Станислав Август уже несколько лет думал о союзе с Россией и с этою целью даже выехал в Канев для личного свидания с Екатериной, но эта встреча не привела к предполо­женному результату. Усилия короля парализовали анархические магнаты, именно Ксаверий Браницкий и Феликс Потоцкий, которые, надеясь на связи, соединявшие их с канцлером российским Потемкиным, в то же время представляли Екатерине проект союза с конфедерацией, которую они намеривались составить и на­править против усиления королевской власти. Россию также удерживало опасение, чтобы союз её, заключенный с Польшей, не подал Пруссии предлога вызвать в Польше антирусскую конфедерацию и новые возмущения. Итак королевские замыслы кончились ничем.
В этом еще не было несчастья. Польше оставалась нейтраль­ная политика по отношению к противоречивым и скрещивав­шемся на её территории интересам Пруссии и России и при этом напряженная работа над внутренним поднятием и уси­лением. Относительно того, что нужно приняться за эту работу, господствовало общее согласие на сейме, который начался в Варшаве 2 октября 1788 г. и, усилившись путем образования конфедерации, продолжал свои занятия, с короткими переры­вами, в течении четырех последующих лет.
Первые заседания сейма представляли совершенно новое зре­лище, под напором всеобщего воодушевления, перед реши­тельною и искреннею волею спасти родину анархические и ретроградные элементы принуждены были совершенно умолкнуть, одним из первых решений, принятых par acclamation, было постановление об увеличении войска до ста тысяч. И однако деятельность сейма в своих непосредственных результатах оказалась бесплодной и, что еще прискорбное, во многом вред­ной. Люди, стремившиеся к одной и той же цели, одушевлен­ные одним и тем же желанием, не сумели идти вместе. Пылкое чувство не умело примириться с политикой и рассудком. Более опытные политики соединились вокруг короля, ко­торый несомненно советовал самый лучший путь для движения вперед. Не отвергая заявлений прусской приязни, но совсем им не доверяя, Станислав Август не хотел ничем раздражать Россию и стремился по крайней мере формально сохранить гарантиро­ванную ею форму правления, т.е. постоянный Совет, чтобы в этих пределах развить активную деятельность, укрепить власть, повысить доходы государства и прежде всего увеличить его вооруженную силу. Эта политика короля и его партии не сходилась однако с понятиями более горячих, но неопытных патриотов, которые своим пылом и решительным выступле­нием приобрели себе перевес на сейме. В это время обнару­жилось, что просвещение подняло народ в нравственном и умственном отношениях, но не дало ему политического смысла, который исчез в Польше века тому назад, и который выра­батывается только опытностью в общественных делах, пере­дается и укрепляется по традиции. Народ уже создал себе идеалы, но не умел стремиться к их осуществлению.
Эта патриотическая партия — так она назвала сама себя, питала впрочем справедливое отвращение к тем людям, ко­торые напоминали ей печальное время первого раздела, но не умела победить этого отвращения и вместо того, чтобы восполь­зоваться подобными людьми, насколько было необходимо, оттолк­нул и всех их, или не давая применения их способностям и делая напрасными их добрые усилия или создавая из них оппозицию. Первое относилось главным образом к Станиславу Августу. Всем своим прошлым он не представлял поруки в постоянном характере, не умел сохранить ни своего, ни национального достоинства, но, как король, он представлял власть и единственную силу, при помощи которой могли иметь успех усилия укрепить государство. Точно также смотрели па­триоты и на постоянный Совет, видя в нем единственно ору­дие чужого влияния. Все свои реформы они старались осуществить где-то, где не было ни короля, ни Совета, и через это приво­дили только к новому замешательству и анархии. Еще более неловким было поведение патриотов по отношению к все еще могущественным магнатам, как Феликс Потоцкий, которых они могли удержать, а вместо того толкнули на самый пагубный путь для страны. Патриотическая партия видела перед собою только одну цель — свергнуть существовавшую до сих пор зависимость от России и вернуть полную независимость во внешних отношениях, и для немедленного, мгновенного достижения этой цели она хваталась с безграничным легкомыслием и наивностью за средства, пагубные по своим дальнейшим послед­ствиям. Те, которые не хотели сомнительного русского покро­вительства, пошли на удочку прусской политики, прямо стремившейся к другому разделу Речи Посполитой.
