Избрание Михаила Вишневецкого (1669 — 1673 гг). Второе по­ражение французской партии.

Только тесное соединение с Францией могло бы еще отвра­тить от Польши турецкие войны. Поэтому Ян Казимир, со­крушенный столькими поражениями, растерзанный смертью своей мужественной супруги (1667 г.), решил при жизни отречься от польского престола и через это проложить к нему дорогу кандидату, поддерживаемому Францией. Это намерение Ян Кази­мир действительно исполнил в 1668 г. Договорившись с французским королем о поддержке Фридриха Вильгельма, князя нейбургского, его преемником, он созвал сейм и, объявив ко всеобщему смятению, что заботы царствования совершенно сло­мили его силы, сложил корону и немедленно удалился на жи­тельство во Францию (умер там же в 1672 г.). Однако дальнейшие планы, которые он связывал с своим отречением, не осуществились. Когда дело
дошло до выбора, кандидатура князя нейбургского не нашла отклика, можновладство разбилось на раз­личные лагери, французская партия, с примасом Пражмовским, гетманом Собеским и подскарбием Морштыном, а также с могущественным на Литве родом Пацов во главе, поддерживала Конде, завидовавшие им Радзивиллы и Димитрий Вишневецкий, польный гетман, остались при князе нейбургском, Австрия выступила с Карлом, князем лотарингским, но все эти беспрестанно сталкивавшияся между собой партии оду­рачил честолюбивый и развращенный коронный подканцлер, Андрей Ольшовский. Толпам, собравшимся на избрание, он искусно предложил кандидатуру Пяста в лице Михаила Вишневецкого, сына князя Иеремии, и эти толпы, издавна чувство­вавшие отвращение к заграничным интригам вельмож, опа­саясь за свою золотую свободу, почитая память Иеремии, внезапно и единодушно выкрикнули королем Михаила. Это избрание, со­стоявшееся в 1669 г., было открытым протестом шляхты против олигархов, издавна ведших ее на помочах, было про­явлением самостоятельности. К несчастью каждый шаг, кото­рый шляхта делала на этом пути, был вместе с тем про­явлением её полного падения и утраты всякого политического понимания. Выбор сына Иеремии Вишневецкого был перчаткой, брошенной казачеству, выбор его как Пяста был перчаткой, брошенной единственной искренней союзнице, Франции. Молоко­сос, который неожиданно очутился на троне, без способно­стей, без заслуги и влияния, не нашедши в шляхте другой под­держки кроме крикливых и бессмысленных конфедераций, дол­жен был искать вне точку опоры и, не могши сблизиться с Францией из-за страха, как бы не утратить популярности, искал помощи в австрийском союзе и запечатлел его же­нитьбой на Элеоноре, сестре императора Леопольда. Избрание Михаила и австрийский союз, уничтожая мысль о внутренней реформе, равнялись обявлению войны казакам, татарам, и прежде всего Турции, которая как раз в это время устреми­лась к смертельной и окончательной борьбе с Австрией. По­этому весь конец ХVII столетия в польской истерии озаряет турецко-татарская война, наложившая на него особенный ха­рактер.
Толпам шляхты легче было бессмысленно провозгласить войну, чем впоследствии вести ее. Когда Дорошенко соединился с татарами и снова подчинился Турции, а султан для его за­щиты объявил войну Польше, стали срывать сеймы, а шляхта, собранная в лагере под Голэмбем, вместо того, чтобы идти на неприятеля, составила конфедерацию и поднимала громкие крики против французской партии. Турки тем временем заняли един­ственную польскую крепость на юге, Каменец, пробрались к Львову и продиктовали Михаилу в 1672 г. постыдный мир в Бучаче. Польша теряла Подолье и Украину и обязывалась уплачивать ежегодную дань.
Этим моментом решила воспользоваться французская пар­тия для осуществления реформы. Собеский, который во время ту­рецкой войны один только с малыми силами не поддавался неприятелю и, искрещивая Русь по всем направлениям, отважно громил татарские отряды, поддерживаемый примасом Пражмовским, человеком редкой решимости, постановил раз навсегда покончить с шляхетской глупостью, силой рассеять конфедера­ции, сбросить с трона бессильную куклу, посадить на него князя де-Лонгвиля и положить предел своеволию.
Печальные были это времена, когда существовавшие обяза­тельные законы устанавливали анархию и содействовали ей, и только от насильственного покушения на эти законы можно было ожидать спасения. Поэтому-то историк, глубже вникающий в прошедшее, не может отстаивать испорченный организм Речи Посполитой и её ослепленных сторонников, но должен с своим судом решительно перейти на сторону всякого пося­гательства на такой порядок, выходило ли оно от короля или от более благоразумных людей в народе.
Собеский, собравши войско, после двух удачных стычек с шляхетской партией, стал под Варшавой в Ловиче. Ну­жен был один смелый шаг, чтобы довести дело до конца, однако в последнюю минуту в Собеском взяла перевес поль­ская натура, мягкая и мало честолюбивая, еще более перевесило соображение о турецком могуществе, которое среди внутренней борьбы могло приготовить самую худшую участь. Предположе­ния реформы были отложены, склонились к примирению с ко­ролем, на сейме в 1673 г. изысканы были меры обороны, и Турции было отказано в дани. С тридцатитысячным муже­ственным войском Ян Собеский одержал блестящую победу над турками при Хотине в тот самый момент, когда король Михаил расставался с жизнью во Львове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.