Отстраненная от австрийско-русского союза и его ожидае­мых выгод, Пруссия, под руководством министра Герцберга, обратила все свое внимание на Польшу и решила поднять её как следует против России и тем самым довести до борьбы с последней. С этою целью она через своих послов, Бухгольца и затем Люккезини, направила сначала патриотическую партию против политики Станислава Августа, а потом, под­держивая внутреннюю реформу, старалась о том, чтобы она как можно яснее была направлена против России и повела к полному разрыву с ней. К несчастью для Польши, это пре­восходно удалось Пруссии. Станислав Август, видя, что сопро­тивление с его стороны было бы напрасным, уступил патрио­тической партии и наконец совершенно соединился с ней.
Под влиянием таких факторов развилась деятельность четырехлетнего сейма. Первые его старания направились глав­ным образом на уничтожение существовавшей до тех пор формы правления, которая возникла под русским влиянием. Поэтому уже 24 октября 1788 г. у постоянного Совета были отобраны военные дела, и их отдали особой войсковой комис­сии, 15 декабря были учреждены выбираемые сеймиками поряд­ковые гражданско-военные комиссии (komisye porzadkowe cywilno-wojskowe), как административные органы, зависящие от выс­ших властей, 19 декабря были отправлены послы к европей­ским дворам, и составление инструкций для них было пору­чено особой сеймовой депутации, наконец 19 января 1790 г. по­стоянный Совет был совершенно уничтожен.
Постоянный Совет не был совершенной правительственной формой, уничтожение его могло бы даже означать прогресс, если бы на его место была в то же самое время поставлена новая правительственная власть, энергичная и цельная, но об этом не было и речи. Патриотические послы, но неопытные по­литики, республиканцы по убеждению, уничтожая Совет, отстра­няя тем самым короля от всякой власти, всю исполнитель­ную власть передали в руки сейма. Они предполагали, что сейм, решающий теперь большинством голосов, осилит эту задачу, а не считались с тем фактом, что такое многочислен­ное и разнородное собрание, как сейм, никоим образом не в состоянии успешно вести дела, требующие беспрерывного и мелочного труда. Правда, сейм выручал себя комиссиями, но эти комиссии, именно военная и финансовая, выступая, как подчиненные, не самостоятельные органы, без всякой связи между собой, равным образом не могли развить энергичной и со­гласной деятельности. Сейм постоянно вмешивался во все их дела, проволакивал и затруднял решение каждого вопроса, необходимо требовавшего быстроты.
Печальную картину представляли также совещания сейма о предметах, входивших в круг действия исполнительной вла­сти. Рядом с незнанием дела, с обычным в конце XVIII века ораторством и не уменьем помочь себе, явно выступило еще одно, совершенно отрицательное явление: оппозиция, действо­вавшая недобросовестно. Кроме королевских сторонников и патриотов в сейме заседало еще известное число сенато­ров и депутатов, которые или по убеждению, или из част­ных интересов стремились к золотой свободе и анархии. Они ревностно поддержали нападение на постоянный Совет, потому что предпочитали не иметь никакого правительства и предви­дели, что на сейме они успешнее будут противиться всем намерениям укрепления государства. По уничтожении Совета, когда сейм захватил в свои руки исполнительную власть, они мастерски выполнили свое предприятие. Прикрываясь личи­ной патриотизма, весьма шумно сражаясь фразами, они умели до бесконечности протягивать всякий спор, делать напрасным каждый рассудительный шаг, прерывать и нарушать реформу войска и налогов ничтожными, но чрезвычайно раздутыми во­просами, как например, опасением бунтов на Украине и на­казанием Адама Понинского. Между ними отличался красноре­чием Суходольский, но главой их был печальной памяти гет­ман Браницкий. Миновал уже целый год с открытия сейма. Были установлены налоги с духовных имений и староств и подоходный налог, названный «пожертвованием десятого гроша» (ofiara dziesiatego grosza), было установлено несколько наборов, но эти средства, полезные во время мира, совсем не соответ­ствовали данному положению. Недостаток исполнительной власти произвел то, что налоги не были собраны надлежащим обра­зом, что малый доход не позволил собрать, вооружить и обу­чить установленное число солдат. Никогда и нигде недостаток политического смысла не губил больше доброй воли, самоотвер­жения и трудов. После открытого почти вызова России, страна, несмотря на длившияся целый год совещания сейма, очутилась без защиты.
Счастье, что эта защита в то время не понадобилась. Россия и Австрия так были озабочены войной, ведшейся с Турцией, что не могли выступить в польском вопросе. Они, правда, легко могли произвести другой раздел, но на невыгодных для себя условиях, с очевидной выгодой для Пруссии и с превос­ходством её, не занятой никаким другим вопросом. При таких условиях Екатерина подавила свое раздражение против Польши и совсем развязала полякам руки до тех пор, пока сама не рассчитается с Турцией. Видя, что Пруссия стоит за патриотическую партию в Польше и стремится вызвать раздоры, Россия уступила требованиям, смело предъявленным Польшей, удалила свое войско и магазины из юго-восточных провинций Речи Посполитой и, следуя совету Кауница, сохранила спокой­ствие даже по отношению к проектам союза, который Польше предлагала Пруссия. Взамен Гданска и Торна Пруссия должна была вместе с Польшей выступить против Австрии и помочь Речи Посполитой вернуть Галицию. Однако патриотическая пар­тия не могла провести эти условия. Оппозиция, под предводи­тельством Браницкого, все определеннее и определеннее действуя в пользу России, под предлогом патриотизма возбудила общественное мнение в Польше против каких бы то ни было территориальных уступок. Итак дело кончилось 29 марта 1790 г. соглашением, по которому Пруссия обещалась защищать целостность и независимость Польши против двух других соседей, без упоминания о Торне и Гданске. Этот союз, не при­нося Пруссии никакой выгоды, заключенный недобросовестно, должен был послужить только для большей натянутости отношений между Польшей и Россией. Грозя им России, Пруссия ждала только, когда Россия обратится против Польши, и уве­ряла себя, что она без соглашения с ней не может окончательно этого сделать.
Между тем в Польше доверились союзу и, видя себя в первый раз за сто лет освобожденными от внешнего давления, с жаром ухватились уже не за вопрос о налогах и войске, но за внутреннюю организацию. Недавний опыт убедил разум­ных и просвещенных патриотов, что правление сейма не в состоянии удовлетворить существенным потребностям народа, что сильная исполнительная власть должна самостоятельно вы­ступить и действовать рядом с сеймом. Станислав Август, человек слабого характера, увидев в патриотической партии силу, на которую можно опереться, склонился на её сторону и присоединился к её усилиям. Вследствие этого уменьшилось не­доверие к королю, пало великое препятствие для правительствен­ной реформы. Однако это были второстепенные обстоятельства. Наибольшей побудительной причиной к деле реформы было общее политическое направление, которое охватило все более образованные умы, было горячее желание исправить зло, загла­дить бесчестие, которым покрыла народ вековая анархия, была глубокая вера, что эта общественная и политическая реформа, составленная по самым лучшим образцам, будет верною помощью. Пример современной великой французской революции также подействовал потрясающим образом на умы поляков, которые свое политическое образование почерпали из француз­ских отношений и французской литературы, хотя нужно при­знать, что этот пример не внушил слепого подражания. Под таким влиянием совершилось дело внутренней реформы на четырехлетнем сейме.
Оно прошло через три фазы, с каждым разом принимая более определенный вид, выигрывая в практичности и вну­тренней ценности. Уже 23 декабря 1789 г. по представлению Игнатием Потоцким: «Оснований для исправления формы правления» сейм установил общие идеи, согласно которым особая депу­тация должна была во всех подробностях выработать форму правления и представить ее на утверждение сейма. Эта еще очень незрелая вещь, не порывавшая окончательно с гибельной тра­дицией, прошла однако только среди упорной оппозиции ревни­телей золотой свободы. «Основания» признавали верховную власть в государстве за владеющей имениями шляхтой, которая соби­рается на воеводских сеймиках, и с них высылает на сейм своих депутатов с обязательными инструкциями. Сеймики ре­шают все, сейм служит только для собрания и счета сеймиковых голосов, представленных в инструкциях. Единогласие инструкций необходимо для установления основных законов (prawa kardynalne), большинство трех четвертей — для законов политических, большинство двух третей — для законов финан­совых, простое большинство — для законов гражданских и уголовных. Исполнение утвержденных законов сейм поручает особым властям, которых он выбирает, именно: королю, министрам, судьям и т.п., и над которыми последний кон­троль он удерживает за самим собой. Несомненно разумным «основанием» было исключение из сеймиков массы безпоместной шляхты и обуздание таким способом олигархии, но перенесение центра тяжести с сейма на сеймики посредством стеснитель­ных инструкций делало парламентскую машину еще более, чем дотоле, неповоротливой, а сохранение единогласия инструкций при установлении основных законов было уступкой анархической традиции. Наконец все, что относилось в «Основаниях» к исполнительной власти, по меньшей мере было очень неясным и неопределенным. Исполнительная власть была признана за королем и его министрами, однако ему не были определенно подчинены исполнительные коммиссии, был сохранен непре­рывный контроль сейма, через что в недрах правительственной власти должно было возникнуть разложение, и всякая энергия в действиях становилась невозможной.
«Основания для исправления формы правления» не могли по­служить свидетельством существенного улучшения этой формы и имели только то значение, что возбудили в широких разме­рах спор о предположенной реформе на сейме и среди обще­ственного мнения, в разговорах и в обширной литературе политических брошюр. В такого рода школе понятия выясня­лись, исправлялись и обращались на более верную дорогу. Боль­шим шагом вперед были также «Основные законы», пред­ставленные депутацией почти через полгода, 5 августа 1790 г., после утверждения «Оснований». Эти законы допускали горожан до обладания поземельными имениями и до военных чинов, обеспечивали за крестьянами личную свободу и покровительство го­сударственных законов, укрепляли королевскую власть, предла­гая ввести избрание королевских родов вместо выбора отдель­ных королей и возвращая королю право назначения чиновников. Уже при жизни Станислава Августа и притом в самом ско­ром времени должна была быть выбрана царствующая династия в лице курфирста саксонского и его потомков. Проект, шед­ший так далеко и состоявший из 89 параграфов, вызвал упорную оппозицию со стороны приверженцев золотой сво­боды, бесплодно тянулся спор, а сейм, находясь не в пол­ном составе вследствие оппозиции, не обладал мужеством для того, чтобы простым большинством голосов решить такой основной вопрос, и опасался массы шляхетского общества, ко­торое еще не отреклось от старинных традиций. Постановлено было увеличить число депутатов и таким образом дать силу сейму и одновременно универсалом 24 сентября 1790 г. вопрос об избрании был отдан на утверждение сеймиков.
Сеймики, то есть народ-шляхта, значительным большин­ством высказались и за реформу и за вступление на престол курфирста саксонского, но только несколько сеймиков — за наследственность престола. Новые депутаты усилили партию патрио­тов и ободрили ее к более решительному образу действий. 16 декабря собрался увеличенный сейм. Результатом нового направления был закон о сеймиках и важный закон о горо­дах, окончательно утвержденный 18 апреля 1791 г. Он произ­водил большой переворот в тогдашней организации Речи По­сполитой.
Мы уже говорили выше, что во второй половине XYIII века, под влиянием вновь возникавшей промышленности и торговли, под влиянием распространявшегося просвещения, население главнейших городов, и особенно Варшавы, стало возрастать, бо­гатеть и более сознавать свою самостоятельность. Снова по­явился элемент, который начал соперничать со шляхтой и в экономическом отношении, и в патриотизме, и в просвещении. Отголосок великих событий французской революции, в кото­рых горожане играли главную роль, придал мужество этому элементу, среди него нашлись люди выдающегося характера, как Ян Декерт, варшавский городской голова, которые склонили горожан к большему единению и выступили с требованием возвратить городам необходимую для них самостоятельность и политические права. Эти требования исполнил наконец четы­рехлетний сейм посредством городского положения и образо­вал из городского элемента новую и сильную опору предполо­женной реформе. На горожан было распространено правило "neminem captivabimus", города были освобождены от всякой исключительной юрисдикции, им было возвращено полное самоуправление, шляхта, проживавшая в городах, была подчинена городским законам, был уничтожен обычай, по которому за­нятие торговлей или промышленностью влекло за собой потерю шляхетского достоинства, горожанам был открыт доступ к приобретению поземельных имений, к офицерским чинам в войске (за исключением национальной кавалерии), к судейскому сословию и к каноничеству, облегчено получение шляхетства. За семью более значительными городами в каждой из трех «провинций» Речи Посполитой было признано право отправлять уполномоченных, которые на сейме имели только право заявить свое мнение, но в известном количестве входили в состав финансовой и полицейской коммиссий и ассессорского суда, сле­довательно в состав верховной правительственной власти. В сфере местного управления городам была сделана та же самая уступка: им дозволили отправлять коммиссаров в состав порядковых воеводских коммиссий.
Но когда со всей свободой вознамерились осуществить подоб­ным образом дело реформы, внезапно начал омрачаться яс­ный дотоле политический горизонт. В Англии пало неприязненное России министерство Питта, Пруссия увидела себя изолиро­ванной в своей антирусской политике и, в то же время, теряя надежду выторговать что-либо в Польше, стала сближаться с Россией на очевидную гибель поляков. Только при виде этой опасности патриотическая партия пробудилась к более поспеш­ной деятельности. Предводители патриотов в соглашении с королем составили проект новой конституции, основанный на предшествовавших подготовительных работах, но шедший го­раздо дальше их, потому что он заходил даже до наслед­ственности трона, и решили провести его за одним разом. Намерение удалось весьма хорошо. Пользуясь тем, что после пасхальных праздников съехались еще не все оппозиционные депутаты, король внес проект конституции 3 мая 1791 г. и значительное большинство участвовавших на сейме, обходя предписанные регламентом совещания, приняло его par acclama­tion и немедленно, вместе с королем, присягнуло ему, как основному закону.
Кроме вступительного пункта, который признает католиче­скую религию господствующей, но предоставляет свободу всем другим религиям и вероисповеданиям, конституция 3 мая в одиннадцати обширных пунктах заключает главные принципы будущей общественной и политической организации.
Существовавшее до тех пор устройство польского обще­ства, деление на три сословия: шляхетское, городское и сельское, остается неизмененным в этой конституции. Города удерживают права, недавно утвержденные, за крестьянами признано покровительство закона единственно в договорах, которые они стали бы заключать с своими помещиками. Не будем однако осуждать руководителей четырехлетнего сейма за то, что они так мало подражали французским революционерам. "Права человека", провозглашенные в польской конституции, не вызвали бы в Польше тех последствий, что во Франции, потому что польское общество еще не было подготовлено к ним, они только произвели бы в нем волнение и тем самым затруднили бы дело политической реформы, в котором было усмот­рено самое скорое средство спасения отчизны.
В политической реформе заключается все значение консти­туции. Узнав из продолжительного опыта старинные недо­статки польской формы правления, законодатели четырехлетнего сейма окончательно порывают с свободным избранием, libe­rum veto, единогласием, независимостью должностей, конфедера­цией, делят государственную власть на три отдельные, самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судеб­ную, точно намечают их взаимные границы и каждую из этих властей основывают на разумных и практических принципах.
Законодательная власть составляется из посольской избы и избы сенаторской, в которой совещаются епископы, воеводы, кастеляны и министры под председательством короля. Каждая изба совещается отдельно, но при обыкновенных постановле­ниях (единовременные налоги, бюджет, война, трактаты) голоса обеих палат считаются вместе, в законодательстве же и в установлении постоянных налогов сенаторская изба может только отсрочить до ближайшего сейма постановление избы по­сольской. "Все и всюду должно быть решено большинством голосов", но основы конституции сейм может переменят только через каждые двадцать пять лет для того, чтобы избежать слишком скорых переворотов.
Если в законодательстве участие короля ограничивалось пред­седательством в сенате и решающим голосом в случае равенства голосов, то зато вся исполнительная власть была передана ему. Оставляя свободное избрание, но соединяя его с семейным престолонаследством и намечая ближайшую дина­стию в лице курфирста саксонского Фридриха Августа и его потомков, в действительности сделали престол наследствен­ным и прочным. Функции исполнительной власти король ис­правляет посредством министров (так называемые стражи — straz), которых назначает сам, но которые ответственны пе­ред сеймом. Ему, а в некоторых отношениях и министрам, подчиняются все другие правительственные учреждения: прави­тельственные и воеводские комиссии. Исполнительной власти принадлежало внутреннее управление государством в пределах, указанных законами и постановлениями сейма, и предва­рительные переговоры с иностранными государствами. Как далеко простиралась эта реформа, лучше всего можно видеть из того, что она должна была столкнуться даже с люблинской унией 1569 г. и выговоренное в ней отдельное правительство для «Литвы уничтожить особым установлением. Наконец консти­туция предоставляла полную независимость судебному ведомству, оставляя подробные улучшения его последующим постановле­ниям, и предлагала потрудиться над кодификацией граждан­ских и уголовных законов.
Эти общие принципы окончательно решали вопрос о даль­нейшем внутреннем развитии Речи Посполитой. Их нужно было развить в подробных постановлениях и осуществить. Эту трудную законодательную задачу сейм исполнил теперь с удивительным сравнительно успехом и с необычайным законодательным смыслом. Менее, чем в год были готовы пространные постановления о сейме и сеймиках, о королевской страже (министрах) и комиссиях, о судах и трибуналах, а многочисленные проекты указывали на то, что сейм, раз всту­пив на путь реформы, развил бы ее и в направлении обще­ственной организации.
В законодательном отношении четырехлетний сейм испол­нил свою задачу замечательным во всех отношениях спо­собом. Четыре года продолжался его труд, время нисколько не продолжительное, если принять во внимание, с какими трудно­стями приходилось ему бороться в этой области, и какие по­становления он оставил по себе, если принять во внимание, что реформа, которую он выполнил, не была искусственно на­вязанной, но вышла из недр самого народа и созрела только в продолжении сейма. По этому самому она была свидетельством возрождения, исправляла ошибки прошлого, в качестве про­граммы простиралась в будущее, вела народ к новому раз­витию и давала ему право жить.
Где однако шло дело о «быть или не быть», там реформа правительственной власти не могла быть достаточной. Нужен был политический смысл, нужно было сообразоваться с дан­ными условиями, а до этого не возвысился еще ни польский на­род, ни его сейм. Польша не хотела постепенной и мирной реформы путем подчинения России и не пыталась на такую ре­форму, пользуясь временным случаем, она провела решитель­ную реформу, направила ее прямо против существовавшего до сих пор влияния России, а сил своих не сосчитала. Суть заключалась, очевидно, не в сыром запасе таких сил. И по своему пространству, и по населению Польша составляла еще не последнее государство. Дело шло только о возможности сосредо­точения этих сил и об их соответственном употреблении. И вот четырехлетний сейм выполнил в этом отношении одно из условий, учредил правительственную власть, вокруг которой могли сосредоточиться усилия, направленные к защите, но не был в состоянии иди не умел создать другия условия.
Пока дело шло о составлении новых законов, масса народа-шляхты легко поддавалась стремлению просвещенных лю­дей, выступавших с энергией и искренним воодушевлением, когда же пришлось поддержать эти законы, то оказалось, что в большинстве народа недоставало этого воодушевления, а в от­дельных личностях проявились анархические стремления, для подавления которых не хватало мужества и традиции. С таким настроением должен был считаться и король, и его правитель­ство, и заседавшие на сейме. Для привлечения оппозиции король составил министерство из самых противоположных элемен­тов, которые не могли стараться действовать единообразно. В со­став его, рядом с Гугоном Коллонтаем и Игнатием Потоцким, предводителями патриотической партии, вошли известные предводители оппозиции и сторонники России, канцлер Малаховский и гетман Браницкий. Чтобы привлечь меньшинство к кон­ституции, большинство на сейме до чрезвычайности считалось с этим меньшинством, в продолжительных совещаниях замедляло или ослабляло важные постановления для привлечения массы шляхты, задержано было установление чрезвычайных налогов, без которых не могло быть речи о выставлении соответственной вооруженной силы. В октябре 1791 г. занялись серьезнее вопросом о войске и финансах, однако не прошло радикальное средство немедленной продажи коронных имений для приобретения капиталов на ведение войны, едва только в мае 1792 г. собрались увеличить подати, но это увеличение не могло быть достаточно. Блестящие, но исключительные примеры пожертвований отдельных личностей не могли заменить недо­статка общественной готовности к жертвам. Распоряжаясь незначительными средствами, военные власти, несмотря на усерд­ную деятельность, не могли выставить в последнюю минуту более 45.000 человек, которым многого недоставало относительно запасов, обучения и дисциплины. С такими средствами Польша не могла выступить активно и самостоятельно в один из самых грозных моментов, который приближался для всех государств Европы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.